Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 2142/2018 о нарушении законодательств... от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 2142/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

28 декабря 2018 года                                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (

 

рассмотрев жалобу ООО «КиС» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» при проведении электронного аукциона: «Поставка яиц куриных» (извещение № 0318100028518000320) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «КиС» указывает, что Заказчиком сокращен срок подачи заявок, размещено извещение с нарушением ст.63 Закона о контрактной системе, установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации с нарушением п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. В нарушении ст.33, ст.64 Закона о контрактной системе по поз.1 «Яйцо куриное» установлен показатель «остаточный срок хранения не менее 75 суток», что противоречит ГОСТ 31654-2012.

Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Поставка яиц куриных» (извещение № 0318100028518000320).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 594 306,25 рублей.

На основании ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Данная правовая норма предусматривает возможность направления участниками закупок запросов о даче разъяснений не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок.

Заказчиком в ЕИС 18.12.2018г. размещено извещение об осуществлении закупки и аукционная документация. Согласно извещению и аукционной документации:

Дата и время окончания подачи заявок

25.12.2018  09:00

Дата начала срока предоставления участникам настоящего аукциона разъяснений положений документации -

«17» декабря 2018 г.

дата окончания приема запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе -

«21» декабря 2018 г.

Дата окончания срока предоставления участникам настоящего аукциона разъяснений положений документации -

«23» декабря 2018 г.

Согласно ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В соответствии со ст.193 ГК РФ если последний день срока прихо­дится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следую­щий за ним рабочий день.

Таким образом, семидневный срок для подачи заявок должен был быть установлен Заказчиком с 19.12.2018г. по 25.12.2018г. включительно, а днем окончания срока подачи заявок должна была быть дата – 26.12.2018г. Соответственно и срок окончания предоставления разъяснений аукционной документации должен быть установлен – 24.12.2018г. Извещение было направлено на контроль в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе 17.12.2018 в 17:45, официально опубликовано Заказчиком в ЕИС только 18.12.2018г.

Таким образом, Извещение размещено Заказчиком с нарушением сроков установленных ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе, сокращен срок подачи заявки, дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе нарушает п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Документация электронного аукциона содержит Часть II. «Техническая часть. Описание объекта закупки на поставку яиц куриных», где Заказчиком установлены требования к качественным и функциональным показателям товара. Заказчиком установлено:

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1

Яйцо куриное

ГОСТ 31654-2012 Яйцо куриное должно быть массой от 40 до 45 грамм. Скорлупа яиц должна быть чистой, без пятен крови и помёта, и неповреждённой. Яйцо куриное должно быть упаковано, маркировано, транспортироваться в соответствии с требованиями ГОСТ. Остаточный срок хранения (со дня ее поставки) не менее 75 суток при температуре -2-0˚С и влажности 85-88%. Картонная коробка с бугорчатыми прокладками вместимостью 360 яиц.

Шт.

415 089

В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Согласно Инструкции по заполнению заявки «Информация, которая содержится в заявках участников закупки, не должна допускать разночтений (неопределенность) или двусмысленных толкований о товаре и его показателях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров. Заявка участника закупки, содержащая информацию, допускающую разночтения (неопределённость) или содержащая неточности или противоречия о товаре и его показателях, может быть не допущена к участию в аукционе».

Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение ст.33, ст.64 Закона о контрактной системе по поз.1 «Яйцо куриное» установлен показатель «остаточный срок хранения не менее 75 суток», что противоречит ГОСТ 31654-2012, соответствие которому установлено Заказчиком. Более того, Заказчик не представил конкретного ответа на запрос от № 1059538 от 20.12.2018 23:26.

Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчику поступил запрос о даче разъяснений № 1059538 от 20.12.2018 23:26: «…ГОСТ 31654-2012 не регламентирует величину «остаточного срока хранения со дня ее поставки», если читать буквально требования, установленные в описании объекта закупки – то получается, что заказчика устроит любой остаточный срок хранения товара, который будет составлять не менее 75 суток, то есть и 80 суток и 81 сутки и 82 суток и т.д.  Вопрос: на чем основано требование заказчика о предоставлении конкретного показателя остаточного срока хранения без указания слов «не менее», ведь яйцо будет соответствовать и ГОСТ и требованиям заказчика в случаях если остаточный срок хранения будет составлять ровно 75 суток или ровно 80 суток или 81 сутки, или 82 суток и т.д.? Просим разъяснить положения инструкции - «При указании значений показателей употребление словосочетаний, слов, знаков: «должен», «не должен», «допускается», «не допускается», «может», «не может», «может быть», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «наибольший», «наименьший», «минимальный», «максимальный», «min», «max»,  «>», «≥»,«<», «≤», «||», «≠», «≈», «+», «-»  и других не допускается, за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данное значение показателя не может быть конкретизировано», что имеет ввиду заказчик устанавливая в инструкции данное требование? Считает ли заказчик что положениями ГОСТ31654-2012 пунктом 3.2 установлено значение показателя которое не может быть конкретизировано – «столовые яйца: …. яйца, которые хранились при температуре от минус 2 °С до 0 °С - не более 90 сут.», поскольку в ГОСТ установлено в связке со словами «не менее» и не является конкретным точным значением или заказчик требует указать точное значение остаточного срока поставки (например, 81 день)? Просим разъяснить положения инструкции по заполнению заявки – параметр, установленный заказчиком, а именно - «Остаточный срок хранения (со дня ее поставки) не менее 75 суток…», заказчик требует указать конкретный показатель в формулировке, к примеру: Остаточный срок хранения (со дня ее поставки) 80 суток или заказчик требует указать не конкретное значение показателя в связке со словами «не менее»?».

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчиком размещен ответ: «В связи с поступившим запросом на разъяснение аукционной документации сообщаем, что Заказчика устроит любой остаточный срок годности товара, который будет составлять не менее 75 суток».

Таким образом, Заказчиком установлено неоднозначное требование в описании объекта закупки, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку установление минимального значения показателя «не менее 75 суток» без установления верхнего предела значения данного показателя, позволяет участнику указать значение, к примеру «120 суток», что будет противоречить положениям ГОСТ 31654-2012 «Яйца куриные пищевые. Технические условия», в котором установлено:

3.1 диетические яйца: Яйца, срок хранения которых не превышает 7 сут.

3.2 столовые яйца: Яйца, срок хранения которых при температуре от 0 °С до 20 °С - не более 25 сут, и яйца, которые хранились при температуре от минус 2 °С до 0 °С - не более 90 сут.

Таким образом, участник может подать заявку в соответствии с требованиями, установленными в документации, но противоречащими ГОСТ, что нарушает ч.3 ст.7, ч.1, ч.2 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. 

Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «КиС» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (единой комиссии) нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

  1. . Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
  2. . Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны