Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 338/2018 о нарушении законодательства... от 20 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 338/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

20 марта 2018 года                                                                                            г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «СК Ротонд» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства» при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км 113+000 - км 145+100, Краснодарский край» (извещение № 0347100003018000004) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, значения которых становятся известны при проведении испытаний конкретной партии товара.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км 113+000 - км 145+100, Краснодарский край» (извещение № 0347100003018000004).

Начальная (максимальная) цена контракта –  336 107 300,00 рублей.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

В приложении №2.1 к Описанию объекта закупки установлены следующие требования:

- по п.5 Щебень из природного камня для строительных работ, фракция св. 20 до 40 мм:

- Средняя плотность зерен, кг/м3–от 2000 до 3000;

- Марка щебня по прочности - не ниже 600;

- Марка щебня по истираемости –не ниже И4;

- Марка по морозостойкости - не менее F50;

- Насыпная плотность щебня, кг/м3 - от 1250 до 1600;

- Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе - не более 25;

- Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе - не более 2;

- Содержание зерен слабых пород,% по массе - не более 10;

- Содержание глины в комках, % по массе - не менее 0,25;

- Содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов, % по массе - не менее 80;

- Обеспеченность установленных стандартом значений показателей качества щебня и гравия по зерновому составу и содержанию пылевидных и глинистых частиц, % - не менее 95;

- Потеря массы при испытании щебня на прочность, % - не более 34;

- Потеря массы при испытании щебня на истираемость, % - не более 60;

- Потеря массы после испытании щебня на морозостойкость,% - не более 5;

- Потеря массы при распаде щебня,% - не более 5;

- Суммарная удельная эфективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг – не более 1500;

Требования к зерновому составу:

- полный остаток, % по массе на сите 2,5 мм – не менее 98 и не более 100;

- полный остаток, % по массе на сите 20 мм – не менее 90 и не более 100;

- полный остаток, % по массе на сите 30 мм – не менее 30 и не более 60;

- полный остаток, % по массе на сите 40 мм – не более 10;

- полный остаток, % по массе на сите 50 мм – не более 0,5.

В соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 8267-93 щебень из гравия и валунов должен содержать дробленые зерна в количестве не менее 80% по массе.

Кроме того в ГОСТ 8267-93 установлено:

5.1 Щебень и гравий должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.

5.2 Приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток.

5.3 Для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. При приемочном контроле определяют:

- зерновой состав;

- содержание пылевидных и глинистых частиц;

- содержание глины в комках;

- содержание зерен слабых пород.

5.4 При периодических испытаниях определяют:

- один раз в 10 сут - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород.

6.1 Испытания щебня и гравия проводят по ГОСТ 8269.0, ГОСТ 8269.1.

При определении зернового состава щебня и гравия допускается применять сито с отверстиями 70 мм до оснащения предприятий ситами с отверстиями 80 мм.

6.2 Устойчивость структуры щебня против всех видов распадов определяют по ГОСТ 8269.0.

6.1, 6.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).

6.3 Удельную эффективную активность естественных радионуклидов в щебне и гравии определяют гамма-спектрометрическим методом по ГОСТ 30108.

6.4 Обеспеченность установленных стандартом значений содержания в щебне и гравии зерен размером менее наименьшего номинального размера ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4) и более наибольшего номинального размера ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4) и содержания пылевидных и глинистых частиц характеризуют отношением количества сменных проб, показатели качества которых превышают нормативные значения, к общему количеству сменных проб, отобранных и испытанных в течение одного квартала.

Таким образом, заказчиком по п.5 приложении №2.1 к Описанию объекта закупки установлены требования, которые определяются по результатам проведения испытаний.

Аналогичные требования к характеристикам товаров (материалов), значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, используемых при выполнении работ содержатся также по ряду позиций приложении №2.1 к Описанию объекта закупки (например, по п.п.6, 8, 10-13, 18-20, 22, 25, 26, 29-33, 38-42, 44-49, 54-59, 61, 62, 65-69, 74-79).

Также, заявитель указывает, что заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТ, при этом, не понятно, необходимо данные показатели конкретизировать или оставить без изменения.

По п.4 «Вода естественная, техническая» указано: Допускается к применению вода при интенсивности запаха не более двух баллов.

Вместе с тем, в соответствии с положениями Инструкции по заполнению заявки, заказчик не требует указания конкретных значений показателей, которые определяются при проведении испытаний: «В случае установления в документации об электронном аукционе минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (материала) участником закупки должно быть представлено конкретное неинтервальное значение такого показателя, не меньше минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений показателя товара (материала), установленных документацией об электронном аукционе, за исключением случаев, когда в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями характеристики товара (материала), отраженными в соответствующих технических регламентах, стандартах и иных документах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации, должно быть указано интервальное (диапазонное) значение показателя. При описании в заявке участником закупки (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара (материала), и (или) показателей технологии производства, испытания товара (материала), и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара (материала) после его производства, участник закупки не обязан указывать конкретные значения показателей и вправе указать диапазон значений данных показателей. Не представление конкретных значений в данном случае не будет являться основанием для отклонения заявки».

Таким образом, участники закупки имеют возможность указать предельные, диапазонные значения показателей, которые определяются в результате испытаний.

Кроме того, в соответствии с пояснениями заказчика не запрещено использование слов, не допускающих разночтений или не приводящих к двусмысленному толкованию, в том числе таких как «Допускается» или «Используется».

Также заявитель указывает, что по п.22 Эмульсия битумно-дорожная ЭБДК Б/С для обработки поверхности покрытия установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение.

В п.22 приложении №2.1 к Описанию объекта закупки «Эмульсия битумно-дорожная ЭБДК Б/С для обработки поверхности покрытия» установлено:

- индекс распада при использовании кварцевого песка – не менее 60 и не более 260.

В соответствии с ГОСТ Р 55420-2013 показатели свойств эмульсий должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 1.

 

         

Наименование показателя

Значение показателя для марки

Метод испытаний

 

Б

С

М

 

1 Индекс распада при использовании:

     

ГОСТ Р 55422

песка кварцевого

60-200

201-260

ГОСТ Р 55420-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия260

 

кварца пылевидного

20-50

51-80

ГОСТ Р 55420-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия80

 

2 Содержание остаточного вяжущего, %

50-70

50-65

55-65

ГОСТ Р 55427

3 Остаток на сите N 014, %, не более

0,25

0,25

0,25

ГОСТ Р 55428

4 Условная вязкость при 40 °С, с, не более

60

40

40

ГОСТ Р 55421

5 Устойчивость при хранении по остатку на сите N 014, %, не более

0,30

0,30

0,30

ГОСТ Р 55424

6 Устойчивость к расслоению, при хранении до 7 сут

     

ГОСТ Р 55423

Метод А, %, не более

5

5

5

 

Метод Б, %, не более

10

7

5

 

7 Адгезия к минеральному материалу, %, не менее

75

75

75

ГОСТ Р 55426

В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, участники закупки должны указать значение показателя в соответстви с ГОСТ. При этом, значение показателя может быть указано в виде диапазонного значения, соответствующего марке эмульсии.

По п.17, 36, 52, 72 «Диск алмазный» установлено: Необходимо указать конкретную марку, товарный знак.

В соответствии  с п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, участнкии закупки обязаны указать товарный только при его наличии.

Вместе с тем, аукционная документация не содержит запрет на указание в заявке на участие в электронном аукционе информации об отсутсвии товарного знака.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СК Ротонд» необоснованной.

2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0347100003018000004).

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны