Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА-53/2016 о нарушении законодательства... от 22 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА-53/2016

о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

15 января 2016г.                                                                                             г. Краснодар

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО «ГЕФЕСТ» (далее Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100072215000294 «Оказание услуг комплексного обслуживания объекта «Пассажирская подвесная канатная дорога от хаба «Эсто-Садок» до комплекса трамплинов К-125, К-95» в части нарушения законодательства о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

ООО «ГЕФЕСТ» считает, что документация содержит нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе). В поз. 37 «растворитель» заказчиком установлено требование о соответствии одновременно двум различным ГОСТ. Требования в поз. 39 «шкурка» противоречат ГОСТ 6456-82, в поз. 35 «Щебень» установлены противоречивые требования и не соответствуют ГОСТ 8267-93. В поз. 48 «универсальное средство» установлены требования о предоставлении конкретных показателей в отношении химического состава, в поз.28 «пакеты для мусора» необоснованно требуется указание в заявке сырья.  В поз. 36 «песок» установлены требования, противоречащие ГОСТ 8736-2014, в поз.45 «Электроды» требования противоречат ГОСТ 9466-75. В поз.6 «пена монтажная» заказчиком установлено требование об указании участниками недостоверных сведений в отношении единицы измерения теплопроводности твердой пены. Требования в поз.9 «краска для дорожной разметки» не соответствуют ГОСТ 32830-2014, ГОСТ 52575-2006, в поз. 41 «краска» - ГОСТ 10503-71. В аукционной документации присутствует противоречивая Инструкция по заполнению заявки. В п.16 раздела II аукционной документации заказчиком установлено: «денежные средства, вносимые в обеспечение исполнения контракта, должны быть перечислены по реквизитам, установленным в пункте 15 раздела II настоящей документации». Однако в п.15 раздела II описан порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации. В проекте контракта не определен срок действия банковской гарантии. В п.6.3 проекта контракта содержится необоснованное требование о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта. Пункт 22 раздела II аукционной документации содержит сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе. В Инструкции по заполнению заявки заказчиком установлены требования к оформлению и форме заявки, что не соответствует п.2 ст.64 Закона о контрактной системе. Заказчиком проделаны манипуляции с файлом (при переносе в заявку происходит изменение слов). Заказчиком опубликованы разъяснения, изменяющие суть аукционной документации (поз. 44).

            Заказчиком предоставлены письменные пояснения по существу жалобы. Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Заявитель невнимательно ознакомился с Инструкцией по заполнению заявки. Документация доступна для ознакомления. Опубликованный заказчиком ответ на запрос содержал техническую ошибку.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

            Заказчиком - ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки» на официальном сайте размещены извещение и документация электронного аукциона № 0318100072215000294 «Оказание услуг комплексного обслуживания объекта «Пассажирская подвесная канатная дорога от хаба «Эсто-Садок» до комплекса трамплинов К-125, К-95». Начальная (максимальная) цена контракта –  35 100 000,00 рублей.

   В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик  при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

 описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).

В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Предметом закупки является оказание услуг. В Приложении №2 к Техническому заданию установлены требования к используемым при оказании услуг товарам.

Согласно п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

 при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В поз. 36 «песок» заказчиком установлено требование: «полный остаток на сите №0,63% по массе не более 30-65 (возможно указание конкретного значения), а также требуется: «крупность нужен крупный или средний». В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки: «в случае, если термин «диапазон» (или его производные), либо символом «-» сопровождается словами «не более», «не шире» участник должен предложить значение диапазона, которое равно, либо по верхней границе не выходит за значения, заявленные заказчиком». Таким образом, заказчик допускает указание в заявки значение 30-45, 30-65. Согласно ГОСТ 8736-2014, соответствие которому требуется, полный остаток на сите №063 имеет значение св.30 до 45 в % по массе.

В поз. 35 Щебень» установлено требование: «фракция 20-40», 2потеря массы при испытании на истираемость, % не более 0-40. Марка по истираемости И1\2\3». В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки: «в случае, если термин «диапазон» (или его производные), либо символом «-» сопровождается словами «не более», «не шире» участник должен предложить значение диапазона, которое равно, либо по верхней границе не выходит за значения, заявленные заказчиком». Согласно ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих фракций: от 5(3) до 10 мм; св.10 до 15 мм; св.10 до 20 мм; св.15 до 20 мм; св.20 до 40 мм; св.40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм. Потеря массы при испытании для щебня, в соответствии с предлагаемыми марками, имеет значения от 0 до 45 по массе. Марки по истираемости щебня и гравия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 6. Согласно требованиям заказчика участник может предложить марку по истираемости И3. Однако установленные заказчиком требования не позволяют участнику при предложении марки по истираемости И3 указать потерю массы при испытании в соответствии с требованиями указанного ГОСТ.

В поз. 39 «Шкурка» заказчик установил противоречивые требования (шкурка должна быть одновременно двух типов, что невозможно согласно ГОСТ 6456-82; ширина рулона не более 1400м, что противоречит ГОСТ 6456-82). Показатель: «приведенный износ» зависит от типа шкурки в соответствии с таблицей 8 указанного ГОСТ. Также указано, что требуется бумажная шлифовальная шкурка, предназначенная для абразивной обработки различных материалов без охлаждения и/или с применением смазочно-охлаждающих жидкостей на основе масла, керосина, уайт-спирита». Однако в соответствии с ГОСТ 6465-82, соответствие которому установлено заказчиком: настоящий стандарт распространяется на бумажную шлифовальную шкурку, предназначенную для абразивной обработки различных материалов без охлаждения или с применением смазочно-охлаждающих жидкостей на основе масла, керосина, уайт-спирита.

В поз. 37 «растворитель» заказчиком установлено требования, которые соответствуют двум ГОСТам – ГОСТ 7827-74 и ГОСТ 18188-72. Так как содержится требование указывать характеристики на каждый товар в отдельности, участник не может указать для растворителя по ГОСТ 18188-72, что он применим для разбавления перхлорвиниловых материалов, так как для этого предназначен другой растворитель другой марки и по другому ГОСТ.

В поз.45 «Электроды» заказчиком установлено: «стержень электрода должен быть изготовлен из стали: низкоуглеродистой, легированной, низколегированной»., длина зачищенного от покрытия конца, мм не менее 20. Диаметр, мм 5; длина участка перехода и зачищенного конца, мм до 50. Согласно ГОСТ 966-75, соответствие которому установлено заказчиком, стержень электрода изготовляется из низкоуглеродистой или легированной или высоколегированной стали; для диаметра электрода 5 мм длина зачищенного от покрытия конца равна 25 мм с возможным предельным отклонением. В соответствии с указанным ГОСТ длина участка перехода и зачищенного конца определяется в виде суммы длины зачищенного от покрытия конца и 20мм, при этом в соответствии с чертежом данная характеристика конкретного значения не имеет. В поз.48 «универсальное средство» заказчиком установлено требование «толщина пленки, микрон, более 2х10», а также к составу химическому средства.

В соответствии с Инструкции по заполнению заявки участники должны предоставить конкретные показатели. Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки при подаче заявки на участие в конкурсе иметь в наличии товар, материал, используемый при производстве работ, как и не обязывает производителей товара доводить до сведения лиц конкретные характеристики материла (сырья), используемого при производстве товара. Многие показатели определяются по результатам испытаний. Кроме того, в силу физических особенностей некоторые показатели не обладают конкретными значениями.

В поз.28 заказчику требуются пакеты для мусора со следующими характеристиками: требуются пакеты для мусора из полиэтилена высокого; низкого давления из первичного\вторичного сырья. Должны быть без завязок; с завязками или с ушами. Метод формирования дна пакет требуется сварной шов. Пакеты должны быть водонепроницаемы и обладать химической стойкостью. Шов не должен пропускать воду. Пакеты могут быть с фальцами. Плотность пленки, г/см3 значение   0,917; объем пакета должен быть, л значение 60; минимальная прочность сварного шва при разрыве, % не менее от нормы прочности пленки значение 65; минимальная толщина пленки, мкм значение не менее 50; прочность на разрыв пленки, кгс/см2 значение   115; ширина, мм значение более 55; высота, мм значение более 70; цвет значение зеленый; желтый; синий, красный; зеленый; черный; упаковка значение рулон\пачка; количество в упаковке значение не менее 15.

В п.3.6 раздела I аукционной документации содержится Инструкция по заполнению заявки. Согласно Инструкции в случае, если значение показателя сопровождается словами, определяющими эквивалентность: «от», «до», «(не) менее», «не(более)», «(не) больше», «не (меньше)», «(не) уже», «(не) шире», «(не) выше», «(не) ниже», «(не) хуже», «лучше», «свыше», «превышать», «максимальное значение», «минимальное значение», «min», «maх», «минимум», «максимум», «как минимум», «(не) короче», «(не) длиннее», символом «…», участник должен указать одно точное значение параметра товара. Иные термины и знаки (за исключением перечисленных ниже) не указывают на значения, подлежащие конкретизации и должны быть в неизменном виде приведены в заявке участником. В случае, если заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами «;» или «\» или словом «или». Также в Инструкции говорится об установлении значений в связке с символами, которые участник может исключать, либо оставлять в заявке (в зависимости от того, как указывает данные значения производитель товара).

Учитывая положения Инструкции, заказчик потребовал от участников по вышеуказанным позициям указать конкретные значения показателя давления полиэтилена, сырья, толщину пленки. Также Инструкция позволяет оставить в заявке символы и значения в отношении показателя плотности пленки, минимальной толщины пленки, прочности на разрыв пленки. Вместе с тем, заказчиком не учтено, что в соответствии с ГОСТ  17811-78,  ГОСТ Р 54562-2011 данные показатели определяются по результатам испытаний. Так, например, ГОСТ 17811-78 не содержит требований в отношении значения толщины пленки не менее 50мкм.

В поз.6 «пена монтажная» заказчиком неверно указана единица измерения теплопроводности (ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин). В поз.9 «краска для дорожной разметки» характеристика «некоторое расслоение» носит необъективный характер и не позволяет определить соответствие потребностям заказчика. Кроме того, установленные показатели носят двусмысленный характер и не соответствуют ГОСТ 52575-2006, ГОСТ 32830-2014 (адгезия, стойкость к статистическому воздействию воды, стойкость к статистическому воздействие насыщенного водного раствора хлористого натрия, массовая доля нелетучих веществ, степень перетира). В поз.41 «краска» требование в отношении укрывистости невысушенной пленки не соответствует ГОСТ 10503-71.

Таким образом, документация разработана с нарушениями ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, за что ч.4.2 ст.7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.

 В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть. По поз.44 участником направлен запрос о разъяснении положений документации. Разъяснением заказчик изменил суть документации, поскольку если возможны оба варианта между длиной нити, накала, длины и диаметра, то лампа имеет все три характеристики. Согласно пояснением представителей заказчика, опубликованный ответ на запрос содержал техническую ошибку.

В п.24 раздела II аукционной документации заказчиком установлено требование к содержанию первой части заявки со ссылкой на подпункт 1.1. пункта 22 раздела II настоящей документации. Пункт 22 раздела II аукционной документации содержит сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе. В п.16 раздела II аукционной документации заказчиком установлено: «денежные средства, вносимые в обеспечение исполнения контракта, должны быть перечислены по реквизитам, установленным в пункте 15 раздела II настоящей документации». Однако в п.15 раздела II описан порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации. Согласно пояснениям представителей Заказчика допущены технические ошибки. Данные ошибки на возможность подготовки заявки не влияют.

Довод Заявителя о том, что заказчиком в п.6.3 проекта контракта установлено противозаконное требование о предоставлении взамен утратившей силу банковской гарантии, не содержит указание на нарушение норм Закона о контрактной системе. Данное условие не противоречит нормам ст.34, ст.96 Закона о контрактной системе. Кроме того, в силу ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. Закон о контрактной системе не предусматривает включения в контракт срока действия банковской гарантии. Документация размещена на официальном сайте и доступна для ознакомления. Довод Заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлены требования к оформлению заявки, не обоснован. Инструкция содержит порядок предоставления сведений в составе первой части заявки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

            Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ГЕФЕСТ» обоснованной в части наличия в документации противоречивых требований - поз.9, поз.37, поз.39, поз.35, поз.41, поз.36, поз.45; в поз.6 неверной единицы измерения; наличия противоречий в документации в п.15, п.16, п.24 раздела II аукционной документации; необоснованного требования конкретных показателей по поз.28, 48; нарушения порядка разъяснения положений аукционной документации.
  2. Признать в действиях заказчика – ФГБУ «Юг Спорт» нарушение ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
  3. В связи с тем, что Заказчику (аукционной комиссии) – ФГБУ Юг Спорт» выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства повторно не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны