Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 377/2018 о нарушении законодательства... от 26 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 377/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

26 марта 2018 года                                                                                        г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙ ЛЕС» (далее – Заявитель) на действия администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО Курганинский район (далее – Уполномоченный орган)  электронного аукциона: «Строительство объекта капитального строительства: «Малобюджетный спортивный комплекс по улице Октябрьская, 6А в ст. Родниковская, Курганинского района» (извещение № 0118300007318000041) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе. Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «СТРОЙ ЛЕС» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации; 2) в извещении об осуществлении закупи и в аукционной документации содержится противоречивая информация в отношении указанного кода ОКПД; 3) установлены характеристики товара, не соответствующие требованиям ГОСТ (позиции 3, 4, 6 «Щебень из природного камня», 9, 10, 11, 12 «Бетон тяжелый», 53 «Доски обрезные»).

Представителями Заказчика и Уполномоченного органа представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО Курганинский район проводился электронный аукцион: «Строительство объекта капитального строительства: «Малобюджетный спортивный комплекс по улице Октябрьская, 6А в ст. Родниковская, Курганинского района» (извещение № 0118300007318000041). Заказчик – администрация Родниковского сельского поселения Курганинского района.

Начальная (максимальная) цена контракта – 24 695 110,00 рублей.

Согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На основании ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Извещение о проведении электронного аукциона для закупки
№ 0118300007318000041 размещено 28.02.2018 17:10, дата и время окончания подачи заявок 20.03.2018 09:00.

Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Пунктом 30 Раздела 1 «Информационная карта» аукционной документации определен следующий порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации: в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса разъяснения положений документации размещаются в единой информационной системе с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дата начала предоставления разъяснений положений аукционной документации - 01.03.2018 г.; дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации - 18.03.2018 г.

В силу ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

18.03.2018 г. (воскресенье) приходится на выходной день, следовательно, окончание срока предоставления разъяснений положений аукционной документации переносится на ближайший следующий за ним рабочий день согласно ст. 193 ГК РФ, т.е. на 19.03.2018 г.

Таким образом, установленный Заказчиком срок окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации противоречит требованиям действующего законодательства.

В свою очередь, от участников электронного аукциона запросы о даче разъяснений положений аукционной документации не поступали, следовательно, установленное нарушение не влияет на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки №0118300007318000041 указан код позиции КТРУ 41.20.40.000.

В п. 4 Раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации указан следующий Код по ОКПД 2 - 41.20.20.100.

Согласно «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) код ОКПД2 41.20.40.000 включает: «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)».

В соответствии с приказом Росстандарта от 28.09.2016 № 1237-ст «О принятии и введении в действие Изменения 13/2016 ОКПД2 к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» код ОКПД2 41.20.40.000 исключен из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности с 1 января 2017 г.

Согласно «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) код ОКПД2 41.20.20.100 включает: «Здания нежилые».

Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит противоречивую информацию в отношении кода ОКПД2.

В свою очередь, Законом о контрактной системе не предусмотрено включение кода ОКПД2 в аукционную документацию, в частности в описание объекта закупки, следовательно, указанный Заказчиком код ОКПД2 не вводит участников закупки в заблуждение.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Разделе «Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товаров, в частности:

№ № пп

Наименование  товара (материала)

Товарный  знак * (при  наличии)

Требования, установленные к техническим, функциональным, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствие с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)

Наименование показателя, ед. изм. показателя

Значение показателя

1

2

3

4

5

3

Щебень  из  природного  камня

 

Марка  по дробимости щебня

800

Фракция, мм, диапазон

20-40

4

Щебень  из  природного  камня

 

Марка  по дробимости щебня

800

Фракция, мм, диапазон

10-20

6

Щебень  из  природного  камня

 

Марка  по дробимости щебня

1000

Фракция, мм, диапазон

40-70

Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями № 1-4)» щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.

По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80(70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.

Согласно Разделу 8 «Инструкция по заполнению заявки» аукционной документации если в описании объекта закупки установлен диапазонный показатель (в графе «Показатель, ед.изм.» есть наличие слова «диапазон») и установлено его конкретное значение,  его значение не должно изменяться участником в ту или иную сторону, и должен быть предложен  именно диапазон и именно с такими же его предельными значениями.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что производителями данного товара в сопроводительных документах, в паспортах качества фракция щебня указывается в диапазонном виде без содержания слов «св…до…».

Таким образом, установленные Заказчиком в описании объекта закупки по позициям 3, 4, 6 «Щебень  из  природного  камня» значения показателей («Фракция») не противоречат положениям государственного стандарта.

В Разделе «Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товаров, в частности:

№ № пп

Наименование  товара (материала)

Товарный  знак * (при  наличии)

Требования, установленные к техническим, функциональным, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствие с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)

Наименование показателя, ед. изм. показателя

Значение показателя

1

2

3

4

5

9

Бетон тяжелый

 

Марка бетона по морозостойкости, не ниже

F150

10

Бетон тяжелый

 

Марка бетона по морозостойкости, не ниже

F100

11

Бетон тяжелый

 

Марка бетона по морозостойкости, не ниже

F100

12

Бетон тяжелый

 

Марка бетона по морозостойкости, не ниже

F100

Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества бетоны подразделяют:

- по морозостойкости:

на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150…;

на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300…

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, некорректное установление Заказчиком значений показателей («Марка бетона по морозостойкости») по позициям 9-12 «Бетон тяжелый» является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что производители в сопроводительных документах и паспортах качества указывают марку бетона по морозостойкости, например F100. В свою очередь, представителем Заказчика представлены документы о качестве бетонной смеси заданного состава.

Согласно п. 3.1 ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия» бетонная смесь: готовая к применению перемешанная однородная смесь вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон.

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» бетон: искусственный камневидный строительный материал, получаемый в результате формования и твердения рационально подобранной и уплотненной бетонной смеси.

В Разделе «Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ» аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товаров, в частности:

 

№ № пп

Наименование  товара (материала)

Товарный  знак * (при  наличии)

Требования, установленные к техническим, функциональным, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствие с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)

Наименование показателя, ед. изм. показателя

Значение показателя

1

2

3

4

5

53

Доски  обрезные

 

Толщины,  мм

не  менее  44

Ширина,  мм

75-100

ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80,

ГОСТ 18288-87

соответствие

Инструкцией по заполнению заявки определено, что если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже» и т.д.), участником в предложении устанавливается конкретное значение.

Согласно п. 21 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» доска это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

Таким образом, установленные Заказчиком значения по показателю «Толщина» - 44 мм и «Ширина» - 75 мм не соответствуют требованиям государственного стандарта, что свидетельствует о нарушении п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙ ЛЕС» обоснованной в части неверного установления даты окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации, установления противоречивой информации в отношении кода ОКПД,  установления требований к товарам, не соответствующих положениям государственных стандартов (позиции 9, 10, 11, 12 «Бетон тяжелый», 53 «Доски обрезные»).

2. Признать в действиях Заказчика – администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику – администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района, Уполномоченному органу - администрации МО Курганинский район (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе № 155 от 26.03.2018 г. по делу № ЭА-379/2018, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны