Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА –488/2017 о нарушении законодательств... от 12 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА –488/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 апреля 2017 года                                                                                            г. Краснодар

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 рассмотрев жалобу ИП Шадиева И.О. на действия Заказчика- ФГБУ «Юг Спорт», при проведении электронного аукциона на Оказание клининговых услуг (извещение № 0318100072217000023) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон №44-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. Заявитель указывает, что описание объекта не соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно: по ряду позиций участнику закупки, с учетом положений инструкции, необходимо указать конкретный ГОСТ, конкретные показатели, определяемые по результатам испытаний по п. 7, 3, 11, 17, 6; проект контракта в составе аукционной документации содержит разночтения по п. 2.4, 11.2; п. 24 раздела 2 противоречит Закону о контрактной системе; заявитель не смог идентифицировать является ли предметом контракта «выполнение работ» или «оказание услуг»;

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

ФГБУ «Юг Спорт»  проводился электронный аукцион на оказание клининговых услуг (извещение № 0318100072217000023).

Начальная (максимальная) цена контракта – 59 600 043 ,05 рублей.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 27 раздела 2 «Условия, запреты ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» аукционной документации установлено: «В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

В п.  24 раздела 2 аукционной документации установлено: «документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов».

Аукционная документация не содержит конкретный вид документа, подтверждающего соответствие постановлению Правительства 1457, что не противоречит Закону о контрактной системе.

Согласно письму Министерства экномического развития РФ и ФАС России от 28 апреля 2016 года №12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям постановления № 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, что также подпадает под вид документа, предусмотренного в п. 24 раздела 2 аукционной документации.

Заказчик вправе определить товары, используемый при оказании услуг (выполнении работ), Закон о контрактной системе не содержит запрет на установлении требований к материалам, используемым при оказании услуг (выполнении работ). Положения Закона о контрактной системе определяют порядок и требования к описанию объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).

В п. 2.4, 11.2 проекта контракта установлено Оплата по настоящему контракту осуществляется за счет средств Заказчика, в форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств в российских рублях на расчетный счет Исполнителю, указанный в настоящем контракте в разделе 12 «Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи Сторон». В случае изменения своего расчетного счета Исполнитель обязан в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику с указанием новых реквизитов расчетного счета. 11.2 В случае изменения наименования, адреса места нахождения, юридического адреса или банковских реквизитов Стороны, она письменно извещает об этом другую Сторону в течение 3 (трех) рабочих дней с даты такого изменения.

Таким образом, п. 2.4 и 11.2 проекта контракта содержат противоречивые сроки уведомления Заказчика при изменении реквизитов Исполнителя, что противоречит ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе(п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Согласно п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 3.6 раздела 1 аукционной документации в заявке участник закупки обязан указывать конкретные показатели (значения характеристик), позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, требованиям, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (далее – нормативная документация), а также иным требованиям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, при этом участник закупки делает предложение с учетом показателей, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения. По каждой позиции товара, предлагаемого к использованию при оказании услуг, участник закупки (в случае регулирования) указывает индекс, регистрационный номер и год утверждения (принятия) соответствующей нормативной документации.

В приложении № 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее: Товары, требования к которым установлены настоящим приложением должны соответствовать (в случае регулирования) действующим редакциям стандартов, предусмотренных законодательствами Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации:  ГОСТ 31696-2012 «Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия», ГОСТ 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия», ГОСТ Р 52354-2005 «Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия», ГОСТ 25644-96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования».

В свою очередь приведенный перечень государственных стандартов не является исчерпывающим, так по п. 1, 4, 5, 7, 13, 14 Заказчиком установлен показатель регламентированный ГОСТ 32478-2013, что, с учетом положений аукционной документации, обязывает участника производить поиск и анализ государственных стандартов, соответствующих перечню товаров, используемых при оказании услуг.

Законом о контрактной системе установлена обязанность Заказчика формировать описание объекта закупки с учетом стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Участник при подачи первой части заявки указывает конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, действующем законодательством на участника закупки возложена обязанность при подаче заявки руководствоваться требованиям аукционной документации, которая, в силу статьи 33 Закона о контрактной системе, может содержать как показатели, регламентированные законодательством о техническом регулировании, так и иные показатели, требования и терминологию. Необходимость при подачи заявки ориентироваться на действующие нормативно-правовые акты о техническом регулировании нормами законодательства о контрактной системе не предусмотрена.

Также в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требование о предоставлении конкретного номера ГОСТа не относится к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.

Таким образом, требования Заказчика противоречат ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В п. 1.1, 1.2, 4.2, 4.4 проекта контракта установлено Исполнитель обязуется своевременно и надлежащим образом исполнить обязательства по оказанию клининговых услуг, в соответствии с приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить их. Состав и объем услуг определяется приложениями к контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта. Объем подлежащих уборке и ежедневно оказанных Исполнителем услуг фиксируется в наряд-заказе. Ответственный представитель Заказчика в течение 2 (двух) часов с момента выполнения Исполнителем объема, указанного в наряд-заказе, осуществляет приемку оказанных услуг в части соответствия их качества, количества и объема, требованиям, установленным в контракте и подписывает бланк наряд-заказа в части приема-сдачи оказанных услуг при отсутствии замечаний со стороны Заказчика по оказанным за соответствующий период услугам.

Исходя из положений аукционной документации, контракта, можно сделать вывод, что предметом закупки является оказание клининговых услуг, что также было подтверждено представителем Заказчика. При выполнении работ (оказании услуг) товар является средством для достижения результата, определяемого Заказчиком посредством аукционной документации. Оказание услуг не подразумевает дополнительные расходы на производство товара, проведение испытаний сырья, из которого впоследствии производится продукция, используемая при выполнении работ.

По п. 7 «Слабощелочное универсальное моющее средство» участнику закупки необходимо  указать конкретное значение по показателю «в состав средства должны входить неионные и анионные тензиды в количестве». Согласно ГОСТ 32478-2013 массовую долю компонентов в процентах указывают следующим образом: менее 5 %... и т.д.

Таким образом, в нарушение действующих нормативов, регламентирующих качество и маркировку чистящих средств Заказчик установлена необходимость конкретизации значения, определяемого по результатам испытаний.

Аналогичные нарушения допущены Заказчиком по п. 3, 17, 13, 11.

Заказчиком по п. 6 «Мыло хозяйственное» Заказчиком установлены следующие показатели:

Качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г) требуется, г

не менее 64

Мыло хозяйственное может содержать синтетические жирные кислоты

Номинальная масса куска мыла нужна от 150 г до 300 г

Диапазон температуры застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр), °С, не шире

33 - 42

В состав мыла хозяйственного может входить масло талловое дистиллированное

Хозяйственное твердое мыло не должно обладать

общетоксическим, раздражающим, кожно-резорбтивным и аллергизирующим действием

Согласно п. 4.2.3 ГОСТ 30266-95 по физико-химическим показателям хозяйственное твердое мыло должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2

       

Наименование показателя

Норма для мыла группы

 

I

II

Ill

Качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г), г, не менее

70,5

69,0

64,0

Массовая доля свободной едкой щелочи, % к номинальной массе куска, не более

0,15

0,15

0,20

Массовая доля свободной углекислой соды, % к номинальной массе куска, не более

1,0

1,0

1,0

Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр), °С

36-42

35-42

35-42

В соответствии с п. 7.1 ГОСТ 30266-95 отбор проб, определение органолептических и физико-химических показателей, предусмотренных в 4.2.1, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.7, проводят по ГОСТ 790.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287).

В нарушение норм действующего законодательства Заказчиком установлены требования товарам, определяемые по результатам испытаний, что противоречит ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Шадиева И.О. обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБУ «Юг Спорт» нарушение ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3.  В связи с тем, что Заказчику выдано предписание по делу №ЭА-487/2017, повторное предписание не выдавать.

4. Повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны