Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 209/2017 о нарушении законодательст... от 13 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 209/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 марта 2017 года                                                                                   г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Старт Хаус» (далее – Заявитель) на действия Заказчика- ФГКУ «Санаторий «Звездочка» ФСБ РФ при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт пищеблока санатория» (извещение № 0318100000317000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что извещение о проведении электронного аукциона не соответствует п. 6 ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе; сроки выполнения работ, установленные в документации, не соответствуют проектной документации; извещение о проведении электронного аукциона не соответствует информации, установленной в аукционной документации; извещение о проведении электронного аукциона противоречит п. 8 ст. 43 Закона о контрактной системе; п. 8 раздела «Информационная карта» ограничивает права и законные интересы участников закупки; описание объекта закупки (п. 5, 8, 10, 1, 2, 3, 12, 15) не соответствует требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают документацию соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

ФГКУ «Санаторий «Звездочка» ФСБ РФ проводился электронный аукцион «Капитальный ремонт пищеблока санатория»» (извещение № 0318100000317000001).

Начальная (максимальная) цена контракта – 25 835 340 ,00 рублей.

Согласно п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона

В извещении о проведении электронного аукциона в графе «Требования к участникам» установлено «Единые требования к участникам в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ установлены в прикрепленном файле: "Извещение".».

В составе файлов аукционной документации, размещенной в единой информационной системе, закреплен документ «Извещение», содержащий перечень документов, которые должны быть представлены участникам электронного аукциона в составе заявки, что не противоречит п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В п. 5 раздела «Информационная карта» указано «Срок выполнения работ (оказания услуг): в течение 86 (Восьмидесяти шести) рабочих дней со дня заключения государственного контракта. Срок выполнения отдельных этапов работ определен в Приложении №9: Проектная документация «Проект организации строительства» СЭК.02-11.2014-ПОС. к настоящей документации об аукционе.».

В приложении № 9 «Проект организации строительства» установлено, что продолжительность капитального ремонта здания пищеблока составляет 86 рабочих дней, в том числе подготовительный период- 20 рабочих дней, основной период ремонта 66 рабочих дней.

Таким образом, п. 5 раздела «Информационная карта» соответствует проектной документации.

Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В п. 4.3 проекта контракта установлено: общая продолжительность выполнения работ составляет 86 (Восемьдесят                шесть) рабочих дней.

В свою очередь в извещении о проведении электронного аукциона в графе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» указано «Ежедневно», информации о сроках, предусмотренных проектной документацией, аукционной документацией извещение не содержит, что противоречит ч. 3 ст. 7, п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе.

Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона (п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе).

 Извещение о проведении электронного аукциона, в нарушение п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требование к нему и информацию о банковском сопровождении контракта не содержит.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

На основании ч. 3, 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц; в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624  (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2010 года. Регистрационный №16902) (далее – Приказ).

Таким образом, согласно ч. 3, 3.1 лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В п. 8 раздела «Информационная карта» установлено : «участник закупки должен  иметь действующее свидетельство о допуске к видам работ, относящимся к предмету данного аукциона, выданное саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом от 30.12.2009г.  № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»), в том числе:

         6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:

         6.1. Опалубочные работы;

         6.2. Арматурные работы;

         6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

         10. Монтаж металлических конструкций:

         10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.

         12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):

         12.5. Устройство оклеечной изоляции;

         12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;

         17. Устройство наружных сетей канализации:

         17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;

         17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев.

         20. Устройство наружных электрических сетей

         20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.

         33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

         33.3. Жилищно-гражданское строительство.

(стоимость по одному договору должна соответствовать требованиям части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).».

Предметом контракта является капитальный ремонт пищеблока, данные виды работ подпадают под требования п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство Приказа. При этом, проектом контракта предусмотрено привлечение субподрядчиков. Вместе с тем, изложив требование к участникам подобным образом, Заказчик исключает возможность привлечения субподрядных организаций.

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

 Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).

В аукционной документации заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ с указанием характеристик, а также Инструкция по заполнению заявки.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287).

Так по п. 5 описания объекта закупки, Заказчиком установлено «…Трубы должны изготавливаться из стали марки СТ 1-3 любой степени раскисления по ГОСТ 380-2005…», согласно инструкции по заполнению заявки если заказчиком использован термин «любой» со ссылкой на соответствующий стандарт, участник должен указать одно точное значение показателя в соответствии с данным стандартом.

В нарушение норм действующего законодательства Заказчиком установлены требования к материалу, из которого впоследствии будет изготовлен товар, используемый для выполнения работ, при этом также отсутствуют максимальные (минимальные) значения показателя, поскольку слово «любой» не относится к категории показателей и определяет неограниченный перечень значений и обозначений, что исключает возможность корректной подачи заявки на участие в электронном аукционе и противоречит ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение допущено Заказчиком по п. 10, 1, 3, 8, 12, 15.

По п. 8 «Прокат листовой горячекатаный» при указании размеров листа стали Заказчиком не указаны единицы измерения, в свою очередь инструкцией по заполнению заявки обязанность указания единиц измерения возложена на потенциального участника закупки, что противоречит п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Старт Хаус» обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 2, 8 ст. 42, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 31, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  2.  Признать в действиях Заказчика – ФГКУ «Санаторий «Звездочка» ФСБ РФ нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2, 8 ст. 42, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 31, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику - ФГКУ «Санаторий «Звездочка» ФСБ РФ  (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4.  Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №76

по делу №ЭА-209/2017 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 марта 2017 года                                                                                      г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

  рассмотрев жалобу ООО «Старт Хаус» (далее – Заявитель) на действия Заказчика- ФГКУ «Санаторий «Звездочка» ФСБ РФ при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт пищеблока санатория» (извещение № 0318100000317000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Закона о контрактной системе предписывает:

1. ФГКУ «Санаторий «Звездочка» ФСБ РФ (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2, 8 ст. 42, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 31, п. 2) ч. 1 ст. 64Закона о контрактной системе, а именно: отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона; внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 06.03.2017 по делу № ЭА-209/2017; разместить на официальном сайте;

2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.

3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0318100000317000001. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.

5. Заказчику в письменном виде в срок до 28.03.2017 сообщить об исполнении предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны