Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 474/2018 о нарушении законодательства... от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 474/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

         06 апреля 2018 года                                                                     г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙКОМПЛЕКТ» (далее – Заявитель) на действия ФКУЗ «Санаторий «Юность» МВД РФ» при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания Спальный корпус №4» (извещение № 0318100051718000012) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, которые не позволяют правильно заполнить заявку. В Приложении №1 к разделу 2 «Описание объекта закупки» по позициям 7, 20, 21, 22, 29 Заказчиком установлены характеристики с нарушением положений ст.33, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе и отличные от данных производителей.

 Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФКУЗ «Санаторий «Юность» МВД РФ» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания Спальный корпус №4» (извещение № 0318100051718000012).

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 865 162,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

 Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В соответствии с п.1), п.2) п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация электронного аукциона содержит Приложении №1 к разделу 2 «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ.

Заявитель утверждает, что Заказчиком установлены противоречивые требования в поз.7 «Катанка (проволока)» Заказчиком установлено:

Заказчик с указанным доводом согласился частично, из пояснений следует, что при описании данной позиции показатель «По точности прокатки» был технически задвоен Заказчиком. Так, термин «или», разделяющий значения в первом случае, указывает на необходимость выбора одного из значений, и точно таким же образом одной из значений (а не оба, как утверждает Заявитель) необходимо указать во втором случае.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 «Инструкция», где Заказчиком установлено: «В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики вне зависимости от иных символов сопровождаются словом «или» и/или символом «\» и/или «;», кроме случаев, когда перечисленным через точку с запятой числовым характеристикам предшествует двоеточие; в таком случае заказчику необходимы все перечисленные через точку с запятой характеристики и участником в заявке они должны быть приведены все без исключения».

Таким образом, Заказчику требуется все значения показателей, перечисленных через символ «;» и после символа «:» только если они являются числовыми. Значения «повышенный» и «обычной» не являются числовыми, а следовательно указать нужно было только одно из них.

Заявитель указывает, что Заказчиком установлены разные требования к одному и тому же значению, ссылается на параметр h1 в поз.20 «Желоб» при этом пытается его значение противопоставить параметру H в поз.21 и 23 у заглушек. При этом на изображении желоба Заявитель выделяет другой параметр (h), что делает сравнение размеров не ясным.

Поз.20 «Желоб»

Поз.22 «Заглушка»

Указанные параметры не являются идентичными по значениям потому, что у желоба есть еще величина h5, которая отклонена от сновной части высоты h1 желоба. Кроме того, не присоединяется к желобу путем сварки – в связи с чем ее размеры должны отличаться от размеров желоба для герметичного присоединения (то есть либо она вставляться в желоб, либо желоб должен вставляться в заглушку).

Заказчиком по тексту требований к желобу и заглушке не было указано о том, что какие-то размеры должны быть одинаковыми. При установлении данных требований Заказчик опирался на данные произвоодителей, согласно которым значения указанных Заявителем размеров также отличаются друг от друга:

  

 Таким образом, Заказчиком не установлено противоречивых требований в отношении позиций 20-22.

Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование, противоречащее ГОСТу. Речь идет о параметре «Номинальная ширина» в поз.29 «Пиломатериалы», где Заказчиком установлено:

29

Пиломатериалы

Вид пиломатериалов

должен быть доски необрезные

 

Сорт по качеству древесины и обработки

не ниже 3

 

Номинальная ширина

75…150

мм

Породы древесины

должны быть хвойные

 

Номинальная длина

от 4

м

Номинальная толщина

не ≥ 25

мм

Заявитель утверждает, что номинальная ширина у досок отсутствует по ГОСТу, поскольку они являются необрезными.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что согласно ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)» п.2 Номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.

Номинальные размеры толщины и ширины

Толщина

Ширина

16

75

100

125

150

-

-

-

-

-

19

75

100

125

150

175

-

-

-

-

22

75

100

125

150

175

200

225

-

-

25

75

100

125

150

175

200

225

250

275

32

75

100

125

150

175

200

225

250

275

40

75

100

125

150

175

200

225

250

275

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

То есть размеры в п.2 ГОСТа 24454-80 устанавливаются не только для обрезных пиломатериалов, но и для необрезных, если они с непараллельными кромками.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчику поступил запрос: «По позиции №29 установлены требования по ширине НЕОБРЕЗНЫХ пиломатериалов. Согласно ГОСТ указать одно конкретное значение ширины невозможно, так как пиломатериалы необрезные. В соответствии с ГОСТ 24454-80 для указанных пиломатериалов определяется «ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов». Просим пояснить, как участнику поступить в данном ситуации – указать значение показателя, которое заведомо является недостоверным, либо по данному показателю поставить прочерк, считая, что к данной модификации товара он не применим?».

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчиком 30.03.2018г. №РД7 размещено: «Участник понимает верно».

 Заказчиком по поз.29 «Пиломатериалы» установлено требование к «номинальной ширине», при этом требуется указать конкретную величину. Согласно ГОСТ 24454-80 для обрезных пиломатериалов

П.3 Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин:

       

 

 

от 16 до 50 мм

не менее 50 мм;

 

 

 

от 60 до 100 мм

не менее 60 мм;

 
 

от 125 до 300 мм

не менее 0,6 толщины.

 

Ширина пласти обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками в узком конце должна быть для толщин:

     

 

 

от 16 до 50 мм

не менее 50 мм;

 

 

 

от 60 до 100 мм

не менее 60 мм;

 
 

от 125 до 300 мм

не менее 0,7 толщины.

   

   Таким образом, показатель «номинальная ширина» отсутствует в ГОСТ 24454-80, присутствует показатель ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин: «от 16 до 50 мм не менее 50 мм».

Таким образом, требование, которые Заказчик установил в аукционной документации по поз.29 «Пиломатериалы» противоречат ч.3 ст.7; п.1), ч.1 ст.33; п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе, допущенные Заказчиком содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель указывает, что Заказчиком в Инструкции было установлено требование к оформлению заявки. Данный довод представители Заказчика считают необоснованным, так как согласно Инструкции по заполнению заявки, данное требование установлено для возможности идентификации каждой товарной позиции объекта закупки:

 «Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки.

Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение.

Если данный вид товара может обладать только одной характеристикой, необходимо обязательно отдельными позициями предложить столько товаров данного вида, сколько характеристик установлено Заказчиком, добавив при этом соответствующие товарные позиции».   

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙКОМПЛЕКТ» обоснованной в части нарушения положений ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требований по поз.29 «Пиломатериалы».
  2. Признать в действиях Заказчика – ФКУЗ «Санаторий «Юность» МВД РФ» нарушение ч.3 ст.7; п.2), ч.1 ст.33; п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику - ФКУЗ «Санаторий «Юность» МВД РФ» (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны