Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА -448/2018 о нарушении законодательства ... от 5 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЭА -448/2018 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
05 апреля 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО «Строй лес» (далее – Заявитель) на действия МБУЗ ЦРБ имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова Выселковского района Краснодарского края при проведении электронного аукциона: «Строительство здания врача общей практики» (извещение №0318300163418000090) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В аукционной документации по поз.4 «Доски обрезные» установлены требования к описанию объекта закупки, противоречащие ст.33 Закона о контрактной системе. Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – МБУЗ ЦРБ имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова Выселковского района Краснодарского края проводился электронный аукцион: «Строительство здания врача общей практики» (извещение №0318300163418000090).
Начальная (максимальная) цена контракта – 8 941 494,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Приложение №2 к «Описанию объекта закупки», где Заказчиком установлены требования к отдельным товарам (материалам), используемым для выполнения работ.
Заказчиком установлено:
№ пп |
Наименование товаров (материалов), торговая марка (при наличии) |
Минимальные и максимальные значения показателей для определения эквивалентности товаров (материалов), а также значения показателей, которые не могут изменяться, предполагаемого к использованию в процессе выполнения работ |
|
Наименование показателя, ед.измерения |
Значение показателя |
||
4 |
Доски обрезные, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ |
Длина, м |
от 4 до 6,5 |
Ширина, мм |
75-150 |
||
Толщины, мм |
44 и более |
||
Сорт |
III сорта |
||
Хвойная древесина породы |
сосна/ель/лиственница |
Данные товары подлежат использованию при выполнении закупаемых работ, а именно при устройстве ленточных фундаментов: железобетонных (п.8 Локального сметного расчета №02-01-01 «Общестроительные работы». В указанном пункте сметы установлен шифр норматива ТЕР06-01-001-22, который соответствует ГЭСН (Государственные элементные системы нормы) 06-01-001-22 «Устройство ленточных фундаментов: железобетонных».
Согласно ГЭСН (Государственные элементные системы нормы) 06-01-001-22: в ходе выполнения работ по устройству ленточных фундаментов: железобетонных предусмотрено использование, в том числе следующих материалов:
Расход материалов
№ |
Шифр |
Наименование |
Ед, Изм. |
Расход |
Ст-сть ед. Руб. |
Всего Руб. |
1 |
101-0797 |
Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм |
т |
0,0305 |
4455,2 |
134,99 |
2 |
101-1513 |
Электроды диаметром 4 мм Э42 |
т |
0,13 |
10315 |
1 340,95 |
3 |
101-1668 |
Рогожа |
м2 |
88,2 |
10,2 |
899,64 |
4 |
101-1805 |
Гвозди строительные |
т |
0,013 |
11978 |
15:5,71 |
5 |
102-0053 |
Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 27 мм, Ш сорта |
мЗ |
0,14 |
1100 |
154,00 |
6 |
102-0061 |
Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6.5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, Ш сорта |
мЗ |
0,4 7 |
1056 |
496,52 |
7 |
203-0511 |
Щиты из досок толщиной 25 мм |
м2 |
39,2 |
55,55 |
1 392,78 |
8 |
204-9001 |
Арматура |
т |
6,6 |
0 |
0,00 |
9 |
401-9021 |
Бетон |
мЗ |
101,5 |
0 |
0,00 |
10 |
405-0253 |
Известь строительная, негашеная, комовая, сорт I |
т |
0,025 |
734,5 |
18,36 |
11 |
411-0001 |
Вода |
мЗ 1 |
0,283 |
2,44 |
0,69 |
Заказчик установил функциональные, качественные и технические характеристики данных товаров, исходя из своих потребностей. Указанные товары подлежат использованию при выполнении закупаемых работ по строительству здания врача общей практики.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 1 «Сведения об электронном аукционе» п.20 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению», где Заказчиком установлено: «Диапазонные показатели типа «х–у» и «x…y» означают, что «у» является максимальным значением, «х» – минимальным значением установленного заказчиком показателя, участник закупки предоставляет конкретное значение показателя не менее/ не ниже х не более/ не выше у за исключением случаев, установленных настоящей инструкцией. В случае установления заказчиком требований к показателям вида «х и более», участник закупки в составе первой части заявки должен предложить два значения показателей: равное х и больше х».
В соответствии с п.2 ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)» номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
В соответствии с данной таблицей ГОСТа пиломатериал толщиной 44мм не может иметь ширину 88мм, как утверждает Заявитель, так как таблица ГОСТа указывает после 75мм следующую ширину 100мм. Также в ГОСТ предусмотрено «Примечание. По требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице», соответственно участник может указать нестандартную ширину, которая также будет соответствовать ГОСТ.
Таким образом, требования установленные по поз.4 «Доски обрезные» не противоречат положениям Закона о контрактной системе и позволяют корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
В соответствии с п.8) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Проект контракта», в котором установлено:
«6.1. В целях обеспечения исполнения обязательств Подрядчика по настоящему контракту Подрядчик предоставляет Заказчику _______(безотзывную банковскую гарантию, выданную банком, включенным в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, или передает Заказчику денежные средства в обеспечение исполнения настоящего контракта на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику), в размере, указанном в пункте 6.2. настоящего контракта (далее – обеспечение исполнения настоящего контракта). Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
6.5. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта на 31 календарный день.
6.6. Денежные средства, внесенные в качестве способа обеспечения исполнения Контракта, возвращаются Подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту, в течение 5 (пяти) банковских дней по истечении 31 календарного дня со дня окончания срока действия Контракта».
Таким образом, установленные Заказчиком требования к обеспечению исполнения контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
К участию в электронном аукционе было подано 10 заявок, которые были допущены к участию. Документы, подтверждающие обоснованность доводов, Заявителем не представлены.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Строй лес» необоснованной.
- Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318300163418000090).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.