Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА –487/2017 о нарушении законодательств... от 12 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА –487/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 апреля 2017 года                                                                                            г. Краснодар

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 рассмотрев жалобу ООО «Максима» на действия Заказчика- ФГБУ «Юг Спорт», при проведении электронного аукциона на Оказание клининговых услуг (извещение № 0318100072217000023) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. Заявитель указывает, что описание объекта не соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно: по ряду позиций участнику закупки, с учетом положений инструкции, необходимо указать конкретный ГОСТ, конкретные показатели, определяемые по результатам испытаний; в требованиях Заказчика содержатся разночтения в части указания о соответствии товара конкретным регламентам, при этом фактически установленные параметры товаров, используемых при оказании услуг, регламентированы более широким перечнем ГОСТ. В ответах на запросы Заказчик не раскрывает в полном объеме решение вопроса.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

ФГБУ «Юг Спорт»  проводился электронный аукцион на оказание клининговых услуг (извещение № 0318100072217000023).

Начальная (максимальная) цена контракта – 59 600 043 ,05 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе(п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Согласно п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 3.6 раздела 1 аукционной документации в заявке участник закупки обязан указывать конкретные показатели (значения характеристик), позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, требованиям, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (далее – нормативная документация), а также иным требованиям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, при этом участник закупки делает предложение с учетом показателей, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения. По каждой позиции товара, предлагаемого к использованию при оказании услуг, участник закупки (в случае регулирования) указывает индекс, регистрационный номер и год утверждения (принятия) соответствующей нормативной документации.

В приложении № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее: Товары, требования к которым установлены настоящим приложением должны соответствовать (в случае регулирования) действующим редакциям стандартов, предусмотренных законодательствами Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации:  ГОСТ 31696-2012 «Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия», ГОСТ 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия», ГОСТ Р 52354-2005 «Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия», ГОСТ 25644-96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования».

В свою очередь приведенный перечень государственных стандартов не является исчерпывающим, так по п. 1, 4, 5, 7, 13, 14 Заказчиком установлен показатель регламентированный ГОСТ 32478-2013, что, с учетом положений аукционной документации, обязывает участника производить поиск и анализ государственных стандартов, соответствующих перечню товаров, используемых при оказании услуг.

Законом о контрактной системе установлена обязанность Заказчика формировать описание объекта закупки с учетом стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Участник при подачи первой части заявки указывает конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, действующем законодательством на участника закупки возложена обязанность при подаче заявки руководствоваться требованиям аукционной документации, которая, в силу статьи 33 Закона о контрактной системе, может содержать как показатели, регламентированные законодательством о техническом регулировании, так и иные показатели, требования и терминологию. Необходимость при подачи заявки ориентироваться на действующие нормативно-правовые акты о техническом регулировании нормами законодательства о контрактной системе не предусмотрена.

Также в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требование о предоставлении конкретного номера ГОСТа не относится к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.

Таким образом, требования Заказчика противоречат ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В п. 1.1, 1.2, 4.2, 4.4 проекта контракта установлено Исполнитель обязуется своевременно и надлежащим образом исполнить обязательства по оказанию клининговых услуг, в соответствии с приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить их. Состав и объем услуг определяется приложениями к контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта. Объем подлежащих уборке и ежедневно оказанных Исполнителем услуг фиксируется в наряд-заказе. Ответственный представитель Заказчика в течение 2 (двух) часов с момента выполнения Исполнителем объема, указанного в наряд-заказе, осуществляет приемку оказанных услуг в части соответствия их качества, количества и объема, требованиям, установленным в контракте и подписывает бланк наряд-заказа в части приема-сдачи оказанных услуг при отсутствии замечаний со стороны Заказчика по оказанным за соответствующий период услугам.

Исходя из положений аукционной документации, контракта, можно сделать вывод, что предметом закупки является оказание клининговых услуг, что также было подтверждено представителем Заказчика. При выполнении работ (оказании услуг) товар является средством для достижения результата, определяемого Заказчиком посредством аукционной документации. Оказание услуг не подразумевает дополнительные расходы на производство товара, проведение испытаний сырья, из которого впоследствии производится продукция, используемая при выполнении работ.

Заказчиком по п. 34 «Бумажные санитарно-гигиенические изделия» установлено: «Впитываемость капиллярная в среднем по двум направлениям, мм, может быть» со значением «не менее 22», «поверхностная впитываемость 0,01 мл воды, с, может быть» со значением «не более 5,0».

В Таблице 2 ГОСТ 52354-2005 установлено:

Впитываемость:

                     

3.1. Капиллярная в среднем по двум направлениям, мм, не менее

22

-

20

-

-

-

35

-

-

-

По ГОСТ 12602

3.2. Поверхностная впитываемость 0,01 мл воды, с, не более

-

5,0

-

5,0

5,0

-

-

-

5,0

-

По 5.5 настоящего стандарта

3.3. Поверхностная впитываемость 0,1 мл воды, с, не более

-

-

-

-

-

-

-

5,0

-

-

По 5.5 настоящего стандарта

 

Впитываемость бумажных санитарно-гигиенических изделий определяется по результатам испытаний сырья и готовой продукции, проводимых производителем, и не может быть известна участнику закупки при подачи первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Также по п. 25 «Стиральный порошок» Заказчиком установлено:

«Биоразлагаемость поверхностно-активных веществ, используемых для изготовления порошков, должна быть

не менее 80%»

Согласно п. 3.7.2 ГОСТ 25644-96 биоразлагаемость поверхностно-активных веществ, используемых для изготовления порошков, должна быть не менее 80%.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к сырью, из которого будет изготовлен стиральный порошок, характеристика определяется по результатам испытаний сырьевой продукции и осуществляется производителем, обязанности предоставления указанной информации в свободном доступе ГОСТ не содержит.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287).

В нарушение норм действующего законодательства Заказчиком установлены требования товарам, определяемые по результатам испытаний, что противоречит ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичные нарушения допущены Заказчиком по п. 6, 34, 7, 2.

Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно инструкции по заполнению заявки Заявка не должна содержать двусмысленных, противоречивых, а также взаимоисключающих толкований и предложений; сведения о товарах, предлагаемых для использования при выполнении работ, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами, словосочетаниями и символами, не позволяющими однозначно определить наличие требуемой характеристики у товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, либо значение характеристики, как например, «эквивалент», «аналог», «должен(-на, -но, -ны) быть», «может (могут) быть», «допускается(-ются)», «не допускается(-ются)», «требуется(-ются)», «примерно», «должен(-на, -но, -ны) превышать», «не должен(-на, -но, -ны) превышать» (за исключением иных случаев, установленных настоящей инструкцией).

При этом требования к материалам содержат слова, не указанные Заказчиком в инструкции, так, например по п. 2 Заказчиком установлено: «Средство требуется для любых поверхностей устойчивых к растворителям». При даче ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации Заказчик пояснил, что перечень слов, указанных в инструкции, приведен для примера и участнику необходимо конкретизировать показатели. Таким образом, требования инструкции противоречат ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку не содержат конкретный порядок подачи сведений в отношении установленных Заказчиком требований.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Максима» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБУ «Юг Спорт» нарушение ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3.  Заказчику – ФГБУ «Юг Спорт» (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 186

по делу №ЭА-487/2017 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 апреля 2017 года                                                                                            г. Краснодар

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Максима» на действия Заказчика- ФГБУ «Юг Спорт», при проведении электронного аукциона на Оказание клининговых услуг (извещение № 0318100072217000023) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Закон о контрактной системе предписывает:

 

1.  Заказчику – ФГБУ «Юг Спорт» (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение № 0318100072217000023).

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и аннулировании аукциона в электронной форме. Отменить протокол проведения электронного аукциона (при наличии). Возвратить обеспечение заявок на участие в аукционе.

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

4. В срок до 30.04.2017г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

         В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны