Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 423/2017 о нарушении законодательст... от 5 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 423/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

31 марта 2017 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ИП Любушкина <…> (далее – Заявитель) на действия администрации МО г. Геленджик (далее – Уполномоченный орган) при проведении для нужд управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик (далее – Заказчик) электронного аукциона: «Капитальный ремонт зеленых насаждений» (извещение № 0118300003717000120) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ИП Любушкин <…> указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, в аукционной документации и в проекте контракта указаны разные наименования объекта закупки, объекта выполнения работ; 2) в извещении о проведении электронного аукциона не указан срок окончания выполнения работ; 3) в извещении о проведении электронного аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов в соответствии с п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе;
4) установлены противоречивые требования к товарам, используемых при выполнении подрядных работ (по позиции 21 «Нитроаммофоска»); 5) в инструкции по заполнению заявки Заказчиком указано требование о соответствии товаров (материалов), используемых при выполнении подрядных работ, ГОСТ 16306-80, при этом данные товары (материалы) при выполнении работ не используются; 6) Заказчиком установлено требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей товаров (материалов), используемых при выполнении подрядных работ.

Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласен. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО г. Геленджик для нужд Заказчика: управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт зеленых насаждений» (извещение № 0118300003717000120.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 000 244,00 рублей.

Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0118300003717000120 наименование объекта закупки указано «Капитальный ремонт зеленых насаждений», в п. 2, 4 Раздела 1 «Информационная карта» наименование объекта закупки (предмет контракта) значится «Капитальных ремонт зеленых насаждений в Кабардинском сельском округе ОКПД 2: 01.61.10.290», краткое описание объекта закупки, включая количество поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг определено: «Капитальных ремонт зеленых насаждений в Кабардинском сельском округе», п. 1.1 проекта контракта предметом контракта установлено: «капитальных ремонт зеленых насаждений в Кабардинском сельском округе».

Таким образом, наименование объекта закупки, указанное в Разделе 1 «Информационная карта», в проекте контракта носит уточняющий характер в части места выполнения работ, а наименование выполняемых работ идентично наименованию, указанному в извещении о проведении электронного аукциона.

Банковская гарантия оформляется на условиях, определенных ст. 45 Закона о контрактной системе, соответственно, однозначное определение наименования объекта закупки не влияет на ее выдачу.

На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0118300003717000120 в разделе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» указано «Ежемесячно».

При этом, в п. 6 Раздела 1 «Информационная карта» срок поставки товара, завершения работ/график оказания услуг Заказчиком определено «с даты заключения контракта по 31 декабря 2017 года». Аналогичный срок выполнения работ обусловлен Заказчиком в п. 3.1 проекта контракта.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что при размещении в Единой информационной системе извещения о закупке заполнение ячейки «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» происходит путем выбора стандартных вариантов, предусмотренных системой, самостоятельное заполнение данной информации не допускается.

Согласно п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона

В извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0118300003717000120 в разделе «Требования к участникам» Заказчиком установлено:

«1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

- установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ;

2 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Установлено».

Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, в соответствии с п. 1) ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены согласно п. 21, 34 Раздела 1 «Информационная карта» аукционной документации.

В силу п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктами 45-49 Раздела 9 «Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе» аукционной документации Заказчиком определено, что вторая часть заявки на участие в электроном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларирование в заявке на участие в электронном аукционе о соответствии данным требованиям, в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.   

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заказчиком в Разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» аукционной документации установлены, в том числе, следующие требования к значению показателя:

- по позиции «Нитроаммофоска»: массовая доля общих фосфатов в том числе водорастворимых фосфатов - не менее 17 и не более 20 не менее 15 %.

С учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе при описании заказчиком используемых товаров в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки. В случае, если в сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ, указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей  («не менее» и(или) «не более» и(или) «менее» и(или) «более» и(или) «выше» и(или) «ниже» и(или) «не выше» и(или) «не ниже», «свыше», «от», «минимальное значение», «максимальное значение», «как минимум», символом «…») участник должен указать одно точное значение параметра товара, при этом значения не должны сопровождаться словами «не менее», «не более», «менее», «более», «выше», «ниже», «от», «не выше», «не ниже», «свыше», «минимальное значение», «максимальное значение», «как минимум», символом «…». Если значение показателя одновременно сопровождается термином «не менее Х и не более Y» или «не более Х и не менее Y», участник должен предложить диапазонное значение, которое, соответственно, не более верхнего установленного значения и не менее нижнего.

Таким образом, установление Заказчиком неопределенности в значениях показателей вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе влечет ограничение количества участников закупки.

В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе  Заказчиком обусловлено, что материалы, требования к которым установлены в файле «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ», должны соответствовать ГОСТ 16306-80, ГОСТ 28852-90, ГОСТ 22383-77, ГОСТ 19691-84.

Требования ГОСТ 16306-80 распространяется на гранулированный двойной суперфосфат, предназначаемый для сельского хозяйства и розничной торговли как концентрированное удобрение.

При этом, у Заказчика потребность в гранулированном двойном суперфосфате отсутствует согласно Разделу «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ», следовательно, указание в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе о соответствие материалов требованиям ГОСТ 16306-80 необоснованно, вводит участников закупки в заблуждение и влечет ограничение количества участников закупки.

В Разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» аукционной документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к значению показателя:

№ п/п

Наименование

товара

(материала)

Наименование

показателя

Требование к значению показателя

Единица

измере-ния

13.

Георгина

культурная

(рассада)

Высота

не менее 15

см

Внешний вид

на каждом растении должно быть наличие не менее 10 листьев и не менее 2 соцветий и бутонов

 

14.

Георгина

культурная

(рассада)

Высота

не менее 10

см

Внешний вид

на каждом растении должно быть наличие не менее 5 пар листьев и не менее 2 соцветий и бутонов

 

15.

Алиссум

(Лобулярия

морская)

(рассада)

Высота

не менее 6

см

Внешний вид

на каждом растении должно быть наличие не менее 10 цветков фиолетового оттенка

 

 

 

20.

 

 

Торф для улучшения почвы

Основные параметры

разложение торфа не менее 25

%

 

 

Харак-терис-тики

Массовая доля влаги W

не более 60

%

Зольность Аd

не более 25

%

Кислотность рН солевой суспензии (рН KCl)

не менее 4,6

 

Засоренность (куски торфа, очеса, пней, щепы размером свыше 60 мм) З

не более 8

%

С учетом положений Инструкции по заполнению заявки участники аукциона в первой части заявки должны предоставить конкретные значения показателей товара.

Таким образом, установление Заказчиком соответствующих требований к товарам (материалам) затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний, что нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом, требование к указанию конкретных показателей, ограничивает права участников закупки при подаче заявки на участие в аукционе.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Аналогичные требования к значению показателя «Высота», «Внешний вид» установлены по позициям 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Любушкина <…> обоснованной в части установления неопределенности в значениях показателей, неправомерного установления о соответствие материалов требованиям ГОСТ 16306-80, установления требований к указанию конкретных показателей, а также показателей, определяемых по результатам испытаний.

2. Признать в действиях Заказчика – управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик, Уполномоченного органа – администрации МО г. Геленджик нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – управлению ЖКХ администрации МО г. Геленджик, Уполномоченному органу – администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 166

по делу № ЭА-423/2017 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

31 марта 2017 года                                                                                     г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ИП Любушкина <…> (далее – Заявитель) на действия администрации МО г. Геленджик при проведении для нужд управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик электронного аукциона: «Капитальный ремонт зеленых насаждений» (извещение № 0118300003717000120) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

 

  1. Заказчику – управлению ЖКХ администрации МО г. Геленджик, Уполномоченному органу – администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу № ЭА-423/2017 от 31.03.2017 г.
  2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

4. В срок до 21.04.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны