Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 432/2018 о нарушении законодательства... от 3 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 432/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

03 апреля 2018 года                                                                               г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 рассмотрев жалобу ИП Щелчкова С.С. (далее – Заявитель) на действия УЖКХ администрации МО г. Геленджик при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт зеленых насаждений » (извещение № 0118300003718000153) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, инструкция по заполнению заявки не содержит определения слова «показатель», что ограничивает права участников при подаче заявки с соответствии с требованиями аукционной документации; также Заказчиком не размещен ответ на запрос о даче разъяснений, поступивший 19 марта 2018 года.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Требования сформированы и установлены, исходя из специфики предмета закупки и с учетом государственных стандартов. Разъяснения положений документации на запрос от 19 марта 2018 года не были размещены Заказчиком, вместе с тем, аналогичный запрос поступил по закупке № 0118300003718000102, проводимой параллельно с обжалуемым электронным аукционом, ответ на который был размещен с соблюдением ст. 65 Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Администрацией МО города Геленджик для нужд УЖКХ администрации МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт зеленых насаждений »(извещение № 0118300003718000153).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 000 000 ,00   рублей.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

19 марта 2018 года Заказчиком были размещены разъяснения положений аукционной документации.

Участником закупки в запросе на разъяснения положений аукционной документации указано следующее:

«В аукционной документации установлены правила: При формировании заявки, при наличии в технической части документации показателей, сопровождающихся «более», «>», «выше», «свыше», «минимальное значение», «как минимум», «превышать», «шире»  — участник должен предложить показатель, превышающий такое значение; При наличии в аукционной документации показателей, сопровождающихся «менее», «<», «ниже», «максимальное значение», «уже» — участник должен предложить показатель, имеющий значение меньше заявленного заказчиком.  Фраза «При наличии в аукционной документации показателей, сопровождающихся» не отражает в полной мере, что именно подразумевается под словом «показатели». Поясняем: в файле «Материалы КР зеленых насаждений Кабардинского СО -2018г» имеется таблица «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ», в которой есть два столбца: «наименование показателя» и «требование к значению показателя». Отсюда возникает вопрос: фраза «При наличии в аукционной документации показателей, сопровождающихся» распространяется на столбец «наименование показателя» и на столбец «требование к значению показателя», либо только на один из столбцов, приведенных в запросе?».

В разделе 8 Инструкция указано: «В случае если значения показателей (функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик), устанавливающих  требование заказчика к закупаемым товарам, материалам определены как максимальные и (или) минимальные, предложение участника электронного аукциона в отношении объекта закупки по таким показателям подается в соответствии с установленными ниже правилами описания предлагаемого к поставке объекта закупки. Данные правила распространяются на заполнение заявки как в части описания товаров, поставка которых является предметом контракта, так и на описание товаров, которые используются при выполнении работ, оказании услуг».

Таким образом, раздел 8 «Инструкция» распространяется на столбец «требование к значению показателя».

Таким образом, при даче разъяснений положений аукционной документации, разъяснения Заказчика не противоречили требованиям аукционной документации.

19 марта 2018 года поступил 2 запрос на разъяснения положений аукционной документации, при размещении ответа на который, Заказчиком ошибочно не были прикреплены документы, содержащие в себе предмет запроса и разъяснения положений документации, сформированные Заказчиком:

«Уведомление о размещении документа "Разъяснение положений документации об электронном аукционе"

от 19.03.2018 №РД1 для закупки №0118300003718000153

   

Общая информация

 

Номер извещения

0118300003718000153

Наименование объекта закупки

Капитальный ремонт зеленых насаждений

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Электронный аукцион

Размещение осуществляет

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

Информация о размещаемом документе

 

Документ

Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 19.03.2018 №РД1

Тема разъяснения

разъяснения

Перечень прикрепленных документов

Документы не прикреплены

Дата и время размещения (по местному времени организации, осуществляющей размещение)

19.03.2018 16:59»

Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе. Допущенное Заказчиком нарушение, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком параллельно проводилось несколько идентичных закупок. 19 марта 2018 года запрос, идентичный поступившему по электронному аукциону №0118300003718000153, был направлен по электронному аукциону №0118300003718000102.

Также в разъяснениях положений аукционной документации по закупке №0118300003718000102 от 19 марта 2018 года представлен следующий запрос на разъяснения положений аукционной документации: «В аукционной документации установлено правило: Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, подготовленная участником размещения заказа, должна быть составлена на русском языке. В файле «Материалы КР зеленых насаждений Кабардинского СО -2018г» имеется таблица «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ», в которой указаны наименования товаров, например, «Бегония вечноцветущая Begonia semperflorens». Отсюда возникает вопрос: наименования товаров, указанных заказчиком на нерусском языке, следует указывать в первой части заявки без изменений или удалять?».

Согласно п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В разделе 8 аукционной документации Заказчиком установлено: «Ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация содержит иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию.».

Заказчиком в файле «Материалы КР зеленых насаждений Кабардинского СО-2018 г.» в таблице «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» установлено следующее:

Бегония вечноцветущая Begonia semperflorens (рассада)

Наименование показателя

Требование к значению показателя

Единица измерения

Внешний вид

Компактно-развитое растение

 

Высота, не менее

6

см

Цвет цветков

розовый, красный

 

Цвет листвы

зеленый

 

Наличие цветков и бутонов

на каждом растении должно быть не менее 20 цветков и бутонов

шт.

Представители Заказчика пояснили, что требование сформировано на основании ГОСТ 28852-2018, ГОСТ 22383-77.

Согласно п. 1.13 ГОСТ 28852-2018 :

8.

Бегония вечноцветущая

Компактно-развитое растение

 
 

Begonia semperflorenscultorum hybr.
 

Высота, см, не менее

6

Таким образом, Заказчиком установлено наименование товара, а также показатели, не противоречащие ГОСТ 28852-2018, что соответствует п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Также в требования к товарам Заказчиком указано:

Кислотность растительной земли

приближена к нейтральной

 

Представители Заказчика пояснили, что показатель земля растительная устанавливается производителями и указывается в сопроводительных документах на товар. Кислотность почвы один из важных показателей, необходимый для здоровья растений , для цветочных растений кислотность почвы необходима нейтральная. Участником закупки в первой части заявки необходимо предложить показатель без изменения или «нейтральная», что не будет противоречить требованиям Заказчика.

Показатель был сформирован на основании потребности Заказчика и данных изготовителей и поставщиков закупаемого товара.

Таким образом, Заказчику необходим к поставке товар с характеристиками отличными от ГОСТ, обоснование использования нестандартных показателей, предусмотренное п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержится в разделе 8 аукционной документации.

Аналогично при указании цвета закупаемого товара Заказчик руководствовался сведениями поставщиков, а также общем стилем оформления зеленых насаждений. Определенная цветовая гамма необходима для создания цветовой палитры с учетом опыта исполнения аналогичных контрактов.

Заявителем указано, что потребность Заказчика в приобретении Бегонии с наличием на каждом растении цветков и бутонов не менее 20, с необходимостью предоставления конкретного значения показателя ограничивает права и законные интересы участников закупки.

Представители Заказчика пояснили, что по данному показателю было установлено минимально допустимое значение показателя. Требование формировалось на основании данных садовых центров.

Комиссией установлено, что участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение количества цветков и бутонов на каждом растении, что может привести к ограничению количества участников закупки в силу специфики закупаемого товара и невозможности урегулировать объем бутонов и цветков на каждом растении технически, поскольку требуемый показатель прямо зависит от условий, которые невозможно контролировать. Таким образом, требование Заказчика противоречит п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в п. 2.2, 5.2 проекта муниципального контракта установлено: «…При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона 44-ФЗ) по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте… Подрядчик обязан: качество услуг, оказываемых по настоящему контракту, должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам, техническим регламентам и требованиям настоящего контракта.».

Представители Заказчика пояснили, что если поставляемый товар будет содержать большее количество бутонов и цветков, то Заказчиком будет составлено дополнительное соглашение о поставке товара с улучшенными характеристиками.

Согласно п. 2.1, 2.2 ГОСТ 28852-90 рассаду цветочных культур принимают партиями. За партию принимают любое количество растений одного вида или сорта, оформленное одним документом о качестве. Для проверки качества на соответствие требованиям настоящего стандарта из разных мест партии отбирают рассаду в количестве 5% от партии, но не менее 50 шт.

Таким образом, поставляемый товар должен быть поставлен в порядке, установленным действующем законодательством. Заказчиком установлено минимально необходимое количество цветков и бутонов. С учетом проекта контракта Подрядчик не будет ограничен в части возможности поставки товара с улучшенными характеристиками.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Щелчкова С.С. обоснованной в части нарушения п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (по позиции Бегония: показатель количества цветков и бутонов), ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе (неразмещение ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации).
  2. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
  3. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0118300003718000153).
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны