Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 2109/2018 о нарушении законодательств... от 24 декабря 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № ЭА – 2109/2018 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
24 декабря 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО «Скорость» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» при проведении электронного аукциона: «Поставка птицы и мясной продукции» (извещение № 0318100028518000296) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении №1 к Разделу «Техническое задание» по п.1 «Говядина», п.4 «Мясо свинины окорок», п.6 «Окорочка», п.8 «Печень куриная» установлены требования с нарушением ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Поставка птицы и мясной продукции» (извещение № 0318100028518000296).
Начальная (максимальная) цена контракта – 29 185 261,19 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Приложение №1 к Разделу «Техническое задание», где Заказчиком установлены требования к качественным и функциональным показателям товара.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в Разделе «Техническое задание» документации электронного аукциона установлены требования к качественным характеристикам товара с нарушением ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком по поз.1 «Говядина б/к» установлено:
№ |
Наименование |
Общие требования, описание, характеристики, параметры, значения |
Единицы измерения |
Минимальные значения |
Диапазонное значение |
Значения, характеристики, параметры, которые могут изменяться |
1 |
Говядина б/к |
Внешний вид деятельности |
|
|
|
куски мяса должны быть без костей, хрящей и крупных сухожилий, не допускается наличие прирезей внутренних органов, не должно быть лимфатических узлов, кровяных сгустков, крупных кровеносных сосудов |
Требуется мясо, полученное в результате переработки крупного рогатого скота, в возрасте |
месяцев |
|
от 8 до 24 |
|
||
Цвет должен быть (от розового до красного цвета) |
|
|
|
|
||
Жир может быть |
|
|
|
белый или белый с желтоватым оттенком |
||
Отрубы должны вырабатываться по технологической инструкции с соблюдением правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, требуются виды отрубов |
|
|
|
Спинно-поясничный бескостный, лопаточный без голяшки бескостный или спинной бескостный, верхняя часть тазобедренного труба бескостная |
||
В зависимости от упитанности говядина требуется категории: |
|
|
|
первой; второй |
||
Мышцы должны быть развиты удовлетворительно, бедра имеют впадины, остистые отростки позвонков, седалищные бугры и маклоки выступают отчетливо; мышцы развитых хорошо, лопатки без впадин, бедра не подтянуты, остистые отростки позвонков, седалищные бугры и маклоки слегка выступают |
|
|
|
|
||
В зависимости от термического состояния говядина требуется замороженная |
|
|
|
|
||
Мясо, должно подвергаться замораживанию до температуры в толще мышцы |
0С |
|
|
не выше минус 8 |
||
Не допускается замораживание мяса более одного раза |
|
|
|
|
||
Не допускается на замороженной говядине наличие льда и снега |
|
|
|
|
||
Остаточной срок годности продукта к моменту отгрузки с соблюдением температурного режима должен составлять |
месяцев |
2 |
|
до 6 |
||
Показатели качества должны соответствовать требованиям ГОСТ 31798-2012, ГОСТ 31797-2012 |
|
|
|
|
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз.1 «Говядина б/к» неправомерно установлено требование: «В зависимости от термического состояния говядина требуется замороженная», при этом установлено требование «Мясо, должно подвергаться замораживанию до температуры в толще мышцы, 0С, не выше минус 8». При этом установлено соответствие ГОСТ 31798-2012, ГОСТ 31797-2012.
Согласно ГОСТ 31798-2012 «Говядина и телятина для производства продуктов детского питания. Технические условия» п.5.1.4 По термическому состоянию мясо подразделяют:
- на охлажденное - подвергнутое охлаждению до температуры в толще мышцы бедра или лопатки от минус 1°С до 4°С, поверхность мяса неувлаженная, с корочкой подсыхания;
- подмороженное - подвергнутое подмораживанию и имеющее температуру в толще мышцы бедра или лопатки на глубине 1 см от минус 3°С до минус 5°С, на глубине 6 см - от 0°С до 2°С. При хранении температура по всему объему полутуши должна быть от минус 2°С до минус 3°С;
- замороженное - подвергнутое замораживанию до температуры в толще мышцы бедра не выше минус 18°С.
Примечание - Не допускается замораживание мяса более одного раза.
Согласно ГОСТ, замороженное мясо подвергается замораживанию при температуре минус 180С и менее, т.е. минус 190С, минус 200С и т.д., однако заказчик требует не выше минус 80С., т.е. при температуре более той, которая требуется в ГОСТ.
Документация электронного аукциона содержит Раздел «Инструкция по заполнению заявки», где Заказчиком установлено: «Графа 7 технического задания (если иное не предусмотрено инструкцией): Значение, указанное в данной графе в сопровождении слов, словосочетаний или знаков: «не выше», «не более», «менее», «ниже», «<», «>», «≥», «≤» в предложении участника должно быть конкретизированы при этом «не выше», «не более» включают крайние значения; значения в сопровождении слов: «менее», «ниже», значит, что требуемые значения, в предложении участника, должны быть соответственно менее требуемых значений Заказчика».
Требования Заказчика противоречат требованиям ГОСТ и позволяют участникам подать заявки с нарушениями, тем самым ограничивая конкуренцию среди потенциальных участников. Таким образом, требования Заказчика не соответствуют ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком по поз.4 «Мясо свинины окорок б/к» установлено:
№ |
Наименование |
Общие требования, описание, характеристики, параметры, значения |
Единицы измерения |
Минимальные значения |
Диапазонное значение |
Значения, характеристики, параметры, которые могут изменяться |
4 |
Мясо свинины окорок б/к |
Требуется мясо свинины жилованное замороженное в блоках для детского питания, класс А, группа 2, подгруппы 2.1; 2.2 |
|
|
|
|
Внешний вид должен быть |
|
|
|
Куски мяса требуются без костей, хрящей и крупных сухожилий. Не допускается наличие прирезей внутренних органов, лимфатических узлов, кровяных сгустков, крупных кровеносных сосудов. Не должно быть признаков повторного замораживания, постороннего запаха, не свойственного данному виду продукта |
||
Массовая доля жировой ткани требуется |
% |
|
от 13.0 до 32.0 |
|
||
Отрубы должны вырабатываться по технологической инструкции с соблюдением правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, требуются виды отрубов |
|
|
|
Наружная часть бескостного тазобедренного отруба, боковая часть тазобедренного отруба бескостная; верхняя часть бескостного тазобедренного отруба |
||
Не допускается к поставке мясо хряков и мясо от тощих животных |
|
|
|
|
||
Остаточный срок годности продукта к моменту отгрузки с соблюдением температурного режима должен составлять |
месяцев |
|
|
6-2 |
||
Показатели качества должны соответствовать требованиям ГОСТ 31799-2012, ГОСТ 31476-2012 |
|
|
|
|
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз.4 «Мясо свинины окорок б/к» неправомерно установлено требование: «Требуется мясо свинины жилованное замороженное в блоках для детского питания, класс А, группа 2, подгруппы 2.1; 2.2», при этом установлено «Массовая доля жировой ткани требуется, %, от 13.0 до 32.0» соответствие ГОСТ31799-2012, ГОСТ 31476-2012.
Согласно ГОСТ 31799-2012 «Мясо и субпродукты, замороженные в блоках, для производства продуктов питания детей раннего возраста. Технические условия» установлена классификация. П 4.1 в зависимости от вида и состава используемого сырья мясо в блоках и субпродукты в блоках подразделяют на классы А и Б, группы 1-4 и подгруппы: 1.1-1.4 для группы 1; 2.1-2.3 для группы 2.
Класс А - мясо жилованное, замороженное в блоках, вырабатывают следующих наименований:
группа 2 свинина:
подгруппа 2.1 - массовой долей жировой ткани от 13,0% до 17,0% включ.,
подгруппа 2.2 - массовой долей жировой ткани от 28,0% до 32,0% включ.,
подгруппа 2.3 - массовой долей жировой ткани не более 50,0% включ.;
Следовательно, согласно ГОСТ массовая доля жировой ткани может быть от 13,0% до 17,0% включительно, для подгруппы 2.1 и от 28,0% до 32,0% включительно, для подгруппы 2.2, однако заказчик требует от 13.0 до 32.0% т.е. Заказчик допускает указать и другие значения, например, от 18% до 22%, или же от 22% до 26%, и т.д., которые не соответствуют ГОСТ.
Таким образом, требования Заказчика противоречат ГОСТ и позволяют участникам закупки указать значения, соответствующие требованиям документации, но противоречащие ГОСТ и нарушают ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком по поз.6 «Окорочка» установлено:
№ |
Наименование |
Общие требования, описание, характеристики, параметры, значения |
Единицы измерения |
Значения, характеристики, параметры, которые могут изменяться |
6 |
Окорочка |
Требуется часть тушки, состоящая из бедренной и берцовой костей с прилегающими к ним мякотными тканями, может быть с кожей или без нее, не должно быть прилегающего брюшного жира. |
|
|
Должна быть хорошо обескровленная, чистая, без посторонних запахов, без видимых кровяных сгустков. Мышцы должны быть развиты хорошо. |
|
|
||
По термическому состоянию замороженные, с температурой в тоще продукт |
0С |
не более 12 |
||
Цвет мышечной такни требуется |
|
(от бледно-розовой до розового) |
||
Цвет кожи должен быть |
|
бледно-желтый с розовым оттенком или без него |
||
Оперение должно быть полностью удалено. Не допускается наличие пеньков, волосовидного пера. Кожа необходима чистая, без разрывов, царапин, пятен, ссадин. Костная система должна быть без переломов и деформаций. Не должно быть холодильных ожогов, пятен от различной желчи |
|
|
||
Запах свойственный свежему мясу данного вида птиц |
|
|
||
Масса нетто одного окорочка в пределах |
кг |
не менее 250 не более 350 |
||
Остаточный срок годности продукта к моменту отгрузки с соблюдением температурного режима должен составлять |
месяцев |
не более 1 |
||
Показатели качества должны соответствовать требованиям ГОСТ 31936-2012; ГОСТ 31962-2013 |
|
|
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз.6 «Окорочка» неправомерно установлено требование: «По термическому состоянию замороженные, с температурой в тоще продукт, 0С, не более 12», при этом установлено соответствие ГОСТ 31936-2012; ГОСТ 31962-2013.
Согласно ГОСТ 31962-2013 «Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия» п.3.2 в зависимости от температуры в толще мышц мясо кур по термическому состоянию подразделяют:
- на остывшее, полученное непосредственно после убоя птицы с температурой не выше 25°С;
- охлажденное с температурой от минус 2°С до плюс 4°С включительно;
- замороженное с температурой не выше минус 12°С;
- глубокозамороженное с температурой не выше минус 18°С.
Согласно ГОСТ температура должна быть минус 120С и ниже, т.е. минус 130С, минус 140С и т.д., однако Заказчик требует «не более 120С» значение не отрицательное, следовательно, по мнению Заказчика температура замороженного окорочка должна быть не более +120С, т.е. Заказчик допускает положительную температуру, что невозможно.
Таким образом, требования Заказчика противоречат ГОСТ и позволяют участникам закупки указать значения, соответствующие требованиям документации, но противоречащие ГОСТ и нарушают ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком по поз.8 «Печень куриная» установлено:
№ |
Наименование |
Общие требования, описание, характеристики, параметры, значения |
Единицы измерения |
Минимальные значения |
Диапазонное значение |
Значения, характеристики, параметры, которые могут изменяться |
8 |
Печень куриная |
Требуется обработанная печень, должна состоять из одной или двух долей, консистенция должна быть упругая с гладкой поверхностью |
|
|
|
|
Цвет должен быть |
|
|
|
(от бурого до коричневато-красного) |
||
Должна быть чистая, без желчного пузыря, пятен от различной желчи и посторонних приризей, допускается наличие незначительных остатков жировой и соединительной тканей |
|
|
|
|
||
Субпродукты по термическому состоянию требуются замороженные; глубокозамороженные с температурой в толще продукт |
0С |
|
|
не выше - 8 |
||
Субпродукты должны вырабатываться из здоровой птицы, которая должна пройти ветеринарно-санитарную экспертизу и санитарным требованиям |
|
|
|
|
||
Упаковка соответствует ГОСТу и обеспечивает сохранность товара при транспортировке и погрузо-разгрузочных работах. Фасовка должна быть |
кг |
|
1 |
|
||
Остаточный срок годности продукта к моменту отгрузки с соблюдением температурного режима должен составлять |
месяцев |
|
|
Более 2 менее 5 |
||
Показатели качества должны соответствовать требованиям ГОСТ 31657-2012 |
|
|
|
|
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз.8 «Печень куриная» неправомерно установлено требование: «Субпродукты по термическому состоянию требуются замороженные; глубокозамороженные с температурой в толще продукт, 0С, не выше -8», при этом установлено соответствие ГОСТ 31657-2012.
Согласно ГОСТ 31657-2012 «Субпродукты птицы. Технические условия» установлено: п.3.2 в зависимости от температуры в толще продукта субпродукты по термическому состоянию подразделяют на охлажденные - температурой от 0°С до 4°С включительно, подмороженные - с температурой от минус 2°С до минус 3°С включительно, замороженные - с температурой не выше минус 8°С и глубокозамороженные - с температурой не выше минус 18°С.
Согласно ГОСТ, глубокозамороженная печень должна иметь температуру не выше минус 180С. т.е. минус 18, минус 19 и т.д. Однако, Заказчик требует не выше - 80С. Из этого следует, что требования Заказчика противоречат ГОСТ и позволяют участникам закупки указать значения, соответствующие требованиям документации, но противоречащие ГОСТ и нарушают ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требования Заказчика противоречат ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе (поз.1, 4, 6, 8).
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Скорость» обоснованной.
- Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (единой комиссии) нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
- Заказчику (единой комиссии) – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
- Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 729
по делу № ЭА-2109/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
24 декабря 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 24.12.2018г. по делу №ЭА-2109/2018 принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Скорость» на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» при проведении электронного аукциона: «Поставка птицы и мясной продукции» (извещение № 0318100028518000296) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
- Заказчику - ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (единой комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу № ЭА-2109/2018 от 24.12.2018г.
- Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.
4. В срок до 14.01.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.