Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 390/2018 о нарушении за... от 27 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 390/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

27 марта 2018 года                                                                      г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО «Континент» (далее – Заявитель) на действия ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту главного фасада спального корпуса (Лит.Е)» (извещение № 0318100056118000003) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В аукционной документации установлены требования к описанию объекта закупки, противоречащие ст.33 Закона о контрактной системе.

Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители не согласились, документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по капитальному ремонту главного фасада спального корпуса (Лит.Е)» (извещение № 0318100056118000003).

Начальная (максимальная) цена контракта – 12 702 138,32 руб.

В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  1. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  2. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 5 «Техническое задание», в котором Заказчиком установлены требования техническим характеристикам материалов и оборудования, используемых при выполнении работ. Так Заказчиком установлено:

Гранит керамический должен иметь номинальные размеры плит (Д*Ш),300х600мм либо 600х600мм. На поверхности плитки должны отсутствовать щербины, зазубрины, пятна, волнистости. Толщина не менее 9мм. По форме квадратная. Глазурованная. Без завала. Цвет глазури цветной; многоцветный. Должна быть I или II сорта. Общее число допустимых дефектов на одной плитке должно быть менее 4. Водопоглощение не более 16%. Термическая стойкость глазури не менее +125оС.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз. Гранит установлены требования к показателю «Термическая стойкость глазури не менее +125оС», который становится известным по результатам испытаний.

Согласно ГОСТ 6141-91 «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия» п.1.4.7 Физико-механические показатели плиток должны соответствовать требованиям, указанным в табл.6.

Наименование показателя

Норма

1. Водопоглощение, %, не более

16

2. Предел прочности при изгибе, МПа, не менее

15,0

3. Термическая стойкость глазури, °С:

 

- плиток, покрытых белой глазурью

150

- плиток, покрытых цветной глазурью

125

4. Твердость глазури по Моосу, не менее

5

В соответствии с п.2.2, 2.3.1 ГОСТ 6141-91 для проверки соответствия плиток требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель проводит приемо-сдаточные и периодические испытания.

 Приемку плиток производят путем проведения приемочного контроля по следующим показателям: - правильность формы и размеров; - высота рифлений на монтажной поверхности; - внешний вид лицевой поверхности; - водопоглощение; - термическая стойкость глазури; - маркировка; - упаковка.

Также, Заказчиком допущена техническая ошибка в написании использована единицы измерения «Термическая стойкость глазури, оС».

Таким образом, Заказчиком, в нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлены требования к процессу производства работ, материалам, используемым при изготовлении товаров, применяемых при выполнении работ.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

В Инструкции по заполнению первой части заявки Заказчик установил следующее: «При формировании первой части заявки участник закупки указывает сведения установленных заказчиком наименований и значений показателей, характеристик товаров в соответствии с требованиями настоящей инструкции. Конкретизации подлежат исключительно значения показателей, но не их наименования.

Графа «Требуемые показатели и характеристики» может содержать выбор вариантов исполнения товара, выбор проведенных испытаний. В данном случае Участникам следует руководствоваться положениями настоящей инструкции по заполнению заявки. Показатели, сопровождающиеся словами «не менее», «меньше» являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком, при сопровождении показателя словами «не ниже» участник закупки также указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком. Показатели, сопровождающиеся словами «не более», «больше» «не должен (-на, -но, -ны) превышать», являются максимальными значениями при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком, при сопровождении показателя словами «не выше» участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или меньше (ниже) заявленного заказчиком. Показатели, сопровождающиеся словами «более» означают больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение. Показатели, сопровождающиеся словами «менее» означают меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение»...

Заказчиком в «Техническом задании» в графе «Требования к техническим характеристикам и свойствам товаров (материалов), используемых при выполнении работ» технические и функциональные параметры товара (материала. оборудования) указаны сплошным текстом без уточнения показателя и значения показателя.

В «Техническом заданий», в графе «Требования к техническим характеристикам материалов и оборудования, используемых при выполнении работ» Заказчик установил следующее:

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз. Гранит установлено необоснованное требование к показателю «Водопоглощение не более 16%».

Согласно ГОСТ 6141-91 «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия» п.1.4.7 Физико-механические показатели плиток должны соответствовать требованиям, указанным в табл.6.

Наименование показателя

Норма

1. Водопоглощение, %, не более

16

«Водопоглощение, %, не более» является наименованием показателя. Эти слова являются составной частью наименования показателя и указывают на то, что данный показатель не подлежит конкретизации. Заказчик же, установил в Инструкции, что «Показатели, сопровождающиеся словами «не более», «больше» «не должен (-на, -но, - ны) превышать», являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя»... и тем самым обязал предоставить конкретные значения показателей, что нарушает требования ГОСТа.

Заказчиком установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе первой части заявки показателей, которые становятся известными после проведения испытаний только имеющейся в наличии конкретной партии товара, Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки.

Аналогичная ситуация и по другим позициям, например, поз. Сетка сварная в которой Заказчиком установлено требование «линейная плотность должна быть не более 0,144кг».

 Согласно ГОСТ 6727-80 «Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1-4)» п.2.5 Линейная плотность проволоки должна соответствовать указанной в табл.3.

Номинальный диаметр проволоки, мм

Линейная плотность, кг, не более

3,0

0,052

4,0

0,092

5,0

0,144

«Линейная плотность, кг, не более» является наименованием показателя. Эти слова являются составной частью Наименования показателя и указывают на то, что данный показатель не подлежит конкретизации.

По позиции Сетка фасадная Заказчиком установлено требование «…Полное затекание ячеек допускается не более 2 см2 на 1 м2. Отсутствие основных нитей длиной более 10 см допускается не более 3 штук на 50 м. Отсутствие уточных нитей длиной более 20 см допускается не более 3 штук на 50 метров. Перекос уточной нити опускается не более 5см на 1 м ширины…».

Согласно ГОСТ Р 55225-2012 «Сетки из стекловолокна фасадные армирующие щелочестойкие. Технические условия» 5.1.4 по показателям внешнего вида фасадные стеклосетки должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.

Наименование показателя

Значение показателя

Разрывы

Не допускаются

Дыры

Не допускаются

Складки

Не допускаются

Масляные пятна

Не допускаются

Непропитанные места

Не допускаются

Полное затекание ячеек

Допускается не более 2 см  на 1 м  

Отсутствие основных нитей длиной более 10 см

Допускается не более 3 шт. на 50 м

Отсутствие уточных нитей длиной более 20 см

Допускается не более 3 шт. на 50 м

Перекос уточной нити

Допускается не более 5 см на 1 м ширины

Разнонаправленный перекос уточной нити (волнообразный перекос, перекос с одного края сетки, перекос кромки сетки)

Не допускается

При этом в Инструкции установлено следующее: «В содержании первой части заявки не допускается сопровождение характеристик товара (материала) словами «должен быть», «должны», «требуется», «соответствует требованиям документации», «в полном соответствии с требованиями, «необходимо», «может», «возможно», «нужно», «желательно», «эквивалент», «ориентировочно», «допускается», «в пределах», «теоретический» и т.п., или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики»...

В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, Заказчик требует указать параметры используемых материалов при выполнении работ, которые можно получить только методом проведения испытаний, а также устанавливает требование к предоставлению конкретных показателей товара, используемого при изготовлении товара (например, поз. «Гранит», «Сетка сварная»).

Следовательно, показатели определяются по результатам испытаний. Таким образом, требование Заказчика по поз. «Гранит», «Сетка сварная» нарушают требования п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Таким образом, требования, установленные Заказчиком в аукционной документации, не соответствуют ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Континент» обоснованной.
  2.  Признать в действиях Заказчика – ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ нарушение ч.3 ст.7; п.1) п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику – ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 157

по делу №ЭА-390/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

27 марта 2018 года                                                                                  г. Краснодар

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 на основании своего решения от 27.03.2018 года по делу № ЭА-390/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Континент» на действия ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту главного фасада спального корпуса (Лит.Е)» (извещение № 0318100056118000003) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

 

  1. Заказчику – ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и решения по делу № ЭА-390/2018 от 27.03.2018г.
  2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
  3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0318100056118000003. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

5. В срок до 12.04.2018г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны