Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 541/2018 о нарушении законодательства... от 17 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 541/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

17 апреля 2018 года                                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Ерохина <…> (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» при проведении электронного аукциона: «Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» (извещение № 0318100047918000035) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком допущены разночтения в части установления преимуществ участникам закупки. Установлены требования к указанию страны происхождения товара, которые противоречат позиции ВАС №31-КГ17-17400 от 28.11.2017. Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, значения которых становятся известны при проведении испытаний конкретной партии товара, а также требования, которые вводят участников закупки в заблуждение.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» проводился электронный аукцион: «Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» (извещение № 0318100047918000035).

Начальная (максимальная) цена контракта –  5 960 000,00 рублей.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.5) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

В п. 1.6.1 аукционной документации указано «В соответствии с положениями действующего законодательства в извещении и информационной карте аукциона заказчик устанавливает преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям».

При этом, в информационной карте аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям не установлены.

В соответствии с пояснениями заказчика п.1.6.1 аукционной документации предусматривает, что в случае установления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, сведения о таких преимуществах указываются в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации.

Таким образом, п.1.6.1 не противоречит положениям извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации.

В инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлено: «Наименование страны происхождения товаров рекомендуется указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе, несет участник закупки».

В определении ВАС №31-КГ17-17400 от 28.11.2017, на которое ссылается заявитель, указано: «При этом судами указано, что требование аукционной документации об указании в заявке участников конкурсе наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира не влечет ограничение количества участников аукциона, не противоречит положениям Закона о контрактной системе».

Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать требования об обязательном указании наименования страны происхождения товаров в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Таким образом, данный довод заявителя не обоснован.

В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

По мнению заявителя, характеристики, указанные заказчиком в п.3, п.19, п.244, п.22, п.226 Технического задания, вводят участником закупки в заблуждение. Инструкция по заполнению заявки не содержит разъяснение порядка указания значений данных показателей.

В техническом задании аукционной документации установлены следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:

- п.3 «Аккумуляторная батарея»: размер Б, мм – должен быть до10;

- п.19 «Антифриз концентрат»: значение температуры эксплуатации (предельное, минимальное), °С – должен быть не выше-48;

- п.244 «Масло моторное»: кинематическая вязкость (при 100°С) должна быть не менее11,0 мм2/с;

- п.22 «Антифриз»: предельное значение температуры эксплуатации °С - должно быть не выше минус-48°С.

Вместе с тем, указанные заказчиком характеристики позволяют участникам закупки указать значение в заявке на участие в электронном аукционе с учетом положений инструкции по заполнению заявки.

- п.226 «Лампа»: место установки: ближний свет; дальний свет либо противотуманные фары.

Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки не содержит порядок указания значений характеристик в случае применения слов и символов («:», «;», «либо»).

В инструкции по заполнению заявки установлено: «В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения и характеристики являются требуемыми Заказчиком и должны быть указаны в заявке без исключения и изменений».

Таким образом, участники закупки имеют возможность предоставить характеристики требуемые заказчику в соответствии с техническим заданием и с учетом положений инструкции по заполнению заявки.

Также заявитель указывает, что заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, значения которых становятся известны при проведении испытаний конкретной партии товара.

В техническом задании аукционной документации установлено следующее:

 

433

Масло моторное

л

Указание на товарный знак при наличии, его словесное обозначение при наличии. Тип масла - должно быть синтетическим SAE 0W30/0W40. Срок изготовления до 2018 включительно.  Масло моторное должно представлять собой многокомпонентное синтетическое моторное масло для бензиновых\дизельных двигателей без и с турбонаддувом. Масло моторное должно подходить для всесезонной эксплуатации при температуре в пределах диапазона минус 50°C …плюс 60°C в современных легковых и малотоннажных автомобилях. Продукт должен быть  высшей категории с высокими защитными свойствами. По степени воздействия на организм человека относится к 3/4 классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76. Должно иметь высокую стойкость к окислению. Должно отвечать требованиям норм и международных спецификаций: класс по ACEA   A3/B3, A3/B4. Класспо APISL/CF, BMWLonglife-01, MB-Approval 229.3/ 229.5, VW 502 00 / 505 00. Плотность при 15°C-20°C, должна быть не более 845 кг/м3(±2 кг/м3).  Кинематическая вязкость (при 100°C) должна быть не менее12,0 мм2/с(± 1мм2/с). Кинематическая вязкость (при 40°C) должна быть не менее 70 мм2/с(± 2мм2/с). Индекс вязкости должен быть минимум 162.Точка потери текучести (температура застывания), °C должна быть не выше минус 45°С.  Масло относится к умеренно опасным; малоопасным веществам. Маркировка и упаковка масла должны соответствовать требованиям ГОСТ 1510-84. Остаточный срок годности на момент применения должен быть не менее 12 месяцев (±2 месяца).

 

Аналогичные избыточные требования к характеристикам товаров (материалов), значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, используемых при выполнении работ содержатся также по ряду позиций технического задания (например, по п.п.434, 435, 437, 595, 596, 599, 187, 188, 189, 26, 276).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Ерохина <…> обоснованной в части наличия нарушений ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №200

по делу №ЭА-541/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

17 апреля 2018 года                                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), на основании своего решения от 17.04.2018г. по делу №ЭА-541/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Ерохина <…> на действия заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» при проведении электронного аукциона: «Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» (извещение № 0318100047918000035) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Закона о контрактной системе предписывает:

1. Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» устранить нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а именно:

- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион № 0318100047918000035);

- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 17.04.2018 по делу № ЭА-541/2018;

2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.

3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0318100047918000035. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.

5. Заказчику в письменном виде в срок до 18.05.2018 сообщить об исполнении предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны