Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 540/2017 о нарушении законодательст... от 18 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                 

                                                             

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 540/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

13 апреля 2017 года                                                                                       г. Краснодар

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия),  рассмотрев жалобу ООО «ЭкстремФарм» (далее – Заявитель) на действия МБУЗ «Центральная районная больница» Усть-Лабинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона № 0318300170417000048: «Закупка лекарственных препаратов для нужд МБУЗ "ЦРБ" Усть-Лабинского района (декстроза)» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

            Заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Также Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе: 1) Заказчиком неправомерно установлено требование к  упаковке закупаемых препаратов; 2) Заказчиком не установлены требования согласно Постановлению Правительства Российской Федерации  от 30.11.2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

           Представители Заказчика с доводами жалобы не согласны. Заявка ООО «ЭкстремФарм» отклонена правомерно. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

   Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

           МБУЗ «Центральная районная больница» Усть-Лабинского района проводился электронный аукцион: «Закупка лекарственных препаратов для нужд МБУЗ "ЦРБ" Усть-Лабинского района (декстроза)» (извещение № 0318300170417000048).

          Начальная (максимальная) цена контракта: 9 540 000,00 рублей.

          Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.04.2017 г. ООО «ЭкстремФарм» (заявка № 5) отказано в допуске по основаниям, предусмотренным п. 2) ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, в связи с непредоставлением информации, предусмотренной пп. «б» п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а именно: указанные участником  характеристики и качество продуктов в заявке не соответствуют запрашиваемым характеристикам заказчика в разделе 2 аукционной документации «Описание объекта закупки».

 В соответствии с пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

 П. б) ч. 1 поз. 37 Информационной карты электронного аукциона установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

         Инструкцией по заполнению заявки на  участие в электронном аукционе установлено, что предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Разделе 2 «Описание объекта закупки» документации.

        В поз. 1 Раздела 2 аукционной документации «Описание объекта закупки» Заказчик указывает: «Раствор для инфузий 5% 250мл, самоспадающийся полиэтиленовый флакон или полиэтиленовая бутылка».

        ООО «ЭкстремФарм» в составе первой части заявке предлагает: «Раствор для инфузий 5% 250мл, самоспадающийся полипропиленовый флакон №1», что противоречит требованиям аукционной документации.

        В поз. 2 Раздела 2 аукционной документации «Описание объекта закупки» Заказчик указывает: «Раствор для инфузий 10% 250мл, самоспадающийся полиэтиленовый флакон или полиэтиленовая бутылка».

        ООО «ЭкстремФарм» в составе первой части заявке предлагает: «Раствор для инфузий 10% 250мл, самоспадающийся полипропиленовый флакон №1», что противоречит требованиям аукционной документации.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 2) ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе, инструкции по заполнении заявки на участие в электронном аукционе.

         Таким образом, отказ в допуске заявки ООО «ЭкстремФарм» обоснован.

         Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование к поставке товара в определенной упаковке нарушает права и законные интересы участников закупок.

Согласно п. 1), п. 6) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.

В соответствие с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2014 № 429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения подлежит включению в государственный реестр лекарственных средств с 1 января 2018 года.

        Заказчиком в разделе 2 аукционной документации «Описание объекта закупки» установлены требования к поставке лекарственного препарата лекарственного препарата с МНН «Декстроза» с указанием требования к упаковке товара, а именно:

       -  «Раствор для инфузий 5% 250мл, самоспадающийся полиэтиленовый флакон или полиэтиленовая бутылка».

       -  «Раствор для инфузий 10% 250мл, самоспадающийся полиэтиленовый флакон или полиэтиленовая бутылка».     

        

Письмом от 26.08.2016 № ИА/58910/16 ФАС России указано, что разъяснения, направленные ФАС России по вопросам закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, являются официальной позицией и являются обязательными для применения территориальными органами ФАС России.

Наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например: "ампула", "флакон", "блистер") без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке) (письмо ФАС России от 09.06.2015 №АК/28644/15).

Таким образом, требования заказчика, которые не влияют на терапевтические свойства лекарственного препарата (упаковка), сокращают число товаров, соответствующих требованиям заказчика, и ограничивают количество участников закупки, что противоречит п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком представлены материалы, согласно которым в Государственном Реестре лекарственных средств зарегистрированы 7 лекарственных препаратов с МНН «Декстроза» в форме выпуска полиэтиленовый флакон или бутылка, соответствующих требованиям Заказчика.

Документы, свидетельствующие об ограничении Заявителя в участии в электронном аукционе, в материалах дела отсутствуют.

          Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

         Жалоба ООО «ЭкстремФарм» поступила в Краснодарское УФАС России за пределами срока, установленного Законом о контрактной системе.

Комиссией установлено, что Заказчиком в разделе 2 аукционной документации «Описание объекта закупки» установлены требования к поставке лекарственного препарата с МНН «Декстроза», входящего в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

        Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 7) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с п. 6) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 предусмотрено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

В соответствии с п. 2 Постановления № 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Заказчиком в нарушение п. 7) ч. 5 ст. 63, п. 6) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, а также перечень соответствующих документов согласно Постановлению № 1289, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

        В связи с тем, что на участие в электронном аукционе поступил заявки с предложением лекарственных препаратов производства Российской Федерации, указанное нарушение на результат закупки не повлияло.

         Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Комиссия, руководствуясь ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 105 и на основании ч.15, ч. 22, ч. 23 ст.99, ч. 8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭкстремФарм» обоснованной в части указания Заказчиком требования к упаковке лекарственного препарата, которое не влияет на терапевтические свойства лекарственного препарата, отсутствие ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289.

2.  Признать в действиях Заказчика – МБУЗ «Центральная районная больница» Усть-Лабинского района нарушение п. 1) ч. 1 чт. 33, ч. 3 ст. 14, п. 7) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4.  Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

5. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318300170417000048).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны