Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 562/2017 о нарушении законодательст... от 19 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 562/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

17 апреля 2017 года                                                                                  г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

 рассмотрев жалобу ООО «Скорость» (далее – Заявитель) на действия управления ЖКХ администрации МО г. Анапа (далее - Заказчик) при проведении управлением закупок администрации МО г. Анапа (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Ремонт автомобильных дорог на территории муниципального образования город-курорт Анапа в 2017 году» (извещение № 0318300537417000004) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «Скорость» указывает, что Уполномоченным органом установлены требования к описанию участниками закупки товаров значения показателей, которых станут известными по результатам испытаний.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласен и считает, что документация электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – управлением закупок администрации МО г. Анапа для нужд Заказчика – управления ЖКХ администрации МО г. Анапа проводился электронный аукцион: «Ремонт автомобильных дорог на территории муниципального образования город-курорт Анапа в 2017 году» (извещение № 0318300537417000004).

Начальная (максимальная) цена контракта – 42 025 937,00 рублей.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заказчиком в приложении № 2 к Разделу 2 «Описание объекта закупки» утверждены «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ», которые устанавливают технические и функциональные параметры товара (материала), а именно:

№ п/п

Наименование товара (материала)

Товарный знак                                          (при нали чии)                        

Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала)

 

Наименование показателя, ед.изм.показателя

Значение показателя

 
 

1

2

3

4

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь тип Б марки II для верхних слоев покрытий по ГОСТ 9128-2013 III дорожно-климатическая зона

 

Температура смеси при укладке, °С, не менее

110

 

Остаточная пористость , %

св. 2,5  до  5

 

Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С,Мпа, не менее

1,0

 

Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С,Мпа, не менее

2,2

 

Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С,Мпа, не более

12,0

 

Водостойкость, не менее

0,85

 

Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее

0,75

 

Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения, не менее

0,81

 

Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С МПа, не менее

0,35

 

Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре  0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа, не менее

3

 

Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре  0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа, не более

  6,5

 

Крупнозернистая пористая горячая асфальтобетонная смесь марки II по ГОСТ 9128-2013 для нижних слоев покрытий и оснований

 

Остаточная пористость , %

св. 5  до 10

 

Температура смеси при укладке, °С, не менее

110

 

2

Щебень

 

Щебень из природного камня для строительных работ по ГОСТ 8267-93 

 

Фракция щебня, мм

св. 20 до 40

 

Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород

не менее 600

 

Марка щебня по морозостойкости

 не ниже F50

 

Содержание зерен слабых пород

не более 10

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Камни бортовые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бордюр  по ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия"

 

Марка

БР 100.30.15

 

Класс бетона по прочности на сжатие, не менее

В30

 

Справочная масса, т

0,10

 

Расход бетона, м3

0,043

 

Марка

БР 100.20.8

 

Класс бетона по прочности на сжатие, не менее

В22,5

 

Справочная масса, т

0,04

 

Расход бетона, м3

0,016

 

В соответствии с п. 1.2.2 ГОСТ 6665-91 марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1, а размеры и показатели материалоемкости камней - в приложении 1.

Марки и форма камней

Таблица 1

Марки

Класс бетона по прочности на сжатие

Справочная
масса, т

Назначение камней

БР100.30.15

В30

0,10

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

БР100.20.8

В22,5

0,04

Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов

На основании п. 1.3.2 ГОСТ 6665-91 бетон камней марки БР100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.

Согласно п. 7 Приложения 1 (обязательное) «Размеры и показатели материалоемкости камней» показатели материалоемкости приведены в табл.8.

Показатели материалоемкости

Таблица 8

Марка камня

Расход материалов

Бетон, м3

БР100.30.15

0,043

БР100.20.8

0,016

Установление требований к материалу «бетон», являющемуся компонентом товара «Камни бортовые» свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки, поскольку ст. 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление требований к материалам и компонентам, из которых изготавливается требуемый товар, кроме того, предметом аукциона является не производство конкретного товара, а выполнение работ.

Заказчиком в Разделе 9 «Инструкция по заполнению заявки» аукционной документации определено, что предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее», участником в предложении устанавливается конкретное значение.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом, требование к указанию конкретных показателей, ограничивает права участников закупки при подаче заявки на участие в аукционе.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Скорость» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика - управления ЖКХ администрации МО г. Анапа,  Уполномоченного органа - управления закупок администрации МО г. Анапа нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику – управлению ЖКХ администрации МО г. Анапа, Уполномоченному органу – управлению закупок администрации МО г. Анапа (отраслевой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны