Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 403/2016 о нарушении законодательст... от 31 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 403/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

25 марта 2016 года                                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «м» (далее – Заявитель) на действия заказчика – МБУ города Сочи «Сочисвет» при проведении электронного аукциона: «Эксплуатация муниципальных установок наружного освещения в городе Сочи» (извещение № 0118300018716000043) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Размер штрафа определен заказчиком без учета возможного снижения цены контракта. Документация электронного аукциона содержит противоречивые требования (например, по п.7 «Светильник консольный», п. 10 «Провод»), а также требования не соответствующие ГОСТ (например, по п. «Грунтовка», п. 10 «Провод») нестандартные требования к характеристикам товаров (например, по п.15,5). Кроме того, по п.9 Заказчиком установлены требования к размерам в формате «АхВхС», при этом заявителю не понятно, что означает каждый из параметров.

Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией города Сочи - исполнительно-распорядительным органом МО г-к Сочи проводился электронный аукцион «Эксплуатация муниципальных установок наружного освещения в городе Сочи» (извещение № 0118300018716000043).

Начальная (максимальная) цена контракта – 33 235 195,00 рублей.

Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной службе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом:

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 779 002,00 рублей.

В п.14.5, 14.6. проекта контракта предусмотрены следующие размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом:

 14.5. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренного контрактом, Подрядчик выплачивает штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта в размере 5 (пяти) процентов цены контракта.

14.6. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренного контрактом,  Заказчик выплачивает штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта в размере 2 (двух) процентов от цены контракта.

Таким образом, размер штрафа установлен заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В приложении к Техническому заданию аукционной документации содержатся следующие требования к товарам (материалам), применяемых при выполнении подрядных работ:

- п.7 «Светильник консольный для освещения улиц ЖКУ 70, ЖКУ 100, ЖКУ 150, ЖКУ 250»: Номинальная мощность лампы от 70 Вт до 250 Вт. Заявитель указывает, что В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «В случае, если значения показателя сопровождается словами «от», «до», «не менее», «не более», «менее», «более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «свыше», «превышать», «максимальное значение», «минимальное значение», «min», «mах», «как минимум», символом «-» участник должен указать одно точное значение параметра товара, за исключением случаев применения данных слов и символов в связке с обозначением «диапазон». В данном случае, участник закупки предлагает диапазон значений, но измененный соответствующим образом согласно техническому описанию товара. Терминам «не более», «не менее», «минимальное значение», «максимальное значение», «не уже», «не шире», «не выше», «не ниже», символом «-» подразумевают, что значение(-ния), указанное(-ные) заказчиком, включено в предел допустимых значений, термин «от», «до», «менее», «более», «свыше», «превышать», «выше», «ниже», «уже», «шире» значит, что характеристика, указываемая участником, должна быть более (менее) указанной Заказчиком».

По данной пункту Заказчику поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации №489937 от 17.03.2016. Заказчиком в установленный срок был дан ответ, согласно которому указание участником закупки номинальной мощности лампы 70 Вт для светильника ЖКУ 70 и номинальной мощности 250 Вт для светильника ЖКУ 250 будет соответствовать потребностям заказчика.

Таким образом, участник закупки имел возможность подать заявку на участие в электронном аукционе.

- п. «Антикоррозийная защита методом окрашивания металлоконструкций опор мачт освещения»: Условия при нанесении при диапазоне температур окружающего воздуха: от минус 10 0С до +350С и относительной влажности воздуха не выше 80%: Подготовленный материал необходимо  наносить на поверхность защищаемого металла кистью, валиком или установками пневматического или безвоздушного распыления. Для исключения конденсации влаги температура поверхности должна быть выше точки росы не менее чем на 3 0С.

Согласно инструкции по заполнению заявки: «В случае, если значения показателя сопровождается словами «от», «до», «не менее», «не более», «менее», «более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «свыше», «превышать», «максимальное значение», «минимальное значение», «min», «mах», «как минимум», символом «-» участник должен указать одно точное значение параметра товара, за исключением случаев применения данных слов и символов в связке с обозначением «диапазон»».

Однако в соответствии с п.4.13 технологического регламента по окрашиванию металлоконструкций опор мачт освещения: «Для исключения конденсации влаги температура окрашиваемой поверхности должна быть по крайней мере на 3 °C выше точки росы во время выполнения окрасочных работ». Заказчиком установлено требование к условиям выполнения работ. Кроме того, данная характеристика в соответствии с технологическим регламентом по окрашиванию металлоконструкций опор мачт освещения является неконкретной.

- п. «Грунтовка»:

 

°С

Температура вспышки и самовоспламенения ксилола, сольвента

от 24 до 535

 

В соответствии с п.2.1. ГОСТ 25129-82 грунтовка ГФ-021 является легковоспламеняющимся и токсичным материалом, что обусловлено свойствами растворителей, входящих в состав грунтовки (табл.2):

 

Наименование компонента

Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений, мг/м3

Температура, °С

вспышки

самовоспламенения

Ксилол

50

Не ниже 24

Не выше 450

Сольвент

50

22-36

464-535

 

 

Таким образом, заказчиком установлены значения параметров, не соответствующих ГОСТ.

Кроме того, данные характеристики относятся к разбавителям грунтовки.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования изложены в п. «Антикоррозийная защита» (разбавитель). Также заказчик в качестве конкретных показателей требует указания условий нанесения средства, что не является функциональной, технической, качественной характеристикой.

- п.10 «Провод для электрических установок с медными жилами с изоляцией и оболочкой поливинилхлоридной гибкий ПВС»: Количество жил менее 6. Сечение не более 6 кв.мм. Провод должен быть изолированным. Наружный диаметр кабеля не более 10 мм. Вид климатического исполнения кабеля УХЛ и Т, категорий размещения 1 и 5 по ГОСТ 15150-69. Номинальное напряжение 380В. Срок службы не менее 6 лет.

Заказчиком в одной позиции установлено два наименования материала.

В соответствии с ГОСТ 15845-80 Изделия кабельные. Термины и определения:

 

2. Электрический кабель

Кабель

Кабельное изделие, содержащее одну или более изолированных жил (проводников), заключенных в металлическую или неметаллическую оболочку, поверх которой в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься соответствующий защитный покров, в который может входить броня, и пригодное, в частности, для прокладки в земле и под водой

3. Электрический провод

Провод

Кабельное изделие, содержащее одну или несколько скрученных проволок или одну или более изолированных жил, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься легкая неметаллическая оболочка, обмотка и (или) оплетка из волокнистых материалов или проволоки, и не предназначенное, как правило, для прокладки в земле

Кроме того, заказчиком установлены требования противоречащие ГОСТ.

В соответствии с ГОСТ 7399-97: «4.1.5.3 Срок службы проводов и шнуров при ресурсе по 4.1.5.1, при установленной безотказной наработке по 4.1.5.2 и соблюдении условий эксплуатации, хранения и транспортирования, установленных настоящим стандартом, должен быть, лет, не менее:

10 - для проводов и шнуров марок ШВВП, ШВЛ, ПВС, ПВСП, применяемых в стационарных электроприборах.

6 - для проводов и шнуров остальных марок».

Согласно табл.2 ГОСТ 7399-97 провода ПВС имеют максимальное сечение 2,5 мм2. Заказчик по данной характеристике устанавливает значение «Сечение не более 6 кв.мм».

В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки «В том случае, если технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не в полной мере охватывают все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация может содержать иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию».

Представителями уполномоченного органа пояснено, что требование заказчика в отношении сечения провода (не более 6кв.мм) и срока службы провода (не менее 6 лет) установлено на основании информации производителей.

Согласно информации, указанной в представленных сертификатах соответствия, производители выпускают провода марки ПВС с числом жил 2-5 сечением от 0,75 до 2,5 мм2 включительно (по ГОСТ 7399-97), с числом жил 2-5 сечением 4,00; 6,00; 10,00; 16,00 мм2 (по ТУ) и со сроком службы не менее 6 лет. Однако, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки необходимо указать конкретные значения.

Также в п.10 установлено требование: «Вид климатического исполнения кабеля УХЛ и Т, категорий размещения 1 и 5 по ГОСТ 15150-69».

Согласно ГОСТ 7399-97: «Провода и шнуры должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться в климатических исполнениях по ГОСТ 15150:

У - категорий размещения 1, 2 или 3 (за исключением шнуров марок ШОГ, ШВД), или Т - категории размещения 4, или УХЛ - категории размещения 4 по технологической документации, утвержденной в установленном порядке».

- п.8 «Лампы газоразрядные высокого давления ДНаТ 70, ДНаТ 100, ДНаТ 150, ДНаТ 250»: Масса: минимальный показатель 53 г. максимальный показатель 178 г.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки «В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке».

По данной пункту Заказчику поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации №489878 от 17.03.2016. Заказчиком в установленный срок был дан ответ, согласно которому участникам закупки необходимо сделать конкретное предложение, которое может включать в себя минимальное или максимальное значение показателя (крайние значения показателей), установленное заказчиком.

- п.9 «Светильник светодиодный»: Номинальная мощность лампы 60 Вт (габаритные размеры не менее 389х185х155), 90 Вт (габаритные размеры не менее 306х175х105), 120 Вт (габаритные размеры не менее 432х175х105), 180 Вт (габаритные размеры не менее 612х175х105)».

Согласно пояснениям уполномоченного органа, требование заказчика в отношении габаритных размеров установлено в соответствии с общепринятыми обозначениями (ВхШхГ) на основании информации производителей.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Спектр» обоснованной в части наличия нестандартных требований к характеристикам товаров (материалов); содержания требований, не соответствующих ГОСТ; установления противоречивых требований; наличия нестандартных требований к характеристикам товаров.

2. Признать в действиях заказчика - МБУ города Сочи «Сочисвет» нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику - МБУ города Сочи «Сочисвет», уполномоченному органу – администрации города Сочи - исполнительно-распорядительному органу МО г-к Сочи (отраслевой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №114

по делу №ЭА-403/2016 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

25 марта 2016 года                                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), на основании своего решения от 25.03.2016г. по делу №ЭА-403/2016, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЮгСпецСтрой» на действия заказчика - МБУ города Сочи «Сочисвет» при проведении электронного аукциона: «Эксплуатация муниципальных установок наружного освещения в городе Сочи» (извещение № 0118300018716000043) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Закона о контрактной системе предписывает:

1. Заказчику - МБУ города Сочи «Сочисвет», уполномоченному органу – администрации города Сочи - исполнительно-распорядительному органу МО г-к Сочи (отраслевой комиссии) устранить нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.31 п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной, а именно:

- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион № 0118300018716000043);

- аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленное извещением № 0118300018716000043.

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность  исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки на участие в указанном электронном аукционе об отмене протоколов и аннулировании определения поставщика. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Разблокировать средства участников закупки, внесенные в качестве обеспечения заявки.

3.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

4.В срок до 29.04.2016г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны