Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА-629/2017 о нарушении законодательств... от 28 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЭА-629/2017
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
24 апреля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Быковой О.В. (далее Заявитель) на действия заказчика - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100056717000003 «Реконструкция административного здания с пристройкой лабораторного корпуса, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Ленина, 43» в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ИП Быкова О.В. указывает, что описание объекта закупки в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) носит необъективный характер: заказчиком установлены требования к значениям показателей, указать которые можно после проведения испытаний.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе. Требования к товарам (материалам) установлены заказчиком согласно его потребностей, содержащихся в проектной документации, локально-сметных расчетах, согласно норм государственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» на официальном сайте Единой информационной системы размещены извещение и документация электронного аукциона № 0318100056717000003 «Реконструкция административного здания с пристройкой лабораторного корпуса, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Ленина, 43». Начальная (максимальная) цена контракта 24 003 187, 00 рублей.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В аукционной документации (Описание объекта закупки) установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, а также Инструкция по заполнению заявки (часть 4). В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки: если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами «не менее», «не меньше», «от», «не хуже», «не ниже», «не уже», «знак ≥», «не меньше», «не ранее») участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией. Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами «не более», «не больше», «до», «не выше», «не превышает», «знак ≤», «не лучше», «не больше», «не позже») участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или меньшие значений, установленных настоящей документацией. Если в описании объекта закупки значения технических параметров указаны в диапазоне в сопровождении знака «-» или «от … до», то необходимо указать конкретные значения показателей.
В аукционной документации установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
С учетом положений Инструкции заказчик требует указать конкретные показатели, например: Блок оконный пластиковый (прочность при растяжении не менее 37МПа, модуль упругости при растяжении не менее 2200 МПа, температура размягчения по Вика не менее 75ºС); плитка (предел прочности при изгибе не менее 15 МПа, термическая стойкость глазури не менее 125ºС); краски цветные, готовые к применению для внутренних работ (массовая доля пленкообразующего вещества не менее 22%; степень перетира не более 80 мкм; массовая доля летучего вещества) и т.д. по аналогичным образом описанных требованиям к материалам.
Требования к оконным блокам регламентированы ГОСТ 30674-99. Согласно п. 5.5.1 ГОСТ 30674 поливинилхлоридные профили должны изготавливаться из жесткого непластифицированного, модифицированного на высокую ударную вязкость и стойкость к климатическим воздействиям поливинилхлорида, и отвечать требованиям ГОСТ 30673, а также техническим условиям на конкретные системы профилей, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ 30673-99 Показатели физико-механических свойств профилей должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3:
Наименование показателя |
Значение |
Прочность при растяжении, МПа, не менее* |
37,0 |
Модуль упругости при растяжении, МПа, не менее* |
2100 |
Ударная вязкость по Шарпи, кДж/м , не менее* |
15 |
Температура размягчения по Вика, °С, не менее* |
75 |
Изменение линейных размеров после теплового воздействия, %, не более: |
|
для главных профилей |
2,0 |
разность в изменении линейных размеров по лицевым сторонам |
0,4 |
для доборных профилей |
3,0 |
Термостойкость при 150 °С в течение 30 мин |
Не должно быть вздутий, трещин, расслоений |
Стойкость к удару при отрицательной температуре |
Разрушение не более одного образца из десяти |
Изменение цвета белых профилей после облучения в аппарате "Ксенотест", порог серой шкалы, не более |
4 |
Изменение ударной вязкости после облучения в аппарате "Ксенотест", %, не более |
20 |
Примечания |
Таким образом, Заказчиком установлены требования к материалу, из которого впоследствии будет изготовлен требуемый товар, при этом показатели определяются по результатам испытания.
Предметом контракта не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при подаче заявки иметь в наличии товар, необходимый в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц конкретные характеристики материала, товара, в том, числе, химический состав, характеристики компонентов, из которого изготовлен товар. Заказчик требует указания конкретных показателей, которые определяются по результатам испытаний, что повлекло ограничение количества участников, в том числе отклонение заявок.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ИП Быковой О.В. обоснованной.
- Признать в действиях заказчика - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» нарушение п.1), п.2) ч. 1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
- Заказчику (единой комиссии) - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 237
по делу № ЭА-629/2017
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
24 апреля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения по делу № ЭА-629/2017 от 24.04.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Быковой О.В. на действия заказчика - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100056717000003 «Реконструкция административного здания с пристройкой лабораторного корпуса, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Ленина, 43» в части нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику (единой комиссии) – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» устранить нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования электронного аукциона (извещение № 0318100056717000003).
Оператору электронного аукциона отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников подавших заявки об отмене протоколов и аннулировании электронного аукциона. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 3-х рабочих дней с момента его получения.
Заказчику в письменном виде в срок до 19.05.2017 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.В случае невыполнения предписания в установленный срок Краснодарское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством.