Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА -800/2017 о нарушении законодательств... от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА -800/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

      17 мая 2017 года                                                                       г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ИП Толстых Э.А. (далее – Заявитель) на действия ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» при проведении электронного аукциона: «Приобретение текстиля в номера для филиала «Ясная поляна» (извещение №0318100058617000022) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Положения документации электронного аукциона нарушают Закона о контрактной системе: Инструкции документация электронного аукциона содержит противоречия; по поз.5, 6, 8, 23, 24, 25, 26, 27 установлено «(две или более уточных нитей», однако, противоречия Инструкции не позволяют понять требуется конкретизация данного параметра в соответствии с Инструкцией или необходимо руководствоваться положениями ГОСТ 23432-89 и не конкретизировать данное значение; в отношении срока подписания контракта – также нарушено право победителя на направление протокола разногласий; Заказчиком уменьшен срок предоставления разъяснений; на запрос от 06.05.2017г. Заказчиком не дан ответ; п.13.4 проекта контракта нарушает чч.7, 8 ст.70 Закона о контрактной системе; в Информационной карте неправомерно установлено требование о предоставлении «светокопии документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта; участнику не ясно, на какой срок должна быть предоставлена банковская гарантия; установленные Заказчиком форма и формат документов не позволяют заполнить заявку.  

Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения по существу жалобы. Представители Заказчика с доводами жалобы согласились.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» проводился электронный аукцион: «Приобретение текстиля в номера для филиала «Ясная поляна» (извещение №0318100058617000022).

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 146 331,90 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация электронного аукциона содержит «Инструкцию по заполнению заявки», где Заказчиком установлены требования:

-1 «Предлагаемые товары (материалы) должны соответствовать нормам государственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации (в случае, если качество товара регламентируется государственными стандартами), техническим регламентам, сводам правил и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также нормативно-технической документации производителей (в случае, если качество товара, варианта исполнения товара не регламентируется государственными стандартами) в последней редакции, в том числе их обязательным, рекомендуемым и справочным приложениям, при установлении требований к показателям (характеристикам) товаров (материалов), содержащихся в соответствующих нормативно-технических документах (обязательных, рекомендуемых и справочных приложениях), регламентирующих данный вид продукции и установленным соответствующим требованиям заказчика в части требований к товарам (материалам) о соответствии нормативно-технической документации, регламентирующей данный вид продукции.  

-2 При использовании заказчиком союза «или» следует читать его, как указание на то, что участнику закупки необходимо сделать выбор между вариантами исполнения товара (материала), значениями показателей и/или характеристиками товара (материала), разделенными данным союзом, за исключением случаев, если в нормативно-технической документации и/или в описании производителей, и/или по своей сути требуемые характеристики или значения показателей, разделенные союзом «или», не подразумевают выбор.

-3 В случае наличия противоречий между параметрами, установленными в описании объекта закупки, и требованиями, установленными действующими стандартами, участник руководствуется параметрами, установленными в описании объекта закупки».

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

Таким образом, положение Инструкции №2 противоречит положению Инструкции №3. В положении Инструкции №2 участник должен сделать выбор при использовании союза «или», за исключением случаев, если в нормативно-технической документации и/или в описании производителей, и/или по своей сути требуемые характеристики или значения показателей, разделенные союзом «или», не подразумевают выбор. Однако, положение Инструкции №3 указывает на необходимость сделать выбор при наличии союза «или».

Согласно п.1) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Документация электронного аукциона содержит «Техническое задание», где Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товар и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форм.

В поз.5, 7, 8, 23, 24, 25, 26, 27 в общих требованиях Заказчиком установлено: «затаск (две или более уточных нитей)».

Согласно ГОСТ 23432-89 «Полотна декоративные. Общие технические условия». Настоящий стандарт распространяется на готовые и суровые декоративные полотна, вырабатываемые из химических нитей, химической, хлопчатобумажной и льняной пряжи, смешанные, предназначенные для портьер, гардин, штор и занавесей». Например, по поз.6 «Шторы» установлено требование к шторам, выполненным из материала «Сатен». Состав ткани «100% полиэстер».      

№ п/п

Наименование товара

Требуемый параметр

Требуемые значения

 

 

Общие требования

 

 

 

Максимальные значения показателей

Минимальные значения показателей

           

 

6

Штора (однокомнатной номер <...> этаж

Описание

Требование не установлено

Требование не установлено

Верх обработан и зафиксирован шторной лентой (ширина ленты 60 мм). Требуется 4 линии сборки. Количество рядов петель должно быть два. Расцветка основы шторы должна быть однотонная, равномерно окрашенная. На каждом изделии должны быть ленты ярлыков с наименованием производителя и символами по уходу за изделиями (символ стирки; символ отбеливания; символ глажения; символ химчистки; символ сушки после стирки). Боковые швы обработаны швом в подгибку с закрытым срезом, ширина 20 мм. Нижний шов с утяжелителем, с двойным подгибом 5 см. Штора без рисунка и узора. Лент, цепочек, бус, страз, шнуров, бантов и так далее, используемых для оформления шторы – не допускается.

 

 

Плотность ткани

Требование не установлено

≥ 270 г/м2

Требование не установлено

 

 

Высота шторы, см

Требование не установлено

Требование не установлено

277,0

 

 

Состав ткани

Требование не установлено

Требование не установлено

100% полиэстер

 

 

Тип ткани

Требование не установлено

Требование не установлено

Требуется софт (двусторонний)

 

 

Цвет шторы

Требование не установлено

Требование не установлено

Кремовый / бежевый

 

 

Назначение шторы

Требование не установлено

Требование не установлено

портьерная

 

 

Пороки изделия

Требование не установлено

Требование не установлено

Запрессовка (спрессованный перегиб по ткани с отличающимся блеском), затаск (две или более уточных нитей, затканные вместо одной уточной нити от кромки до части полотна), затканный предмет (посторонний предмет, затканный в полотно (пряжа, пух, металл и т.п.)), нарушение переплетения (нарушение переплетения ткани по ее длине или ширине (в результате отсутствия нити, неправильной проборки в ремиз, неправильной разработки брака)) - не допускаются.

 

 

 

Значение данного параметра установлено в ГОСТ 23432-89: Приложение (2 справочное). Определение пороков внешнего вида, не предусмотренных ГОСТ 25506-82

 

Термин

Определение

Запрессовка

Спрессованный перегиб по ткани с отличающимся блеском

Затаск

Две или более уточных нитей, затканные вместо одной уточной нити от кромки до части полотна

Затканный предмет

Посторонний предмет, затканный в полотно (пряжа, пух, металл и т.п.)

Нарушение переплетения

Нарушение переплетения ткани по ее длине или ширине, например: в результате отсутствия нити, неправильной проборки в ремиз, неправильной разработки брака

Пороки трикоткани

Затяжка

Локальное нарушение плотности трикоткани по утку

Неправильные петли в столбике

Петельные столбики, состоящие из неправильных по величине и наклону уточных петель

Одиночные неправильные петли

Отдельные уточные петли в столбике, отличающиеся своим размером или наклоном протяжек, а также отсутствием одной петли

Отсутствие одной нити утка в случае более двух уточных прокидок

Несколько рядом лежащих уточных прокидок в двух соседних полосках, сформированных только одной уточной нитью при обрыве нити утка

Пролет утка размером до двух полосок

Отсутствие одной уточной прокидки (двух уточных нитей) в соседних полосках

Прихват нити основы уточной петлей

Заработка нити основы в петельный столбик при одной уточной прокидке

Вышеуказанные противоречия Инструкции не позволяют участнику понять требуется конкретизация данного параметра в соответствии с положениями Инструкции или необходимо руководствоваться ГОСТ 23432-89 и не конкретизировать данное значение.

Также, согласно ГОСТ данное определение не подлежит уточнению, а является определением одного из пороков товара. 

Аналогично по поз. 5, 6, 8, 23, 24, 25, 26, 27, где Заказчиком установлено в общих требованиях: «нарушение переплетения (нарушение переплетения ткани по ее длине или ширине (в результате отсутствия нити, неправильной проборки в рамиз, неправильной разработки брака) – не допускаются». Однако, участнику непонятно необходимо выбирать или конкретизировать данный параметр.

Документация электронного аукциона содержит Раздел II «Информационная карта», где Заказчиком установлено в графе «срок заключения контракта «Победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, обязан подписать проект контракта в течение пяти дней с момента размещения заказчиком в единой информационной системе (на официальном сайте) проекта контракта».  

В соответствии с ч.15 ст.70 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

В соответствии с ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Согласно ч.13 ст.70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

 Таким образом, требования Раздела II аукционной документации не соответствует ст.70 Закона о контрактной системе.

В Разделе II «Информационная карта» Заказчиком установлено:

Порядок, начало и окончание срока предоставления участникам аукциона разъяснений положения документации

Дата начала срока предоставления разъяснений положений документации: 25.04.2017г

Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации: 05.05.2017 г

Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе  в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Довод Заявителя о том, что в нарушение ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе в Разделе II «Информационная карта» Заказчиком уменьшен срок предоставления разъяснений не обоснован. Из пояснений представителей Заказчика следует, что заказчиком были внесены изменения в документацию электронного аукциона, соответственно был изменен срок предоставления разъяснений.

Из жалобы Заявителя следует, что 06.05.2017г. ИП Толстых Э.А. был подан запрос на разъяснения положений аукционной документации. В нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчиком, ответ не размещен. Из пояснений представителей Заказчика следует, что в связи с поступлением запроса в выходной день не было возможности предоставить ответ на запрос участника.  

Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Документация электронного аукциона содержит «Проект государственного контракта» в котором Заказчиком установлено: «п.13.4 Настоящий Контракт заключен в виде электронного документа, подписан электронными подписями Сторон и должен быть зарегистрирован в реестре государственным и муниципальных контрактов на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок».

Представители Заказчика пояснили, что п.13.4 Проекта контракта сформирован с учетом положений ст.70, ст.103 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в пункте «срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта» Информационной карты неправомерно установлено требование о предоставлении «Светокопии документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта». 

Согласно постановлению Правительства РФ от 08.11.2013г. №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации», а следовательно светокопия не является единственным способом подтверждения обеспечения исполнения контракта, участник также вправе предоставить банковскую гарантию в форме электронного документа. 

Таким образом, требование Заказчика о предоставлении исключительно светокопии банковской гарантии нарушает положения законодательства.

На основании п.8) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

П.7) ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В «Проекте государственного контракта» Заказчиком установлено: «9.1 Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон со дня заключения и действует до 30 июня 2017 года, в части взаиморасчетов и гарантийных обязательств до полного исполнения Сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом», следовательно, Заказчиком установлен срок действия контракта до 30 июня 2017г.  

Таким образом, Заказчиком определен срок действия контракта, что позволяет участнику закупки предоставить банковскую гарантию с учетом п.5.4 Проекта контракта и ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.

Документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 №1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила).

Согласно подпунктам «а», «л», «м» пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 К Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.

Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме»).

Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.

Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления — текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, сведения о товарах, в отношении которых участники подают заявку, размещены в формате, позволяющем поиск и копирование.

Таким образом, действия Заказчика при размещении аукционной документации на участие в электронном аукционе не противоречат действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Толстых Э.А. обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; ч.4 ст.65; ст.45; ч.3 ст.96; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе
  2. Признать в действиях (аукционной комиссии) Заказчика - ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; ч.4 ст.65; ст.45; ч.3 ст.96; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику - ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА -800/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

      17 мая 2017 года                                                                       г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ИП Толстых Э.А. (далее – Заявитель) на действия ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» при проведении электронного аукциона: «Приобретение текстиля в номера для филиала «Ясная поляна» (извещение №0318100058617000022) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Положения документации электронного аукциона нарушают Закона о контрактной системе: Инструкции документация электронного аукциона содержит противоречия; по поз.5, 6, 8, 23, 24, 25, 26, 27 установлено «(две или более уточных нитей», однако, противоречия Инструкции не позволяют понять требуется конкретизация данного параметра в соответствии с Инструкцией или необходимо руководствоваться положениями ГОСТ 23432-89 и не конкретизировать данное значение; в отношении срока подписания контракта – также нарушено право победителя на направление протокола разногласий; Заказчиком уменьшен срок предоставления разъяснений; на запрос от 06.05.2017г. Заказчиком не дан ответ; п.13.4 проекта контракта нарушает чч.7, 8 ст.70 Закона о контрактной системе; в Информационной карте неправомерно установлено требование о предоставлении «светокопии документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта; участнику не ясно, на какой срок должна быть предоставлена банковская гарантия; установленные Заказчиком форма и формат документов не позволяют заполнить заявку.  

Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения по существу жалобы. Представители Заказчика с доводами жалобы согласились.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» проводился электронный аукцион: «Приобретение текстиля в номера для филиала «Ясная поляна» (извещение №0318100058617000022).

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 146 331,90 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация электронного аукциона содержит «Инструкцию по заполнению заявки», где Заказчиком установлены требования:

-1 «Предлагаемые товары (материалы) должны соответствовать нормам государственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации (в случае, если качество товара регламентируется государственными стандартами), техническим регламентам, сводам правил и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также нормативно-технической документации производителей (в случае, если качество товара, варианта исполнения товара не регламентируется государственными стандартами) в последней редакции, в том числе их обязательным, рекомендуемым и справочным приложениям, при установлении требований к показателям (характеристикам) товаров (материалов), содержащихся в соответствующих нормативно-технических документах (обязательных, рекомендуемых и справочных приложениях), регламентирующих данный вид продукции и установленным соответствующим требованиям заказчика в части требований к товарам (материалам) о соответствии нормативно-технической документации, регламентирующей данный вид продукции.  

-2 При использовании заказчиком союза «или» следует читать его, как указание на то, что участнику закупки необходимо сделать выбор между вариантами исполнения товара (материала), значениями показателей и/или характеристиками товара (материала), разделенными данным союзом, за исключением случаев, если в нормативно-технической документации и/или в описании производителей, и/или по своей сути требуемые характеристики или значения показателей, разделенные союзом «или», не подразумевают выбор.

-3 В случае наличия противоречий между параметрами, установленными в описании объекта закупки, и требованиями, установленными действующими стандартами, участник руководствуется параметрами, установленными в описании объекта закупки».

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

Таким образом, положение Инструкции №2 противоречит положению Инструкции №3. В положении Инструкции №2 участник должен сделать выбор при использовании союза «или», за исключением случаев, если в нормативно-технической документации и/или в описании производителей, и/или по своей сути требуемые характеристики или значения показателей, разделенные союзом «или», не подразумевают выбор. Однако, положение Инструкции №3 указывает на необходимость сделать выбор при наличии союза «или».

Согласно п.1) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Документация электронного аукциона содержит «Техническое задание», где Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товар и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форм.

В поз.5, 7, 8, 23, 24, 25, 26, 27 в общих требованиях Заказчиком установлено: «затаск (две или более уточных нитей)».

Согласно ГОСТ 23432-89 «Полотна декоративные. Общие технические условия». Настоящий стандарт распространяется на готовые и суровые декоративные полотна, вырабатываемые из химических нитей, химической, хлопчатобумажной и льняной пряжи, смешанные, предназначенные для портьер, гардин, штор и занавесей». Например, по поз.6 «Шторы» установлено требование к шторам, выполненным из материала «Сатен». Состав ткани «100% полиэстер».      

№ п/п

Наименование товара

Требуемый параметр

Требуемые значения

 

 

Общие требования

 

 

 

Максимальные значения показателей

Минимальные значения показателей

           

 

6

Штора (однокомнатной номер <...> этаж

Описание

Требование не установлено

Требование не установлено

Верх обработан и зафиксирован шторной лентой (ширина ленты 60 мм). Требуется 4 линии сборки. Количество рядов петель должно быть два. Расцветка основы шторы должна быть однотонная, равномерно окрашенная. На каждом изделии должны быть ленты ярлыков с наименованием производителя и символами по уходу за изделиями (символ стирки; символ отбеливания; символ глажения; символ химчистки; символ сушки после стирки). Боковые швы обработаны швом в подгибку с закрытым срезом, ширина 20 мм. Нижний шов с утяжелителем, с двойным подгибом 5 см. Штора без рисунка и узора. Лент, цепочек, бус, страз, шнуров, бантов и так далее, используемых для оформления шторы – не допускается.

 

 

Плотность ткани

Требование не установлено

≥ 270 г/м2

Требование не установлено

 

 

Высота шторы, см

Требование не установлено

Требование не установлено

277,0

 

 

Состав ткани

Требование не установлено

Требование не установлено

100% полиэстер

 

 

Тип ткани

Требование не установлено

Требование не установлено

Требуется софт (двусторонний)

 

 

Цвет шторы

Требование не установлено

Требование не установлено

Кремовый / бежевый

 

 

Назначение шторы

Требование не установлено

Требование не установлено

портьерная

 

 

Пороки изделия

Требование не установлено

Требование не установлено

Запрессовка (спрессованный перегиб по ткани с отличающимся блеском), затаск (две или более уточных нитей, затканные вместо одной уточной нити от кромки до части полотна), затканный предмет (посторонний предмет, затканный в полотно (пряжа, пух, металл и т.п.)), нарушение переплетения (нарушение переплетения ткани по ее длине или ширине (в результате отсутствия нити, неправильной проборки в ремиз, неправильной разработки брака)) - не допускаются.

 

 

 

Значение данного параметра установлено в ГОСТ 23432-89: Приложение (2 справочное). Определение пороков внешнего вида, не предусмотренных ГОСТ 25506-82

 

Термин

Определение

Запрессовка

Спрессованный перегиб по ткани с отличающимся блеском

Затаск

Две или более уточных нитей, затканные вместо одной уточной нити от кромки до части полотна

Затканный предмет

Посторонний предмет, затканный в полотно (пряжа, пух, металл и т.п.)

Нарушение переплетения

Нарушение переплетения ткани по ее длине или ширине, например: в результате отсутствия нити, неправильной проборки в ремиз, неправильной разработки брака

Пороки трикоткани

Затяжка

Локальное нарушение плотности трикоткани по утку

Неправильные петли в столбике

Петельные столбики, состоящие из неправильных по величине и наклону уточных петель

Одиночные неправильные петли

Отдельные уточные петли в столбике, отличающиеся своим размером или наклоном протяжек, а также отсутствием одной петли

Отсутствие одной нити утка в случае более двух уточных прокидок

Несколько рядом лежащих уточных прокидок в двух соседних полосках, сформированных только одной уточной нитью при обрыве нити утка

Пролет утка размером до двух полосок

Отсутствие одной уточной прокидки (двух уточных нитей) в соседних полосках

Прихват нити основы уточной петлей

Заработка нити основы в петельный столбик при одной уточной прокидке

Вышеуказанные противоречия Инструкции не позволяют участнику понять требуется конкретизация данного параметра в соответствии с положениями Инструкции или необходимо руководствоваться ГОСТ 23432-89 и не конкретизировать данное значение.

Также, согласно ГОСТ данное определение не подлежит уточнению, а является определением одного из пороков товара. 

Аналогично по поз. 5, 6, 8, 23, 24, 25, 26, 27, где Заказчиком установлено в общих требованиях: «нарушение переплетения (нарушение переплетения ткани по ее длине или ширине (в результате отсутствия нити, неправильной проборки в рамиз, неправильной разработки брака) – не допускаются». Однако, участнику непонятно необходимо выбирать или конкретизировать данный параметр.

Документация электронного аукциона содержит Раздел II «Информационная карта», где Заказчиком установлено в графе «срок заключения контракта «Победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, обязан подписать проект контракта в течение пяти дней с момента размещения заказчиком в единой информационной системе (на официальном сайте) проекта контракта».  

В соответствии с ч.15 ст.70 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

В соответствии с ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Согласно ч.13 ст.70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

 Таким образом, требования Раздела II аукционной документации не соответствует ст.70 Закона о контрактной системе.

В Разделе II «Информационная карта» Заказчиком установлено:

Порядок, начало и окончание срока предоставления участникам аукциона разъяснений положения документации

Дата начала срока предоставления разъяснений положений документации: 25.04.2017г

Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации: 05.05.2017 г

Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе  в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Довод Заявителя о том, что в нарушение ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе в Разделе II «Информационная карта» Заказчиком уменьшен срок предоставления разъяснений не обоснован. Из пояснений представителей Заказчика следует, что заказчиком были внесены изменения в документацию электронного аукциона, соответственно был изменен срок предоставления разъяснений.

Из жалобы Заявителя следует, что 06.05.2017г. ИП Толстых Э.А. был подан запрос на разъяснения положений аукционной документации. В нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчиком, ответ не размещен. Из пояснений представителей Заказчика следует, что в связи с поступлением запроса в выходной день не было возможности предоставить ответ на запрос участника.  

Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Документация электронного аукциона содержит «Проект государственного контракта» в котором Заказчиком установлено: «п.13.4 Настоящий Контракт заключен в виде электронного документа, подписан электронными подписями Сторон и должен быть зарегистрирован в реестре государственным и муниципальных контрактов на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок».

Представители Заказчика пояснили, что п.13.4 Проекта контракта сформирован с учетом положений ст.70, ст.103 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в пункте «срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта» Информационной карты неправомерно установлено требование о предоставлении «Светокопии документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта». 

Согласно постановлению Правительства РФ от 08.11.2013г. №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации», а следовательно светокопия не является единственным способом подтверждения обеспечения исполнения контракта, участник также вправе предоставить банковскую гарантию в форме электронного документа. 

Таким образом, требование Заказчика о предоставлении исключительно светокопии банковской гарантии нарушает положения законодательства.

На основании п.8) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

П.7) ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В «Проекте государственного контракта» Заказчиком установлено: «9.1 Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон со дня заключения и действует до 30 июня 2017 года, в части взаиморасчетов и гарантийных обязательств до полного исполнения Сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом», следовательно, Заказчиком установлен срок действия контракта до 30 июня 2017г.  

Таким образом, Заказчиком определен срок действия контракта, что позволяет участнику закупки предоставить банковскую гарантию с учетом п.5.4 Проекта контракта и ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.

Документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 №1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила).

Согласно подпунктам «а», «л», «м» пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 К Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.

Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме»).

Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.

Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления — текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, сведения о товарах, в отношении которых участники подают заявку, размещены в формате, позволяющем поиск и копирование.

Таким образом, действия Заказчика при размещении аукционной документации на участие в электронном аукционе не противоречат действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Толстых Э.А. обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; ч.4 ст.65; ст.45; ч.3 ст.96; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе
  2. Признать в действиях (аукционной комиссии) Заказчика - ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; ч.4 ст.65; ст.45; ч.3 ст.96; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику - ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 395

по делу №ЭА-800/2017 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

           17 мая 2017г.                                                                       г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ИП Толстых Э.А. на действия ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» при проведении электронного аукциона: «Приобретение текстиля в номера для филиала «Ясная поляна» (извещение №0318100058617000022) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, на основании своего решения от 17.05.2017г. по делу №ЭА-800/2017, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

1. Заказчику - ГКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; ч.4 ст.65; ст.45; ч.3 ст.96; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение №0318100058617000022).

2.Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Отменить протокол проведения электронного аукциона (при наличии). Уведомить участников подавших заявки об аннулировании электронного аукциона. Осуществить возврат участникам, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

3.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

4.В срок до 23.06.2017г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны