Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 498/2018 о нарушении законодательства... от 11 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 498/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

11 апреля 2018 года                                                                               г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО «СК «Интер» (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Детский санаторий «Голубая волна» МЗ КК при проведении электронного аукциона: «Продукты питания (овощи и продукты их переработки) » (извещение № 0318100049118000057) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, по п. 1, 7 установлены характеристики товара, противоречащие ГОСТ на данный вид продукции, также по п. 1,8,9 Заказчиком установлены показатели качества, определяемые только в случае наличия товара; штрафы, предусмотренные проектом контракта, по мнению заявителя, ограничивают права и законные интересы участников закупки.

Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Показатели указаны в соответствии с ГОСТ и потребностями Заказчика.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

ГБУЗ «Детский санаторий «Голубая волна» МЗ КК проводился электронный аукцион: «Продукты питания (овощи и продукты их переработки) »(извещение № 0318100049118000057).

Начальная (максимальная) цена контракта – 429 876 ,90 рублей.

Согласно п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Заказчиком в разделе 2 «Описание объекта закупки» по п. 1 «Томатная паста» установлено в том числе следующее: « Упаковка - банки стеклянные с железной крышкой; железные с ключом, массой нетто: не более 360 гр. каждая. Каждая единица потребительской упаковки должна иметь маркировку, содержащую информацию, отвечающую требованиям настоящего ГОСТ, а также сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 022/2011) «Пищевая продукция в части ее маркировки». Упаковка должна обеспечивалась надлежащую сохранность продукции и соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 005/2011) «О безопасности упаковки».  Срок годности: согласно документации изготовителя. Остаточный срок годности на момент поставки должен составлять не менее 10 месяцев. Наличие сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверений о безопасности, обязательно к каждой партии товара.».

Согласно ст. 481 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. Если в установленном "законом" порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.

В соответствии с п. 5.4.3 ГОСТ 54678-2011 потребительская, транспортная тара и укупорочные средства должны обеспечивать сохранность продукции и ее соответствие требованиям настоящего стандарта в течение всего срока годности при соблюдении условий транспортирования и хранения. Рекомендуемые потребительская тара и укупорочные средства для фасования и упаковывания продуктов томатных концентрированных и транспортная тара приведены в приложении Б.

В приложении Б ГОСТ 54678-2011 указано:

«Томатную пасту и томатное пюре фасуют в потребительскую тару:

- в стеклянные банки I и III типов по ГОСТ 5717.2 вместимостью не более 1,0 дм3 ГОСТ Р 54678-2011 Продукты томатные концентрированные. Общие технические условия;

- в металлические банки по ГОСТ 5981 с лаковым или эмалевым покрытием вместимостью не более 1,0 дм3 ГОСТ Р 54678-2011 Продукты томатные концентрированные. Общие технические условия;

- в алюминиевые тубы вместимостью не более 0,2 дм3 ГОСТ Р 54678-2011 Продукты томатные концентрированные. Общие технические условия».

Согласно письменным пояснениям Заказчика, объем тары (упаковки) томатной пасты определен с учетом предложений на рынке продукции, требований ГОСТ,  а также возможностей Заказчика обеспечить надлежащие условия хранения поставляемой продукции.

Исходя из рекомендаций ГОСТ касательной фасовки томатной пасты, Комиссией сделан вывод, что требования Заказчика не превышают верхний допустимый предел объема тары (упаковки) продукта.

Таким образом, требования Заказчика не противоречат ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

По п. 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлено:

 

Картофель свежий

ГОСТ Р 51808-2013

 Картофель свежий продовольственный, предлагаемый к поставке, должен соответствовать требованиям действующего стандарта и установленных нормативно - правовых актов на овощи, предназначенные для потребления в свежем и переработанном виде. Картофель продовольственный - урожая 2017 года. Клубни картофеля по качественным характеристикам и нормам должны отвечать требованиям настоящего ГОСТ для картофеля поздних сроков созревания. Каждая поставляемая партия продукции должна содержать клубни картофеля свежего продовольственного одного ботанического сорта, однородной массы и размера. Размер клубней должен быть по наибольшему поперечному диаметру: округло-овальной формы в диапазоне 50 мм. - 70мм., удлиненной формы в диапазоне 50 мм. - 80мм. Отклонения от установленных размеров - в пределах норм, допускаемых действующим стандартом. Картофель должен быть твёрдый, сухой, чистый на срезе, без налипших комков грязи, пустот, ростков, черноты, зелени, парши, гнили, поражений паразитами (проволочником и пр.) и механических повреждений. Глазки должны отсутствовать или быть неглубокими. Мякоть может быть белая или кремовая. Картофель поставляется в продуваемых сетках, или в другой таре по нормативному и/или техническому документу; масса каждой упаковочной единицы: не более 20 кг. Упаковка должна обеспечивалась надлежащую сохранность картофеля и соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 005/2011) «О безопасности упаковки».  Каждая единица потребительской упаковки должна иметь маркировку, содержащую информацию для потребителей, а также сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 022/2011) «Пищевая продукция в части ее маркировки». Поставка продукции должна производиться специализированным транспортным средством в соответствии с правилами перевозки продовольственных товаров действующими на данном виде транспорта, при соблюдении гигиенических требований. Наличие сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверений о безопасности, обязательно к каждой партии товара.     

 

Требования к картофелю свежему регламентированы ГОСТ 51808-2013.

В соответствии с Таблицей 1 п. 4.2 ГОСТ 51808-2013 года на картофеле допускает наличие пороков картофеля в рамках допустимого процентного соотношения от общей массы, вместе с тем Заказчиком в разделе 2 указано отсутствие пороков внешнего вида картофеля, что противоречит п. 4.2 ГОСТ.

Вместе с тем, Заявителем указано, что требования Заказчика обязываются участника закупки приобрести товар для подачи заявки.

Комиссией установлено, что в п. 6.2 ГОСТ 51808-2013 указано следующее: «Маркировка продовольственного картофеля в потребительской упаковочной единице - по [3], ГОСТ Р 51074 с указанием:

- наименования продукта ("Ранний картофель" или "Молодой картофель", "Поздний картофель");

- наименования и местонахождения изготовителя или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя-изготовителя, а также в случаях, установленных [3], наименования и места нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименования и места нахождения организации-импортера или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя-импортера;

- товарного знака изготовителя (при наличии);

- массы нетто;

- ботанического сорта;

- размера клубней, выраженного минимальным размером и словами "и более", или минимального и максимального размеров (при калибровке);

- даты сбора и даты упаковывания;

- условий хранения;

- сведений о применении генно-модифицированных организмов:

 

в случае, если продукция содержит более 0,9% генетически модифицированных организмов, в маркировке приводят информацию об их наличии (например "генетически модифицированные продукты" или "продукция, полученная из генетически модифицированных организмов" или "продукция содержит компоненты генетически модифицированных организмов");

- обозначения настоящего стандарта;

          - единого знака обращения продукции на рынке;

- знака систем добровольной сертификации (при наличии).

Дополнительно могут быть указаны:

- окраска внутренней части клубней (например, желтого или белого цвета);

- окраска кожуры;

- форма клубней (округло-овальная или удлиненная);

- кулинарные свойства (например, рассыпчатый или твердый)».

Таким образом, нарушение, допущенное Заказчиком, не ограничивает прав участника закупки при подаче заявки, поскольку позволяет осуществить заказ товара заданного качества, содержащего необходимую по ГОСТ дополнительную маркировку.

Таким образом, нарушения допущенные Заказчиком на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли.

Заявителем указано, что по п. 1, 8, 9 Заказчиком указаны показатели пищевой и энергетической ценности продукта, массовой дли огурцов от массы нетто товара, массовая доля зелени и пряности от массы продукта.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с разделом 8 «Инструкция по заполнению заявки» в случае, если товар производится, идентифицируется по нормативно-технической документации, параметры товара требуется указывать в заявке в соответствии с нормативно-технической документацией.

Таким образом, участник закупки вправе предоставить сведения о товарах в соответствии с данными производителей, что не ограничивает прав участника закупки и позволяет сделать предложение на участие в электронном аукционе.

В соответствии с ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе  в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер штрафов регламентирован постановлением Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 года.

В разделе 5 проекта контракта Заказчиком установлены штрафы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СК «Интер» обоснованной в части нарушения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (по п. «Картофель свежий», п. 1,8, 9).
  2. Признать в действия Заказчика нарушения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
  3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
  4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100049118000057).

 

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны