Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА–2050/2016 о нарушении законодательств... от 23 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА–2050/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

19 декабря 2016 года                                                                 г. Краснодар

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

в отсутствие представителя ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», в присутствии представителя администрации г. Сочи, представителя МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства», рассмотрев жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (далее – Заявитель) на действия МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» (далее – Заказчик) при проведении администрацией г. Сочи (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Строительство дошкольного учреждения с. Лоо, ул. Астраханская (проектно-изыскательские работы, строительство) (Завершение строительства)» (извещение № 0118300018716001406) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые противоречат ГОСТ, а также носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Заказчиком в один лот объединены товары, работы и услуги, которые технологически и функционально не связаны между собой. В документации отсутствует срок действия контракта, в связи с чем, невозможно предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию, превышающую срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа, с доводами, изложенными в жалобе не согласны. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией г. Сочи для нужд Заказчика – МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» проводился электронный аукцион: «Строительство дошкольного учреждения с. Лоо, ул. Астраханская (проектно-изыскательские работы, строительство) (Завершение строительства)» (извещение № 0118300018716001406).

Начальная (максимальная) цена контракта – 198 118 077,55 рублей.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании п.п. 1), 2)  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п. 2) ч. 1 с. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В «Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении строительно-монтажных работ» аукционной документации установлено:

2

Брус

 

материал

хвойная порода III  сорта

толщина, мм

не менее 40

ширина, мм

 75-150

4

Доска

 

материал

хвойная порода IV сорта

Параметр шероховатости поверхности
пиломатериалов Rmmax, мкм

Не должен превышать 1250

П. 2.5 ГОСТ 8486-86 установлено, что параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016.

Согласно п. 16 Таблицы 1 ГОСТ 18288-87 брус – это пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.

156

Бруски обрезные

 

материал

хвойные породы

длина,м

4-6,5

ширина, мм

75-150

толщина, мм

100,125

сорт

 II

           

Согласно п. 20 Таблицы 1 ГОСТ 18288-87 брусок – пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.

Аналогичные требования установлены по позиции 157.

Таким образом, установленные Заказчиком значения показателей противоречат ГОСТам.

Также Заказчиком по позициям 7, 8, 10, 36, 50, 166, 167, 238, 239, 250, 316 установлено требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товаров (материалов), которые возможно установить только по результатам испытаний.

Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, носят необъективный характер.

Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Заявитель также указывает, что Заказчиком установлено требование к товару (материалу), который является лишь используемым при выполнении работ расходным материалом, не влияющим на результат выполнения работ (позиция 238 «Кислород технический газообразный»). Кроме того, по ряду позиций не установлены требования о соответствии конкретным ГОСТам.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит ограничения по установлению необходимых Заказчику товаров (материалов), которые используются в процессе выполнения работ (оказания услуг). Закон о контрактной системе также не обязывает Заказчика указывать конкретные ГОСты применительно к каждой позиции, а лишь указывают, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, соответствующие ГОСтам. Ссылка на конкретные ГОСТы, применяемые при выполнении работ содержится в файле «Материалы».

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).

Ст. 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Из анализа указанных норм следует, что для предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, соответствующей положениям ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, должен быть установлен срок действия контракта.

При этом в п. 3.3 проекта контракта установлено: Контракт считается заключенным с момента указанного в п. 3.1 и действует до полного выполнения сторонами принятых на себя обязательств.

Таким образом, действие контракта, изложенное в п. 3.3 является некорректным, поскольку не содержит указание на событие, которое должно неизбежно наступить.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что приложение № 1 к проекту контракта содержит график исполнения контракта, а именно:

 

Наименование  работ

Сроки  работ

Стоимость работ с учетом НДС 18 %  (руб.)

Начало

Окончание

на выполнение строительно-монтажных работ по объекту:

"Строительство дошкольного учреждения с. Лоо, ул. Астраханская (проектно-изыскательские работы, строительство)" (Завершение строительства)

Дата заключения контракта

20 декабря 2017года

Разбивка по этапам и срокам выполнения этапов производится при заключении контракта

П. 5.2. проекта контракта: Общий срок приемки муниципальным заказчиком выполненных работ (объекта) составляет не более 10 рабочих дней. Муниципальный заказчик, получивший сообщение от Подрядчика, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней приступает к приемке выполненных работ (объекта).Приемка выполненных работ осуществляется в течении 5 (пяти) рабочих дней, после чего составляется акт приемки законченного строительством объекта (КС-11).

П. 13.5 проекта контракта: Муниципальный заказчик не позднее, чем через 30 (тридцать) рабочих дней после подписания им акта приемки законченного строительством объекта (КС-11) и всех справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-2, КС-3), обязуется оплатить Подрядчику стоимость принятых Муниципальным заказчиком по акту работ, в соответствии с графиком финансирования работ (Приложение № 2), после представления Подрядчиком Муниципальному заказчику счетов (счетов-фактур) и при условии перечисления в порядке, установленном разделом 16 настоящего контракта, неустойки (при ее наличии) в доход бюджета города Сочи, на основании платежного документа, оформленного Муниципальным заказчиком (получателем бюджетных средств) с указанием в таком платежном документе Подрядчика, за которого осуществляется перечисление неустойки в соответствии с условиями контракта. 

Таким образом, наличие графика производства, с указанием окончания сроков выполнения работ, а также указание максимальных сроков приемки и оплаты работ, позволяет рассчитать сроки действия банковской гарантии, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в один лот объединены товары, работы и услуги, которые технологически и функционально не связаны между собой.

Вместе с тем, предметом данного электронного аукциона является комплекс работ для подготовки дошкольного учреждения к возможности его эксплуатации, работы «под ключ».

В соответствии с п. 1.2 «Положения об организации строительства «под ключ», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147 метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

  При таких условиях подлежащие выполнению и поставке в рамках контракта работы и товары, выступают единым комплексом и связаны между собой по значимым критериям (технологически и функционально), в связи с чем, объединение в один лот строительных работ и поставку оборудования не противоречит законодательству о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» обоснованной в части необъективного описания объекта закупки, а также установления значений показателей, которые противоречат ГОСТам.

2. Признать в действиях Заказчика – МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64, Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику – МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства», Уполномоченному органу – администрации г. Сочи (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу повторно не передавать.

 

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны