Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 2117/2018 о нарушении законодательств... от 24 декабря 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЭА – 2117/2018 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
24 декабря 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Нижельского А.Н. (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Поставка кисломолочной продукции с преимуществом УИС» (извещение № 0318100028518000292) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком в описании объекта закупки установлены неправомерные требования по позиции «масло».
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протоколы, составленные в ходе проведения закупки. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Поставка кисломолочной продукции с преимуществом УИС» (извещение № 0318100028518000292).
Начальная (максимальная) цена контракта – 6 767 199,14 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении 1 «Техническое задание» к «Описанию объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:
В соответствии с разделом «Инструкция по заполнению заявки» аукционной документации значение, стоящие после «от» и/или «до» в предложении участника должно быть конкретизировано, не включая крайнее значение.
Диапазон значений, указанный через знак «-» (тире, дефис) и/или в сопровождении слов: «не менее», в предложении участника может быть равный или более установленного; «не более» в предложении участника может быть равный или менее установленного.
Таким образом, учитывая положения инструкции по заполнению заявки, Заказчик требует от участника закупки указать в своей заявке конкретный показатель кислотности, массовой доли влаги, массовой доли белка творога.
При этом, в соответствии с ГОСТ 31453-2013 «Творог. Технические условия» по физико-химическим показателям продукт должен соответствовать нормам, указанным в таблице 2:
Наиме- |
Норма для продукта с массовой долей жира, %, не менее |
|||||||||||||
обез- |
2,0 |
3,0 |
3,8 |
4,0 |
5,0 |
7,0 |
9,0 |
12,0 |
15,0 |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
23,0 |
|
Массовая доля белка, %, не менее |
18,0 |
16,0 |
14,0 |
|||||||||||
Массовая доля влаги, %, не более |
80,0 |
76,0 |
75,0 |
73,0 |
70,0 |
65,0 |
60,0 |
|||||||
Кислотность, °Т, не более |
240 |
230 |
220 |
210 |
200 |
|||||||||
Фосфатаза или пероксидаза |
Не допускается |
|||||||||||||
Температура продукта при выпуске с предприятия, °C |
4±2 |
|||||||||||||
Примечание - Для продукта, произведенного из цельного молока, массовую долю жира устанавливают в технологической инструкции в виде диапазона фактических значений ("от….до….", %). |
Исходя из раздела 7 ГОСТа 31453-2013 кислотность, массовая доли влаги, массовая доли белка творога является физико-химическим показателям продукта и определяется путем проведения испытаний.
Таким образом, показатель кислотности, массовой доли влаги, массовой доли белка творога не подлежит конкретизации и в зависимости от партий поставки товара может быть различной.
Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь товар в наличии, и не может определить конкретный показатель кислотности, массовой доли влаги, массовой доли белка творога.
В приложении 1 «Техническое задание» к «Описанию объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:
В соответствии с разделом «Инструкция по заполнению заявки» аукционной документации диапазон значений, указанный через знак «-» (тире, дефис) и/или в сопровождении слов: «не менее», в предложении участника может быть равный или более установленного; «не более» в предложении участника может быть равный или менее установленного.
Таким образом, учитывая положения инструкции по заполнению заявки, Заказчик требует от участника закупки указать в своей заявке конкретный показатель рН, массовой доли жира, массовой доли влаги, массовой доли поваренной соли.
При этом, в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия» по физико-химическим показателям сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 4:
Наименование сыра |
Массовая доля |
Активная кислотность, рН |
||
жира в пересчете на сухое вещество |
влаги, не более |
хлористого натрия (поваренной соли) |
||
Советский |
50,0±1,6 |
42,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
От 5,40 до 5,70 включ. |
Российский |
50,0±1,6 |
43,0 |
От 1,3 до 1,8 включ. |
От 5,15 до 5,35 включ. |
Голландский |
50,0±1,6 (шаровидный) |
43,0 |
От 1,5 до 3,0 включ. |
От 5,25 до 5,45 включ. |
45,0±1,6 (брусковый) |
44,0 |
|||
Костромской |
45,0±1,6 |
44,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
Исходя из раздела 7 вышеизложенного ГОСТ рН, массовая доля жира, массовая доля влаги является физико-химическим показателям продукта и определяется путем проведения испытаний.
Таким образом, показатель рН, массовой доли жира, массовой доли влаги не подлежит конкретизации и в зависимости от партий поставки товара может быть различной.
Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь товар в наличии, и не может определить конкретный показатель рН, массовой доли жира, массовой доли влаги.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования с учетом положений инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, которые станут известны при испытании определенной партии товара, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На рассмотрении Комиссии установлено, что согласно протокола № 0318100028518000292 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.12.2018г. на участие в электронном аукционе подано 9 заявок участников закупки, 7 участников закупки отклонены от участия в электронном аукционе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ИП Нижельского А.Н. обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ФГБОУ «ВДЦ «Смена» выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе № 727 от 24.12.2018 г. по делу № ЭА-2104/2018, повторное предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.