Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 391/2017 о нарушении законодательст... от 30 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 391/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

27 марта 2017 года                                                                              г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. (далее – Заявитель) на действия администрации города Сочи (далее – Уполномоченный орган) при проведении для нужд МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» (далее – Заказчик) электронного аукциона: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Подведение инженерных сетей и коммуникаций до границ земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)»» (извещение № 0118300018717000076) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ИП Хаджироков Р.М. указывает, что Уполномоченным органом установлены требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, не соответствующие требованиям ГОСТ, а также значения показателей, определяемых по результатам испытаний, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе; Уполномоченным органом в извещении о проведении закупки не установлен запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласен и считает, что документация электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией города Сочи для нужд Заказчика: МКУ г. Сочи «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Подведение инженерных сетей и коммуникаций до границ земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (извещение № 0118300018717000076).

Начальная (максимальная) цена контракта – 107 638 040,96 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В приложении к аукционной документации «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» содержится Инструкция по подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой «Участник закупки в своей заявке предоставляет в любой удобной форме или по форме рекомендованной заказчиком сведения о конкретных показателях товара (материала) используемого при выполнении работ, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в Приложении к аукционной документации «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ», причем, участником  должны быть представлены все значения по параметрам эквивалентности.

В связи с тем, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, участник закупки имеет право в составе первой части своей заявки не предоставлять сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытания товара, и показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Однако поставляемый товар должен соответствовать выше описанным требованиям, установленным в аукционной документации, так как данные нормы обусловлены ГОСТ и другими нормативными документами на товар.

Участник должен предложить товары и материалы, соответствующие требованиям аукционной документации:

- сведения о конкретных показателях товаров (материалов), указываемые участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе не должны содержать таких слов и символов, не являющихся конкретными, как: «более», «менее», «больше», «меньше», «лучше», «хуже», «ниже», «выше», «уже», «шире», «или», «либо», «превышать», «допускается», «должен», «может», «эквивалент», >, <, ≥, ≤.».

На основании вышеизложенного, Уполномоченным органом в Инструкции по подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены требования противоречащие положениям п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Уполномоченным органом в приложении к аукционной документации «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» установлены, в том числе, следующие технические и функциональные параметры товара (материала):

№ п/п

Наименование товара (материала)

Товарный знак

(при наличии)

Технические и функциональные параметры товара (материала)

Ед. изм.

Наименование показателя

Требуемое значение показателя

7

Грунтовка

ГОСТ 25129-82

 

Степень разбавления грунтовки растворителем

не более 20

%

 Эластичность пленки при изгибе

не более 1

мм

Расслаивание

≤ 5

мл

Способность пленки шлифоваться

Пленка при шлифовании должна образовывать ровную поверхность и не засаливать шкурку

 

8

Эмаль 

ГОСТ 6465-76

 

Устойчивость пленки эмали к диапазону изменения температуры

не уже от -50 до +60

°С

Внешний вид покрытия

После высыхания эмаль должна образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Допускается небольшая шагрень.

 

Эластичность пленки при изгибе

не более 1

мм

Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С, не более

24

ч

9

Сталь полосовая,

ГОСТ 380-2005, ГОСТ 103-2006

 

 

Ширина

50-200

мм

Точности прокатки по толщине

БТ1; БТ2; ВТ1; ВТ2

 

Выпуклость боковых граней проката

не более 2,5

мм

Притупление углов для проката группы ВУ

не более 1

мм

Пунктом 2.7 ГОСТ 103-2006 определено, что выпуклость или вогнутость боковых граней проката не должна превышать предельных отклонений по ширине.

Согласно п. 2.5 ГОСТ 103-2006 предельные отклонения по ширине проката общего назначения и для горячей штамповки гаек не должны превышать значений, указанных в таблице 3.

Таблица 3

В миллиметрах

Ширина проката b

Предельное отклонение по ширине проката при точности прокатки

БШ1

БШ2

ВШ1

ВШ2

От 10 до 40 включ.

+0,3

-0,9

± 0,60

+0,5

-1,0

± 0,75

Св. 40 до 60 включ.

±1,0

Св. 60 до 65 включ.

+0,3

-1,1

± 0,70

+0,5

-1,3

Св. 65 до 75 включ.

+0,3

-1,3

± 0,80

+0,5

-1,4

Св. 75 до 80 включ.

+0,5

-1,4

± 0,85

+0,7

-1,6

Св. 80 до 85 включ.

±1,5

Св. 85 до 95 включ.

+0,6

-1,6

± 1,10

+0,9

-1,8

Св. 95 до 100 включ.

+0,7

-1,8

± 1,25

+1,0

-2,0

Св. 100 до 105 включ.

±2,0

Св. 105 до 110 включ.

+0,8

-2,0

± 1,40

+1,0

-2,2

Св. 110 до 120 включ.

+0,9

-2,2

± 1,55

+1,1

-2,4

±2,0

Св. 120 до 125 включ.

±2,5

Св. 125 до 150 включ.

+1,0

-2,4

± 1,70

+1,2

-2,8

Св. 150 до 180 включ.

+1,2

-2,5

± 1,85

+1,4

-3,2

-

Св. 180 до 200 включ.

+1,4 -2,8

± 2,10

+1,7

-4,0

 

В соответствии с п. 2.11 ГОСТ 103-2006 установлено, что притупление углов для проката группы ВУ не должно превышать 0,2 толщины, но не более 3 мм.

Таким образом, требования к значениям показателей, установленные Уполномоченным органом, противоречат положениям ГОСТ 103-2006, что может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.

Кроме того, установление Уполномоченным органом соответствующих требований к товарам (материалам) затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний.

Аналогичные требования к техническим и функциональным параметрам товара (материала) установлены Уполномоченным органом по другим позициям, поименованным в приложении к аукционной документации «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ».

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом, требование к указанию конкретных показателей, ограничивает права участников закупки при подаче заявки на участие в аукционе.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п. 7) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее – Перечень), включающий, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 Перечня).

Уполномоченным органом в извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0118300018717000076 условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, не установлены.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что на момент внесения сведений о закупке в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2017 финансовый год в единой информационной системе (далее – ЕИС) не была установлена возможность внесения сведений о преимуществах, требованиях и ограничениях к участникам закупки, что подтверждается скриншотами из ЕИС. При создании и размещении извещения в ЕИС о проведении данного электронного аукциона сведения о позиции «подтягивались» автоматически из плана-графика и корректировки не подлежали.

В свою очередь, Уполномоченным органом в Разделе 1.7 «Применение национального режима при осуществлении закупок и преференции» аукционной документации установлено: «В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.».

Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа – администрации города Сочи, Заказчика – МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства», нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 7) ч. 5 ст. 63, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Уполномоченному органу – администрации города Сочи (отраслевой конкурсной и аукционной комиссии), Заказчику – МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 147

по делу № ЭА-391/2017 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

27 марта 2017 года                                                                            г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. на действия администрации города Сочи при проведении для нужд МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» (далее – Заказчик) электронного аукциона: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Подведение инженерных сетей и коммуникаций до границ земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)» (извещение № 0118300018717000076), в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

 

1. Уполномоченному органу – администрации города Сочи (отраслевой конкурсной и аукционной комиссии), Заказчику – МКУ г. Сочи «Управление капитального строительства» устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 7) ч. 5 ст. 63, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение № 0118300018717000076).

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Уведомить участников, подавших заявки, об аннулировании электронного аукциона. Осуществить возврат участникам, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии).

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

4. В срок до 21.04.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

  В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны