Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 514/2018 о нарушении з... от 13 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 514/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

13 апреля 2018 года                                                                                     г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «СЛАВСТРОЙ» (далее – Заявитель) на действия администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Ремонт автомобильной дороги в пос. Сенной по пер. Таманский от ул. Мира до ул. Кулакова с устройством прилегающего тротуара» (извещение № 0118300010218000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе. Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «СЛАВСТРОЙ» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в описании объекта закупки установлены характеристики товаров, не соответствующие требованиям государственных стандартов (позиции 1 «Болт», 13 «Камень бортовой тип 2»); 2) в составе аукционной документации проектная документация размещена не в полном объеме.

Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – администрацией Сенного сельского поселения Темрюкского района проводился электронный аукцион: «Ремонт автомобильной дороги в пос. Сенной по пер. Таманский от ул. Мира до ул. Кулакова с устройством прилегающего тротуара» (извещение № 0118300010218000006).

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 267 390,63 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Приложении № 1 к Техническому заданию аукционной документации установлены следующие требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, в частности:

№ п/п

Наименование товара

                                  Требования к товарам

1

2

3

1

Болт.
Позиция учтена в соответствии с пунктом 1 раздела 1 локальной сметы, пунктом 2 раздела 1 локальной сметы.
Установлены следующие характеристики товара.

Номинальный размер под ключ головки болта (S) —

не менее 13 и ≤ 18 мм.


Материал изготовления — сталь.
Резьба болта — от М8 и ≤ М12.

 

Номинальная высота головки болта (k) —

более 4 и не более 6,4 мм.


Шаг резьбы — ≥ 1,5 и не более 1,75 мм.
Форма головки болта — шестигранная.
Номинальная длина болта — ≥ 65 и не более 70 мм.

Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено, что при указании значений показателей, представляемых участником закупки, участник указывает только конкретное значение и единицу измерения (если она имеется), без использования каких либо символов, слов, словосочетаний, математических обозначений, в том числе таких как «свыше», «не более», «не менее», «более», «менее», «<», «>», , «≥», «», «от», «до», «не>», «не<», «возможно», «может быть», «эквивалент», «аналог», «ранее», «равно», «или», «либо», «требуется», «требования», «включительно», «не должен быть», «не должна быть», «не должно быть», «не должны быть» и производные от вышеперечисленных слов и словосочетаний, не должны быть указаны в будущем времени и допускать разночтение или двоякое толкование.

При установлении требований к минимальному значению по первому и четвертому виду показателей Заказчиком использованы такие слова как «более», «от», «свыше», «>» участник закупки должен представить значение строго больше установленного в требованиях.

В случае первого и четвертого вида показателей при установлении значений показателей с использованием предлога «от» или «включительно от», данный предлог имеет значение, обозначающее начало отсчета в сторону увеличения (согласно правилам математического сравнения).

В случае первого и четвертого вида показателей при установлении требований к максимальному значению Заказчиком использованы такие слова как «не более» (аналоги «≤», «не>») участник закупки должен представить значение равное или меньше установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов.

При описании в первой части заявок характеристик товаров участник закупки:

по первому виду показателей участник закупки указывает:

- в случае если установлено требование к максимальному или минимальному значению показателя, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному требованию;

- в случае если установлено требование к максимальному и минимальному значению показателя одновременно, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным требованиям;

по четвертому виду показателей участник закупки указывает диапазон значений,с нижней границей, имеющей минимальное и/или максимальное значение, сопровождающейся в требованиях словосочетанием «с нижним пределом» и верхней границей, имеющей минимальное и/или максимальное значение, сопровождающей в требованиях словосочетанием «с верхним пределом» необходимо указать конкретное значение диапазона для нижней и для верхней границы данного показателя (при этом максимальное значение нижней границы не должно быть больше минимального значения верхней границы установленной заказчиком, а минимальное значение верхней границы не должно быть меньше максимального значения нижней границы установленной заказчиком).

Согласно п. 3 ГОСТ Р ИСО 4014-2013 «Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В» (с Поправкой) размеры болтов указаны на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Основные резьбы предпочтительного применения

В миллиметрах

 

 

Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участникам закупки представлена возможность при формировании первой части заявки указать по показателю «Резьба болта» значение «М12», при этом значение показателя «Номинальная высота головки болта» установлено «не более 6,4 мм», что не соответствует требованиям государственного стандарта, и, соответственно, нарушает положения п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

В Приложении № 1 к Техническому заданию аукционной документации установлены следующие требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, в частности:

№ п/п

Наименование товара

                                  Требования к товарам

1

2

3

13

Камень бортовой тип 2.
Позиция учтена в соответствии с пунктом 24 раздела 4 локальной сметы.
Установлены следующие характеристики товара.

Тип камня — бортовой.
Длина камня — ≥ 1000 мм.
Класс бетона по прочности на сжатие — В22,5.
Высота от основания до нижней грани фаски — ≥ 185 мм.
Ширина камня по основанию — ≥ 80 и < 150 мм.
Высота камня — менее 300 мм.
Тип вяжущего — цементный.
Ширина фаски — ≤ 15 мм.
Ширина верхней плоскости камня — ≥ 65 мм.

Согласно Инструкции по заполнению заявки в случае первого и четвертого вида показателей при установлении требований к максимальному значению Заказчиком использованы такие слова как «не более» (аналоги «≤», «не>») участник закупки должен представить значение равное или меньше установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, при этом, участник указывает только конкретное значение.

В соответствии с п. 1.2.3 ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.

Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.

 

Таким образом, установленное в описании объекта закупки значение показателя «Ширина фаски» по позиции 13 «Камень бортовой тип 2» не противоречит требованиям государственного стандарта.

В свою очередь, согласно Инструкции по заполнению заявки в случае первого и четвертого вида показателей при установлении требований к максимальному значению Заказчиком использованы такие слова как «не более» (аналоги «≤», «не>») участник закупки должен представить значение равное или меньше установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, при этом, участник указывает только конкретное значение.

В соответствии с п. 1.2.6 ГОСТ 6665-91 камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.

Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.

Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая - класс напрягаемой арматуры.

Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:

БР100.30.18

То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:

БК100.30.18.8

То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с ненапрягаемой арматурой класса А-IV:

БР600.30.18-АIV

Таким образом, условное обозначение камня бортового не содержит показатель ширина фаски, в связи с чем, значение по данной характеристике возможно установить только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний, что свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком размещена проектная документация в полном объеме (в Разделе 2 «Описание объекта закупки») в формате, доступном для просмотра и сохранения материала, что не лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

 

 

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СЛАВСТРОЙ» обоснованной в части установления требований к товарам, не соответствующих положениям государственного стандарта (позиции 1 «Болт»), некорректного установления требований к товару (позиция 13 «Камень бортовой тип 2»).

2. Признать в действиях Заказчика – администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 188

по делу № ЭА-514/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

13 апреля 2018 года                                                                                               г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

на основании своего решения от 13.04.2018 г. по делу № ЭА-514/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «СЛАВСТРОЙ» на действия администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района при проведении электронного аукциона: «Ремонт автомобильной дороги в пос. Сенной по пер. Таманский от ул. Мира до ул. Кулакова с устройством прилегающего тротуара» (извещение № 0118300010218000006) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

 

  1. Заказчику – администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района (аукционной комиссии) устранить нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-514/2018 от 13.04.2018 г.
  2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ти рабочих дней со дня его получения.

4. В срок до 08.05.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны