Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА –2069/2016 о нарушении законодательст... от 26 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА –2069/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

20 декабря 2016 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Кальрос» (далее – Заявитель) на действия заказчика - МБУ «Таманский культурно-социальный центр» Таманского сельского поселения Темрюкского района при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт здания ДК «Юность»» (извещение № 0318300245716000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - МБУ «Таманский культурно-социальный центр» Таманского сельского поселения Темрюкского района проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт здания ДК «Юность»» (извещение № 0318300245716000006).

Начальная (максимальная) цена контракта – 32 231 960,00 рублей.

В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ в приложении к разделу 2 «Описание объекта закупки»:

- п.7 «Плиты минераловатные теплоизоляционные»: «Размеры, см: длина 100-200, ширина от 50, толщина 50 или 100». Однако ГОСТом 9573-2012 установлено, что минераловатные плиты выпускаются толщиной не более 200 мм.

- п. 14 «Кирпич керамический полнотелый»: «Размер, мм, длина / ширина / высота: 250 / 125 / 65». В ГОСТ 530-2012 отсутствует кирпич с шириной 125 мм.

В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Заказчику был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации: «Добрый день. Прошу разъяснить: п.6 Шуруп-саморез с уплотнительной шайбой-прокладкой - уплотнительная шайба ЭПДМ, а должна быть EPDM. Какая прокладка имелась в виду? п.7 Плиты минераловатные - размеры, толщина - 50 или 100 см, на самом деле толщина 50 или 100 мм. Какой толщины плиты имелись в виду? п. 11 Кирпич керамический полнотелый, размеры 250/125/65, согласно ГОСТ 530-2007, такой кирпич имеет размеры 250/120/65. Какой кирпич имелся в виду?

Заказчиком был дан ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации: «-Материал, из которого должна быть изготовлена уплотнительная шайба, называется этиленпропилендиен-каучук. Посредством английской аббревиатуры он обозначается как EPDM, что идентично сокращению на кириллице ЭПДМ. В наименовании единичных расценок в строительстве используется наименование специальной уплотнительной прокладки (шайбы) из ЭПДМ. Например, ТЕР12-01-020-01, который учтен в составе смет из аукционной документации.

- Толщину теплоизоляционных плит, с учетом технической опечатки в единице измерения толщины в таблице сведений о материалах необходимо учитывать как 50-100 мм, либо 5-10 см. Для каждого линейного размера (длина, ширина, толщина) плит теплоизоляционных рекомендуем представить свои единицы измерения. По инструкции: В случае наличия альтернативной (эквивалентной) единицы измерения участник имеет возможность предоставить соответствующее значение показателя (параметра) используемого товара (материала) с учетом и указанием альтернативной (эквивалентной) единицы измерения.

- Размеры кирпича, требуемые заказчику, указаны как 250 / 125 / 65, мм, что согласно инструкции при использовании знака "/", означает свойство товара обладать показателем с альтернативной возможностью его применения  и участнику необходимо предлагать товар с таким же значением. Соответствие требованиям ГОСТ по данной товарной позиции заказчиком не установлено. Однако в связи с тем, что стандартной и наиболее распространенной шириной кирпича является размер в 120 мм  - вне зависимости от указанного участником значения ширины 125 или 120 мм, оно не будет считаться несоответствующим».

Таким образом, данные разъяснения положений аукционной документации, в нарушение Закона о контрактной системе, меняют суть аукционной документации и лишает участника возможности корректно подать заявку на участие в электронном аукционе.

В соответствии с п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

п.31 Информационной карты установлено следующее: «Дата начала предоставления заказчиком разъяснений положений документации об аукционе - 28.11.2016г.; Окончание срока направления участниками запросов за разъяснениями положений документации об аукционе заказчику - 12.12.2016г.».

В тоже время в документации отсутствует дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.

В соответствии с п.3) ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании п.2) Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 года) устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка и предоставление документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В п.42 Информационной карты документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленных в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, а  именно:

«Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ…».

в действующей редакции от 25.11.2016 г. установлены следующие документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

Заказчик установил дополнительное требование о предоставлении Участником копий актов приемки объектов капитального строительства для подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям, не предусмотренное Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 года.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель указывает, что в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ): «Установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457». Однако, п.4 ст.42 Закона о контрактной системе устанавливает ограничение участия в определении поставщика субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: Установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457, а также Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ): Установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Кальрос» обоснованной в части установления требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, не соответствующих ГОСТ; отсутствия даты окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации; установления дополнительного требования, не предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г.; предоставления разъяснений положений аукционной документации, изменяющих суть аукционной документации.

2. Признать в действиях заказчика – МБУ «Таманский культурно-социальный центр» Таманского сельского поселения Темрюкского района  нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, ч.3 ст.31, ч.5 ст.65, п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику - МБУ «Таманский культурно-социальный центр» Таманского сельского поселения Темрюкского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №651

по делу №ЭА-2069/2016 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

20 декабря 2016 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), на основании своего решения от 20.12.2016г. по делу №ЭА-2069/2016, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Кальрос» на действия заказчика - МБУ «Таманский культурно-социальный центр» Таманского сельского поселения Темрюкского района при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт здания ДК «Юность»» (извещение № 0318300245716000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Закона о контрактной системе предписывает:

1. Заказчику - МБУ «Таманский культурно-социальный центр» Таманского сельского поселения Темрюкского района (аукционной комиссии) устранить нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, ч.3 ст.31, ч.5 ст.65, п.11) ч.1 ст.64Закона о контрактной системе, а именно:

- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион № 0318300245716000006);

- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 20.12.2016 по делу № ЭА-2069/2016;

2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.

3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0318300245716000006. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.

5. Заказчику в письменном виде в срок до 20.01.2017г. сообщить об исполнении предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны