Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 784/2015 о нарушении законодательств... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 784/2015 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

10 сентября 2015 года                                                                                      г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО «Краснодарводстрой» (далее – Заявитель) на действия заказчика - МКУ МО г. Краснодар «Единая служба заказчика» при проведении электронного аукциона «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Здание пожарно-спасательного отряда, расположенного по адресу: станица Елизаветинская, ул. им. Ленина/Титаровская, 98/29» (извещение № 0318300577615000154) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчик в одну группу «значение показателей, которые не могут изменяться, и вариативные значения показателей» объединил показатели, которые не изменяются, и показатели, которые могут изменяться (например п.18, п.20). В инструкции не указано, каким образом отличить показатели, которые не могут изменяться и которые имеют вариации. В п.12 «Бетон» указана недостоверная информация о товаре, что вводит в заблуждение участников закупки (содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона, % по массе, 5÷10100). В п.7 «Щебень по ГОСТ 8267-93» указано: «…Содержание слабых пород не более 10% по массе. Содержание глины в комках не более 0,25 % по массе». Согласно инструкции по заполнению заявки: «Изменение наименований показателя не допускается. Конкретизации подлежат только значения показателей, наименования показателей не изменяются». Участнику закупки не понятно, где заканчивается наименование показателя и начинается значение показателя. Такое же неопределенное и двусмысленное описание товара присутствует в п.п. 4-6,9-13,19,20,23-28,31,32. В п.17 «Краски по ГОСТ 10503-71» (условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246\ВЗ-4 при температуре (20,0±0,5) ˚С, с) заказчиком при описании объекта закупки искажено наименование показателя, и при этом в документации не содержится обоснования необходимости использования нестандартного показателя. Согласно ГОСТ 10503-71 существует показатель «Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246(или ВЗ-4) при температуре (20,0±0,5) ˚С, с». В п.13 «Горячекатаная арматурная сталь» установлены недостоверные требования к товару (Класс А-III Минимальные значения показателей: Механические свойства арматурной стали, (допускается указание диапазонных значений): предел текучести (σт) Н/мм2 (кгс/мм2) не менее 390 (40); временное сопротивление разрыву (σв) кгс/мм2 от 57). Согласно ГОСТ 5781-82 арматуре класса А-III соответствует временное сопротивление разрыву (σв) кгс/мм2 не менее 60 кгс/мм2. Также заявителю не понятно, что означает знак «()» при указании значения предел текучести (σт) Н/мм2 (кгс/мм2) не менее 390 (40). По п.16 «Кирпич керамический ГОСТ 530-2012» Заказчик включил в группу «минимальные значения показателей» показатели, не имеющие численных значений и указать минимальные значения таких показателей не представляется возможным («…на нелицевую поверхность должен быть нанесен товарный знак (при наличии) и/или краткое наименование предприятия-изготовителя. Кирпич должен быть с гладкими или рельефными вертикальными гранями…»). Кроме того, Заявителем был направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации. ОАО «Краснодарводстрой» считает, что конкретного ответа на данный запрос получено не было (в качестве примера приведен вопрос запроса №11 по позиции 4 раздела «Требования к товарам, применяемым при выполнении работ» аукционной документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Разъяснения даны в соответствии с Законом о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - МКУ МО г. Краснодар «Единая служба заказчика» проводился электронный аукцион «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Здание пожарно-спасательного отряда, расположенного по адресу: станица Елизаветинская, ул. им. Ленина/Титаровская, 98/29» (извещение № 0318300577615000154).

Начальная (максимальная) цена контракта – 37 580 038,00 рублей.

