Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 776/2017 о нарушении законодательст... от 18 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЭА – 776/2017 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
15 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Орлова <…> (далее – Заявитель) на действия заказчика – управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик электронного аукциона: «Капитальный ремонт зеленых насаждений» (извещение № 0118300003717000118) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Инструкция по заполнению заявки содержит противоречивую информацию. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам, используемым при оказании услуг, требования к химическому составу, а также требования, противоречащие ГОСТ. Кроме того, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение (в локальном ресурсном сметном расчете указаны колья деревянные посадочные 2200х60 мм, при этом, в п.7 описания объекта закупки установлено требование к габаритным размерам кольев более 2100*50 мм).
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт зеленых насаждений» (извещение № 0118300003717000118).
Начальная (максимальная) цена контракта – 8 200 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель указывает, что положение инструкции по заполнению заявки «В случае, если не следует, что знак «/» разделяет различные показатели, не являющиеся взаимоисключающими, знак «/» должен читаться как «или», в противном случае показатели разделенные знаком «/» конкретизации не подлежат» не позволяет корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Данное положение инструкции по заполнению заявки не противоречит Закону о контрактной системе.
В разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ» установлены следующие требования:
- п.5 «Сосна черная (крымская)»: Крона деревьев: должна быть симметричная, имеющая характерные сортовые признаки, должны быть хвоя гладкая, жесткая, острая темно-зеленого цвета, Высота растения: 1,6-1,8 м, Ширина кроны: не более 1,2 и не менее 0,8 м.
В соответствии с ГОСТ 25769-83 по качественным показателям саженцы первой, второй и третьей групп делят на два товарных сорта: 1 и 2-й и должны соответствовать требованиям, указанным в табл.1-3. Саженцы 1-го сорта не должны иметь повреждений и отклонений. Во 2-м сорте допускаются саженцы с изреженной или асимметричной кроной, с искривлением ствола не более 5 см от вертикальной оси.
Заказчиком по п.5 «Сосна черная (крымская)» не установлено требований к сорту, цвету. При этом, установлены требования, которые определяются по результатам проведенных испытаний.
Кроме того, в ГОСТ 25769-83 предусмотрен показатель «диаметр кроны», значения которого становится известным при испытании определенной партии товара, показатель «ширина кроны», установленный заказчиком в аукционной документации, отсутствует.
Аналогичные требования установлены заказчиком по п.4, п.6 описания объекта закупки.
- п.1 «Земля растительная»: Подвижный калий (K2О) не менее 320 не более 325 мг/кг, Подвижный фосфор: ≥388 мг/кг.
В своих пояснениях заказчик указывает, что при описании объекта закупки использовался ГОСТ Р 53381-2009 «Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия».
Согласно ГОСТ Р 53381-2009 Качество питательных грунтов должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Наименование показателя |
Значение |
Массовая доля сухого вещества, %, не менее |
25 |
Содержание балластных инородных механических включений, %, не более: |
|
- включения камней и других посторонних предметов |
|
более 0,5 см |
Не допускается |
менее 0,5 см |
5 |
Содержание органического вещества, % к сухой массе* |
- |
Реакция среды, рН-рН* |
- |
Емкость катионного обмена, мг-экв/100 г, не менее |
15 |
Общее содержание солей по удельной электропроводимости, мСм/см, не более |
3,0 |
Содержание элементов питания, мг/кг*: |
|
- азот (NO3+NH4) |
- |
- фосфор (Р2О5) |
- |
- калий (К2О) |
- |
* Значения показателя устанавливает изготовитель и указывает в сопроводительных документах. |
Таким образом, значение показателей калия и фосфора устанавливает изготовитель и указывает в сопроводительных документах.
- п. 8 «Семена газонных трав (смесь)»: Состав: фестулолиум, овсяница луговая, овсяница тростниковая, тимофеевка, райграс пастбищный, райграс однолетний, Влажность, не более 15%, Всхожесть, не менее 70%.
В соответствии с ГОСТ Р 52325-2005 сортовые и посевные качества семян кормовых и медоносных трав должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 8.
Культура |
Категория семян |
Чистота семян, %, не менее |
Содержание семян |
Всхо- |
Влаж- |
||
других видов трав, %, не более |
сорняков, %, не более |
в т.ч. наиболее вредных, шт./кг |
|||||
Многолетние злаковые кормовые травы |
|||||||
Бекмания обыкновенная |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
80 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
|
Бескильница расставленная |
ОС-PC* |
90 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
Двукисточник тростниковый |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
75 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
0,6 |
320 |
65 |
15 |
|
Ежа сборная |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
75 |
15 |
PC |
90 |
0,5 |
0,8 |
300 |
70 |
15 |
|
Житняк гребневидный, сибирский, узкоколосый |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
PC |
95 |
0,5 |
1,0 |
300 |
80 |
15 |
|
Кострец безостый, прямой |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
80 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
1,5 |
320 |
75 |
15 |
|
Лисохвост вздутый, луговой |
ОС, ЭС |
85 |
0,5 |
0,5 |
200 |
75 |
15 |
PC |
80 |
0,5 |
1,0 |
300 |
70 |
15 |
|
Лисохвост тростниковый |
ОС-PC |
85 |
0,5 |
1,0 |
300 |
60 |
15 |
Ломкоколосник ситниковый |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,4 |
240 |
75 |
15 |
PC |
85 |
0,5 |
0,8 |
320 |
65 |
15 |
|
Мятлик луговой |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,8 |
400 |
70 |
15 |
PC |
85 |
0,6 |
1,5 |
600 |
60 |
15 |
|
Мятлик луговой тетраплоидный |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,6 |
300 |
75 |
15 |
PC |
87 |
1,0 |
0,8 |
500 |
65 |
15 |
|
Мятлик болотный, обыкновенный |
ОС-PC |
85 |
0,6 |
1,5 |
400 |
50 |
15 |
Овсяница бороздчатая, овечья |
ОС-PC |
90 |
0,5 |
1,0 |
300 |
50 |
15 |
Овсяница красная |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,5 |
200 |
75 |
15 |
PC |
85 |
0,5 |
1,0 |
300 |
65 |
15 |
|
Овсяница луговая |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
0,8 |
300 |
80 |
15 |
|
Овсяница тростниковая |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
80 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
0,8 |
300 |
70 |
15 |
|
Полевица гигантская |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,4 |
400 |
80 |
15 |
PC |
85 |
0,5 |
0,8 |
600 |
75 |
15 |
|
Полевица побегоносная |
ОС, ЭС |
90 |
0,5 |
0,4 |
400 |
80 |
15 |
PC |
85 |
0,8 |
0,8 |
600 |
75 |
15 |
|
Пырей бескорневищный |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
|
Пырей ползучий, сизый |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
|
Пырейник волокнистый |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,3 |
200 |
80 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
0,6 |
300 |
75 |
15 |
|
Пырейник сибирский, даурский |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
80 |
15 |
PC |
85 |
0,5 |
0,8 |
320 |
70 |
15 |
|
Райграс высокий |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
80 |
15 |
PC |
95 |
0,5 |
0,8 |
320 |
75 |
15 |
|
Райграс многоукосный |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
240 |
85 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
0,8 |
320 |
80 |
15 |
|
Райграс пастбищный, в т.ч. тетраплоидный |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
240 |
80 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
0,8 |
400 |
75 |
15 |
|
Регнерия |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
200 |
85 |
15 |
PC |
92 |
0,5 |
1,0 |
300 |
75 |
15 |
|
Рожь многолетняя |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,4 |
50 |
85 |
15 |
PC |
95 |
0,5 |
0,8 |
100 |
80 |
15 |
|
Тимофеевка луговая |
ОС, ЭС |
92 |
0,5 |
0,2 |
400 |
80 |
15 |
PC |
90 |
0,5 |
0,6 |
600 |
75 |
15 |
|
Фестулолиум |
ОС, ЭС |
95 |
0,5 |
0,5 |
240 |
80 |
15 |
PC |
92 |
0,8 |
0,8 |
400 |
75 |
15 |
В соответствии с п.5.3 ГОСТ Р 52325-2005 посевные качества семян определяют:
- чистоту и отход семян - по ГОСТ 12037 и ГОСТ 30025 (для эфиромасличных культур);
- всхожесть - по ГОСТ 12038;
- жизнеспособность - по ГОСТ 12039;
- влажность - по ГОСТ 12041;
Заказчиком установлены требования к всхожести семян, противоречащие ГОСТ. Кроме того, данный показатель определяется по результатам испытаний определенной партии товара.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики товаров, такие как химический состав и подобные, определяемые по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП Орлов <…> в своей жалобе указывает, что Заказчик вводит участников закупки в заблуждение (в локальном ресурсном сметном расчете указаны колья деревянные посадочные 2200х60 мм, при этом, в п.7 описания объекта закупки установлено требование к габаритным размерам кольев более 2100*50 мм).
Сведения, содержащиеся в локальном сметном расчете, использовались заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта и не являются описанием объекта закупки.
Участники закупки при заполнении первой части заявки должны руководствоваться разделом «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ», в котором установлены требования к товарам (материалам).
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Орлова <…> обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик, уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ №383
по делу №ЭА-776/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
15 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), на основании своего решения от 15.05.2017г. по делу №ЭА-776/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Орлова <…> на действия заказчика - управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик электронного аукциона: «Капитальный ремонт зеленых насаждений» (извещение № 0118300003717000118) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Заказчику - управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик, уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) устранить нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, а именно:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион № 0118300003717000118);
- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 15.05.2017 по делу № ЭА-776/2017;
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0118300003717000118. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.
5. Заказчику, уполномоченному органу в письменном виде в срок до 02.06.2017 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.