Постановление б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 701/2017 о нарушении законодательст... от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 701/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

05 мая 2017 года                                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «Скорость» (далее – Заявитель) на действия МБУЗ «ЦРБ» администрации МО Павловский район (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Строительство здания офиса врача общей практики» (извещение № 0318300093217000089) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «Скорость» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров значения показателей, которых определяются по результатам испытаний (позиции 9, 15, 16, 24, 54, 59, 70, 77), требования к материалам, применяемым при изготовлении товара (позиции 38, 54), требования к способу изготовления товара (позиция 58); 2) установлены требования к характеристикам товаров не соответствующие положениям ГОСТ; 3) Заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.

Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – МБУЗ «ЦРБ» администрации МО Павловский район проводился электронный аукцион: «Строительство здания офиса врача общей практики» (извещение № 0318300093217000089).

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 613 220,00 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заказчиком в Приложении № 1 к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации предусмотрены «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара», в которых установлены следующие технические характеристики товара, в частности:

 

п/п

Наименование товара

Технические характеристики

Ед. изм.

Требуемый параметр

Требуемое значение

9

 

Битумы нефтяные строительные ГОСТ 6617

Глубина проникания иглы при 25 °С,

Должна быть 5-20 и 21-40

0,1 мм

Температура размягчения по кольцу и шару

70-80 и 90-105

°С

15

Картон  строительный

Предел прочности при растяжении

Должен не быть менее 10(1,0)

Мпа (кгс/мм2)

Впитываемость

Должна быть от 100 до 130

%

Влажность картона строительного

Должна быть 10±2

%

16

Краска для наружных работ

ГОСТ 8292-85

Поверхность, на которую наносится валиком краска для наружных работ

Должна быть сухая, очищена от жира

 

Количество олифы, которой разводят краски перед применением

Должно быть 20-30

%

Степень перетира

Не должна быть ≥ 50

мкм

Условная светостойкость пленки

Должна быть [не менее] 2 часов

 

38

Раствор           ГОСТ 28013-98

В качестве заполнителя применяется

песок для строительных работ по ГОСТ 8736-2014(Неорганический сыпучий материал [с крупностью зерен до]  2.5 мм); песок для строительных работ по ГОСТ 8736-2014 (Песок [с крупностью зерен до]  2.5 мм, изготавливаемый из скальных горных пород и гравия с использованием специального дробильно-размольного оборудования); песок для строительных работ по ГОСТ 8736-2014 (Песок, разделенный на две или более фракций с использованием специального оборудования); золы-уноса по ГОСТ 25818-91; золошлаковый песок по ГОСТ 25592-91; песок из шлаков тепловых электростанций по ГОСТ 26644-85

 

54

Шпатлевка ГОСТ 10277-90

Растворители применяемые для разбавления шпатлевки

Р-4; Р-4А; Р-5; Р-5А; 645; 646; нефрас-С4- 155/200; скипидар; ксилол

 

Степень перетира

не более 90; не нормируется

мкм

Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2)°С

Должно быть не более 24

ч

Стекание шпатлевки с вертикальной поверхности при нанесении шпателем

Должна не стекать

-

Способность шлифоваться

Должна шлифоваться с водой

-

Эластичность при изгибе

Должно быть не более 100

мм

58

Кислород технический газообразный

 

Основные свойства

Материал должен представлять из себя технический кислород, получаемый электролизом воды с плотностью при нормальном атмосферном давлении и температуре 0 ºС от 1,4

г/л

69

Гипсовые вяжущие по ГОСТ 125-79

Марка в зависимости от предела прочности на сжатие

Должна быть Г-3

-

Категория качества

должна быть высшая

-

81

Электроды

ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75

Тип электрода

Э42

 

Временное сопротивление разрыву

Не должно быть менее 38

кгс/мм2

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Аналогично по позициям 1, 2, 8, 17, 19-21, 24-26, 30 и др. Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Установление требований к материалам, применяемым при изготовлении товара (позиции 16, 38, 54), требований к способу изготовления товара (позиция 58) свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки, поскольку ст. 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление требований к материалам и компонентам, из которых изготавливается требуемый товар, кроме того, предметом аукциона является не производство конкретного товара.

В соответствии с п. 1.10 ГОСТ 125-79 вяжущие высшей категории качества должны удовлетворять дополнительным требованиям, указанным в табл. 5.

Таблица 5

Наименование показателей

Вяжущие для изготовления строительных изделий и производства строительных работ

Марка вяжущего, не ниже

Г-5

Согласно п. 3 ГОСТ 9467-75 химический состав металла, наплавленного электродами для сварки конструкционных сталей, должен соответствовать требованиям технических условий или паспортов на электроды конкретных марок.

Тип электрода

Механические свойства при нормальной температуре

Металла шва или наплавленного металла

Временное сопротивление разрыву σв кгс/мм2

Не менее

Э38

38

Э42

42

Из пояснений представителей Заказчика следует, что по позиции 69 «Гипсовые вяжущие по ГОСТ 125-79»  допущена техническая ошибка, по позиции 81 «Электроды ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75» представители Заказчика согласны с доводами Заявителя.

На основании вышеизложенного, Заказчиком установлены требования к товарам, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Изменения извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0318300093217000089 размещены 12.04.2017 г. в 13 ч. 45 мин., дата и время окончания подачи заявок 28.04.2017 г. в 09 ч. 00 мин.

Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

25.04.2017 Заказчиком на запрос № 772170 от 24.04.2017 в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе, в которых не был указан предмет запроса, что является нарушением ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Скорость» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – МБУЗ «ЦРБ» администрации МО Павловский район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику – МБУЗ «ЦРБ» администрации МО Павловский район (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны