Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 788/2017 о нарушении законодательст... от 22 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 788/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

16 мая 2017 года                                                                                               г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ИП Шадиева «…» (далее – Заявитель) на действия заказчика – МБУ г. Сочи «Сочисвет» при проведении уполномоченным органом - администрацией города Сочи – исполнительно-распорядительным органом МО г.Сочи электронного аукциона: «Эксплуатация и содержание объектов архитектурно-художественной подсветки города Сочи» (извещение № 0118300018717000506) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчик предъявил завышенные требования к товарам, а описание объекта закупки противоречит нормам п.1ч.1 ст.33 44-ФЗ, устанавливающим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и не должно ограничивать количество участников закупки.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом - администрацией города Сочи – исполнительно-распорядительным органом МО г.Сочи проводился электронный аукцион: «Эксплуатация и содержание объектов архитектурно-художественной подсветки города Сочи» (извещение № 0118300018717000506).

Начальная (максимальная) цена контракта –  5 332 700,00 рублей.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует:

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В разделе «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» установлены следующие требования:

- п.1 «Кабель»: Кабели должны быть стойкими к навиванию: соответствие.

- п.5 «Универсальная крепежная система»: Покрытие поверхности опорной части должно быть выполнено: защитной порошковой краской (эпоксидной) или защитно-декоративной порошковой краской (эпоксидной); Покрытие поверхности захватной части должно быть выполнено: защитной порошковой краской (эпоксидной) или защитно-декоративной порошковой краской (эпоксидной).

Вместе с тем, указание показателей не противоречит требованиям ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что п.1 «Кабель»: Допускается кабель с разнонаправленной скруткой: соответствие.

Согласно п.5.2.1.11 ГОСТ 31996-2012 изолированные жилы многожильных кабелей должны быть скручены в сердечник правосторонней скруткой с шагом скрутки не более 30 Dск для кабелей с круглыми жилами и не более 50 Dск для кабелей с секторными жилами, где Dск - диаметр окружности, описанной по скрученным жилам, в миллиметрах. Допускается изготовление кабелей с разнонаправленной скруткой.

Таким образом, ГОСТом 31996-2012 предусмотрено, что кабели имеют правостороннюю скрутку и лишь в исключительных случаях допускается изготовление кабелей с разнонаправленной скруткой.

При описании характеристики подобным образом непредставляется возможным определить потребность заказчика, что противоречит ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Данные требования вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.

 

№ п/п

Наименование товара (материала)

Технические и функциональные параметры товара (материала)

Наименование показателя

Значение показателя

1

Кабель

Предназначены для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66кВ номинальной частотой 50 Гц. Соответствие ГОСТ31996-2012

Соответствие

 

 

Кабели выдерживают в течение 10 мин воздействие переменного напряжения частотой 50Гц, кВ

Не менее 3

 

Согласно п.5.2.2.5 ГОСТ 31996-2012 Кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие переменного напряжения частотой 50Гц в соответствии с таблицей10 или постоянного напряжения, значение которого должно быть в 2,4 раза больше значения переменного, указанного в таблице 10.

В киловольтах

Номинальное напряжение кабеля

Переменное напряжение

0,66

3

1,0

3,5

3,0

9,5

 

Таким образом, заказчиком установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать значения не соответствующие ГОСТ.

 

№ п/п

Наименование товара (материала)

Технические и функциональные параметры товара (материала)

Наименование показателя

Значение показателя

1

Кабель

Постоянная электрического сопротивления изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил, МОм.км, не менее

0,037

5

 

Универсальная крепежная система

Конструкция разборная, состоит из двух частей: «опорной» и «захватной», и работает по следующему принципу:

1.«опорная» часть фиксируется на опоре двумя кольцевыми креплениями с использованием полосовой нержавеющей стали;

2. «захватная» часть крепится к каркасу устройства декоративной подсветки болтами;

3. «захватная» часть надевается на «опорную» часть и фиксируется болтами. При этом устройство декоративной подсветки удерживается захватной частью.

Соответствие

Покрытие поверхности «опорной» части должно быть выполнено

Защитной порошковой краской (эпоксидной) или защитно-декоративной порошковой краской (эпоксидной)

Покрытие поверхности «захватной» части должно быть выполнено

Защитной порошковой краской (эпоксидной) или защитно-декоративной порошковой краской (эпоксидной)

Диапазон толщины покрытия от 60 мкм  до 500 мкм

Соответствие

6

Устройство декоративной подсветки тип 4

Материал задней части - Композитная плита, состоящая из листового трехслойного материала, который состоит из сердечника и наружной облицовки из алюминиевого сплава. Композиция среднего слоя материала состоит из полиэтилена с антипиреном.

Соответствие

Толщина алюминиевого слоя трехслойного материала, мм

Не менее 0,2 не более 0,4

Материал лицевой части

литое акриловое стекло или полимерный материал, изготовленный методом экструзии в листовой форме на основе полиметилметакрилата

Световой поток одного светодиодного модуля, Лм

не менее 27

15

Труба гофрированная

Предназначена для одиночной прокладки в них скрытым, полускрытым, открытым способами

соответствие

Толщина стенки, мм

Не менее 2 не более 4

Радиус изгиба  равен трем наружным диаметрам трубы

Соответствие

Прочность на 5 см при 20°С, Н

не менее 1100

Наружный диаметр, мм

менее 32

Внутренний диаметр, мм

более 14,1

 

Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к процессу производства товаров (материалов), принцип выполнения работ по сборке оборудования, значения параметров товаров (материалов), которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Аналогичные требования установлены заказчиком также по ряду других позиций технического задания.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, заказчиком установлены противоречивые требования к аналогичным товарам:

№ п/п

Наименование товара (материала)

Технические и функциональные параметры товара (материала)

Наименование показателя

Значение показателя

2

Устройство декоративной подсветки тип 1 (световая композиция – консоль)

Потребляемая мощность, Вт

не более 70

3

Устройство декоративной подсветки тип 2 (световая композиция – консоль)

Потребляемая мощность, Вт, не более

50

В соответствии с положениями инструкции по заполнению заявки: «В случае, если значения показателя сопровождается словами «от», «до», «не менее», «не более», «менее», «более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «свыше», «превышать», «максимальное значение», «минимальное значение», «min», «mах», «как минимум», символом «-» участник должен указать одно точное значение параметра товара, за исключением случаев применения данных слов в связке с обозначением «диапазон». «В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке».

С учетом положения инструкции по заполнению заявки участники в п.2 должны указать точное значение параметра товара, в п.3 должны оставить данный показатель без изменений.

Подобные требования, установленные в аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют корректно заполнить заявку на участие в аукционе.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, в своей жалобе указывает, что заказчиком установлено множество требований к конструкциям, к размерам, диаметрам, однако не предусмотрены схемы.

 В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

За разъяснениями положений аукционной документации участник закупки не обращался.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы. При этом, обязанность заказчика размещать подобную информацию при описании объекта закупки не предусмотрена Законом о контрактной системе.

По мнению заявителя, Заказчик устанавливает границы параметров, путая участников. Также ни по одному размеру не заданы возможные предельные отклонения.

Ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком при описании объекта закупки установлены максимальные, минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Кроме того, заявитель указывает, что Заказчик по п.6,7,8 установил противоречивые требования.

№ п/п

Наименование товара (материала)

Технические и функциональные параметры товара (материала)

Наименование показателя

Значение показателя

6

Устройство декоративной подсветки тип 4

Потребляемая мощность, Вт

не более 30

 

 

Количество блоков питания, шт.

1

 

 

Потребляемая мощность блока питания, Вт

менее 42

 

В соответствии с пояснениями заказчика, в первом случае установлено требование к потребляемой мощности устройства -  не более 30 Вт, во втором случае требование установлено к потребляемой мощности блока питания – менее 42 Вт.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Шадиева «…» обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях заказчика - МБУ г. Сочи «Сочисвет» нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику - Заказчику - МБУ г. Сочи «Сочисвет», уполномоченному органу - администрации города Сочи – исполнительно-распорядительному органу МО г.Сочи (отраслевой комиссии) выдано предписание №387 от 16.05.2017г. по делу №ЭА-785/2017 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать.

4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны