Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА –389/2016 о нарушении законодательств... от 30 марта 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик:
Государственная инспекция труда
в Краснодарском крае
ул. 1-я Заречная, 17,
г. Краснодар, 350066
Заявитель:
ООО «Спектр»
ул. Голенева, 21, офис 164,
г. Ставрополь, 355006
Оператор электронной площадки:
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
ko@sberbank-ast.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № ЭА –389/2016 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
24 марта 2016 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):
в отсутствие представителя ООО «Спектр», в присутствии представителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, рассмотрев жалобу ООО «Спектр» (далее – Заявитель) на действия Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ для нужд заказчика по объекту: Строительство здания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, г. Краснодар (извещение № 0118100006116000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО «Спектр» указывает на следующие нарушения Закона о контрактной системе: 1) Заказчиком установлены требования, нарушающие положения ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе; 2) в п. 54, 55 информационной карты установлены требования, нарушающие положения ст. 66 Закона о контрактной системе; 3) допущено необъективное описание объекта закупки по позициям 2, 3, 5, а также установлены требования к показателям товаров, которые не соответствуют техническим регламентам по позициям 1, 8, 9, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация об электронном аукционе разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае проводился электронный аукцион на выполнение строительных работ для нужд заказчика по объекту: Строительство здания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, г. Краснодар (извещение № 0118100006116000001).
Начальная (максимальная) цена контракта – 69 390 956,10 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В п. 24 «Информационной карты» установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до вступления в силу 44-ФЗ.
Закон о контрактной системе вступил в силу – 01.01.2014. В связи с чем, Заказчик не имеет возможности устанавливать данное требование.
Согласно п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В «Сведениях о товарах (материалах, оборудовании) по позиции 1 «Потолочные плиты на видимой подвесной системе» установлено: класс горючести не ниже – КМ1 (свойства пожарной опасности: Г1, В1, Д1, Т1).
Таблицей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено:
Классы пожарной опасности строительных материалов
Свойства пожарной опасности строительных материалов |
Класс пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп |
|||||
КМ0 |
КМ1 |
КМ2 |
КМ3 |
КМ4 |
КМ5 |
|
Горючесть |
НГ |
Г1 |
Г1 |
Г2 |
Г3 |
Г4 |
Воспламеняемость |
- |
В1 |
В2 |
В2 |
В2 |
В3 |
Дымообразующая способность |
- |
Д2 |
Д2 |
Д3 |
Д3 |
Д3 |
Токсичность |
- |
Т2 |
Т2 |
Т2 |
Т3 |
Т4 |
Распространение пламени |
- |
РП1 |
РП1 |
РП2 |
РП2 |
РП4 |
Таким образом, Заказчиком установлены показатели, несоответствующие требованиям 123-ФЗ, п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
По позиции 9 «выравнивающий состав для пола» установлено: размер фракции - < 1, 2мм.
Согласно «Инструкции по заполнению заявки» в случае использования следующих знаков: ≥ - «больше или равно», ≤ - «меньше или равно», >- «более/больше», < - «менее/меньше», по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки(без указания этих знаков).
В соответствии с п. 4.2.10 ГОСТ 8736-2014 фракционированный песок может выпускаться следующих фракций (или их смесей): св. 2,5 до 5 мм; св. 1,25 до 2,5 мм; св. 0,63 до 1,25 мм; св. 0,315 до 0,63 мм; св. 0,16 до 0,315 мм; от 0 до 0,16 мм.
Таким образом, Заказчиком установлены показатели, несоответствующие ГОСТ.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В п. 53 «Информационной карты» установлено: Декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства в случае установления в позиции 20 преимуществ субъектам малого предпринимательства.
На основании п. 7) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
При этом, в п. 20 «Информационной карты» указано: Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства – не предусмотрены.
В связи с тем, что электронный аукцион проводится не для субъектов малого предпринимательства, положения п. 53 «Информационной карты» не нарушают пава и законные интересы участников закупки.
Согласно п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
По позиции 1 «Потолочные плиты на видимой подвесной системе» установлено: вес плиты должен быть не более 3,70 кг/м2.
Заявитель в своей жалобе указывает, что вес должен измеряться в ньютонах.
Представителем Заказчика пояснено, что ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация содержит, в том числе иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию.
В данном случае изготовление указанного материала – потолочные плиты на видимой подвесной системе, в рассматриваемой части не регламентируется нормативно-технической документацией РФ. В связи с чем, при описании объекта закупки Заказчиком использованы характеристики и значения показателей, указанные на официальном сайте производителя соответствующих товаров (Armstrong: http://www.armstrong.ru/commclgeu/eu1/ru/ru/ceiling_item_detail.asp?itemId=315), обеспечивающие более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По позиции 2 «Потолочные плиты на видимой подвесной системе» установлено: размеры модуля, мм: 600х600х19.
Заявитель указывает, что размеры представлены в формате АхВхС, при этом не понятно, что означает каждый из параметров – длину, толщину, ширину, высоту, глубину и т.д.
Представителем Заказчика пояснено, что в данном случае, установленное значение показателя не может изменяться. Исходя из физической природы товара – плита из минерального волокна для устройства подвесного потолка, и требуемых размеров, имеет квадратную форму (длина равна ширине) и толщину 19 мм. Также, исходя их физической природы данного товара, соотношение его длины и ширины на плоскости при монтаже и эксплуатации носит условный характер и значения не имеет.
По позиции 3 «Видимая подвесная система» установлено: тип соединения реек системы: крючковая система соединения/замковая.
Согласно «Инструкции по заполнению заявки» при установлении значения, содержащего «/» (слеш), «,» (запятую), означающего свойство товара обладать показателем с альтернативной возможностью его применения (отличается от взаимоисключения значений), необходимо предлагать товар с таким же значением (напр., напряжение, В – 220/380).
По позиции 5 «Фасадный утеплитель» Заказчиком установлены характеристики требуемых размеров материала в форме таблицы:
Наименование технической характеристики |
Единица измерения |
Показатель плит |
Требуемые размеры |
Ширина, мм |
600 |
Длина, мм |
1000 |
|
Толщина, мм |
100 |
Заявитель указывает, что ширина, длина, толщина не являются единицами измерения.
Однако, из формы таблицы и физической природы описываемого товара (материала), очевидно, что единицей измерения ширины, длины, толщины материала является «мм».
По позиции 8 «Плиты теплоизоляционные: из экструдированного вспененного пенополистирола» указано:
- категория стойкости к огню – Г4.
Заявитель указывает, что значение «Г4» является показателем «горючести» в соответствии с 123-ФЗ.
Представителем Заказчика пояснено, что термин «Категория стойкости к огню» является общепринятым и подменным синонимом терминам «степень огнестойкости» и «группа горючести» используемым в Регламенте, так же является общепринятым и широко используется производителями данного рода товаров при описании их характеристик на как на официальных сайтах ( http://www.penoplex.ru/products/penopleks_45/, http://www.xpsonline.ru/xps.html), так и отражается в сопроводительных документах на товар (материал).
- характеристика плит: размеры 2400х600х40/50.
Заказчиком пояснено, что всходя из физической природы товара – плита из вспененного пенополистерола, размеры, его характеризующие это – длина, ширина, толщина. Исходя их физической природы данного товара, соотношение его длины и ширины на плоскости при монтаже и эксплуатации носит условный характер, и значения не имеет.
«Инструкцией по заполнению заявки» при установлении значения, содержащего «/» (слеш), «,» (запятую), означающего свойство товара обладать показателем с альтернативной возможностью его применения (отличается от взаимоисключения значений), необходимо предлагать товар с таким же значением (напр., напряжение, В – 220/380).
Таким образом, установленные требования соответствуют специфике описываемых характеристик, не вводят участников в заблуждение и не препятствуют подготовке заявки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Спектр» обоснованной в части установления в аукционной документации требования, предусмотренного п. 24 «Информационной карты»; установления показателей к горючести товара по позиции 1; несоответствующей требованиям 123-ФЗ; размера фракции по позиции 9, несоответствующей ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика – Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику – Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (единой комиссии) выдано предписание от 24.03.2016 № 110 по делу № ЭА-394/2016 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписать не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать..
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.