В соответствии с требованиями п.1) ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе,  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Согласно инструкции по заполнению заявки «Значения показателей разделены на три группы: минимальные значения показателей, максимальные значения показателей и значения показателей которые не могут изменяться и вариативные значения показателей». Так же в Инструкции указано: «Если показатель включен в раздел «значения показателей, которые не могут изменяться и вариативные значения показателей» это означает, что предложенное участником значение показателя должно соответствовать указанному в соответствующем разделе (для неизменных показателей) или участник должен выбрать одно из значений (для вариативных значений показателя). При указании неизменных значений и вариативных значений не допускается применение терминов «эквивалент», «аналог», «может», «должен», «допускается». В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами «;» «/» (символ «/» не считается указанием для необходимости выбора, если он применяется при указании единицы измерения). Характеристики, которые не являются взаимоисключающими или не определяют разнообразные варианты исполнения одного итого же товара, разделенные точкой с запятой, должны быть указаны полностью. Взаимоисключающими могут быть изображения товара. Участник вправе не указывать изображение, однако в явной форме должен указать, какому именно изображению соответствует товар. Если часть параметров эквивалентности приведены на изображении, участник обязан указать их точные значения в соответствии с данной инструкцией. В случае, если применяемые при выполнении работ товары и/или их характеристики указаны в словесной конструкции «X и У». «X. У» считать, что все товары и/или характеристики являются требуемыми Заказчиком. Исключением является случай, если в описании параметров эквивалентности присутствует обобщающее слово или фраза, после которого (-ой) стоит знак «:» и значения параметра эквивалентности разделены запятой, при этом данные параметры указывают на многообразные варианты исполнения одного и того же товара. В случае, если Заказчик требует к поставке и использованию несколько вариантов исполнения товара (материала), то Участнику в заявке значение показателей необходимо указывать для каждого варианта отдельно; за исключением случаев, когда разные варианты исполнения имеют одинаковые показатели характеристики, в таком случае участник должен выбрать только одну точную характеристику товара. Символ «±», сопровождающий любой параметр кроме размера, должен трактоваться как установленный Заказчиком предел допуска по показателю и изменению не подлежит».

В разделе «Требования к товарам, применяемым при выполнении работ» аукционной документации содержатся следующие требования к товарам (материалам), используемым в ходе выполнения работ:

- по позиции 18 «Раствор по ГОСТ 28013-98»:  «Значение показателей, которые не могут изменяться, и вариативные значения показателей. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%».

- по позициям 20 «Швеллер»: Кривизна швеллера не должна превышать 0,2 % длины.

Заявитель указывает, что по данным позициям невозможно отличить показатели, которые не могут изменяться и которые имеют вариации. Однако, вариативность значений регламентируется Инструкцией и все случаи выбора альтернативных значений в ней прописаны. Фраза «не превышает» не перечислена в Инструкции как недопустимая для указания в заявке участника («При указании неизменных значений и вариативных значений не допускается применение терминов «эквивалент», «аналог», «может», «должен», «допускается»»). При этом Участник, руководствуясь положениями Инструкции, не должен допускать неопределенности значений, например, оставляя это предложение в том виде, как оно указано в Требованиях к материалам, оно будет не конкретным. Если требуется не превышение каких-либо значений показателей, то в Заявке Участник прямо должен указать, что значения показателя не превышают заданных заказчиком значений. В связи с чем, довод заявителя необоснован.

Заказчиком по позиции 12 «Бетон» установлено требование: «Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона, % по массе, 5÷10 100». В данном случае «5÷10» это фракция, «100» значение показателя в % по массе, при этом показатель находится в разделе «значения показателей, которые не могут изменяться и вариативные значения показателей» и изменению не подлежит.

По позиции 7 «Щебень по ГОСТ 8267-93» указано: Содержание слабых пород не более 10% по массе. Содержание глины в комках не более 0,25 % по массе. Согласно инструкции по заполнению заявки «Значения показателей разделены на три группы: минимальные значения показателей, максимальные значения показателей, значения показателей которые не могут изменяться и вариативные значения показателей». В Инструкции нет требований убирать слова «не более» «не менее» когда они сопровождают значения показателей содержащихся в разделе «значения показателей, которые не могут изменяться и вариативные значения показателей». Недопустимость указания данных слов относится к показателям, находящимся в разделах «минимальные значения показателей» и «максимальные значения показателей». В подобных случаях описаны диапазонные значения показателей, которые невозможно конкретизировать однозначным образом. Аналогичные требования установлены в п.п. 4-6,9-13,19,20,23-28,31,32.

По позиции 17 «Краски по ГОСТ 10503-71» установлено требование: условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246\ВЗ-4 при температуре (20,0±0,5). Согласно ГОСТ 10503-71 показатель «Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246(или ВЗ-4) при температуре (20,0±0,5) ˚С, с».

В пункте 17 Требований к материалам Заказчиком применен символ «\» вместо слова «или» для полного соответствия требованиям Инструкции, содержащейся в Аукционной документации «В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами «;» «/» (символ «/» не считается указанием для необходимости выбора, если он применяется при указании единицы измерения). Характеристики, которые не являются взаимоисключающими или не определяют разнообразные варианты исполнения одного итого же товара, разделенные точкой с запятой, должны быть указаны полностью».

По позиции 13 «Горячекатаная арматурная сталь» установлены требования к материалу: Класс А-III; Минимальные значения показателей: Механические свойства арматурной стали, (допускается указание диапазонных значений): предел текучести (σт) Н/мм2 (кгс/мм2) не менее 390 (40); временное сопротивление разрыву (σв) кгс/мм2 от 57. Заявитель указывает, что согласно ГОСТ 5781-82 арматуре класса А-III соответствует временное сопротивление разрыву (σв) кгс/мм2 не менее 60 кгс/мм2. Однако, в соответствии с п.2.6 ГОСТ 5781-82 для стали марки 25Г2С класса А-III (А400) допускается снижение временного сопротивления до 560 МПА (57 кгс/мм2)». Таким образом, Заказчиком установлено требование к показателю в соответствие с ГОСТ 5781-82.

На основании запроса о разъяснении положений аукционной документации (о применении символа «()» при указании значения предела текучести (σт) Н/мм2 (кгс/мм2) не менее 390 (40)) Заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию с уточнением в Инструкции по заполнению заявки символа «()». Следует учесть, что данные характеристики находятся в разделе «Минимальные значения показателей» и согласно Инструкции не могут быть расценены Участниками закупки как вариативные.

По позиции 16 «Кирпич керамический ГОСТ 530-2012» заявитель указывает, что заказчик включил в группу «минимальные значения показателей» показатели, не имеющие численных значений и указать минимальные значения таких показателей не представляется возможным («…на нелицевую поверхность должен быть нанесен товарный знак (при наличии) и/или краткое наименование предприятия-изготовителя. Кирпич должен быть с гладкими или рельефными вертикальными гранями…»). В Инструкции по заполнению заявки указано: «При указании в требованиях к товарам характеристик с использованием разделительного союза «или», участник должен указать конкретный показатель эквивалентности, предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько показателей» без привязки к какому либо разделу. Таким образом, участники закупки в данном случае должны выбрать одно из значений, разделенных союзом «или».

Вопрос ОАО «Краснодарводстрой»: «В пункте 4 «Песок ГОСТ 8736-2014» указано: « ... модуль крупности свыше 2,0 до 2,5 включительно». Согласно инструкции по заполнению заявки: «В случае, если диапазон значений показателя сопровождается словами «от», «до», «не менее», «не более», «менее», «более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «свыше», «максимальное значение», «минимальное значение», «min», «max», «как минимум», участник должен указать точное значение параметра товара без указания слов «от», «до», «не менее», «не более», «менее», «более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «свыше», «максимальное значение», «минимальное значение», «min», «max», «как минимум». Согласно общепринятым обозначениям и требованиям ГОСТ 8736-2014, значение показателя модуля крупности песка обозначается диапазонным значением показателя. Выдержка из действующего ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия»: Таблица 1 Группа песка Модуль крупности Мк Повышенной крупности Св. 3,0 до 3,5 Крупный " 2,5 до 3,5 Средний " 2,0 " 2,5 Мелкий " 1,5 " 2,0 Очень мелкий " 1,0 " 1,5 Тонкий " 0,7 " 1,0 На основании вышеизложенного просим разъяснить, в данном и аналогичных случаях в заявке на участие в аукционе требуется указать одно точное значение показателя модуля крупности песка без сопровождения словами «до», «свыше», либо данное значение показателя не изменяется и должен быть предложен товар с точно таким же диапазонным значением показателя как в требованиях к товарам, в связке со словами «до», «свыше»?».

Ответ заказчика: «Значения показателей, находящихся в разделе «значение показателей, которые не могут изменяться, и вариативные значения показателей» по правилам Инструкции не подлежат конкретизации, в случае если показатель в требованиях имеет вариативные значения и по правилам Инструкции необходимо сделать выбор, в том случае необходимо указать одно значение (несколько значений) из предложенных».

Ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации был размещен Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.

Кроме того, Заказчиком по позиции 4 установлены требования: Значения показателей, которые не могут изменяться, и вариативные значения показателей: Природный для строительных работ, модуль крупности свыше 2,0 до 2,5 включительно». В связи с тем, что данный показатель не находится в разделах «минимальные значения показателей» или «максимальные значения показателей», к нему не могут применены требования Инструкции к показателям групп:  «минимальные значения показателей», «максимальные значения показателей».

Таким образом, документация электронного аукциона не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ОАО «Краснодарводстрой» необоснованной.

2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318300577615000154).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны