Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 808/2017 о нарушении законодательст... от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 808/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 мая 2017 года                                                                   г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ИП Шадиева И.О. (далее – Заявитель) на действия администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района при проведении электронного аукциона: «Строительство комплексной спортивно-игровой площадки по пер. Советов, 45 «А» в с. Красное Кущевского района Краснодарского края» (извещение № 0818300000117000005) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: в Извещении документации электронного аукциона Заказчиком не установлены запеты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг выполняемых иностранными лицами; связь с планом-графиком не установлена; при описании требований к товарам по поз.2 «Бетон тяжелый, класс В 15 (М200)», поз.4 «Щебень», поз.5 «Бруски деревянные», поз.10 «Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая» Заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе.    

Представителем Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – администрацией Красносельского сельского поселения Кущевского района проводился электронный аукцион: «Строительство комплексной спортивно-игровой площадки по пер. Советов, 45 «А» в с. Красное Кущевского района Краснодарского края» (извещение № 0818300000117000005).

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 336 000,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе указано, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление правительства РФ от 29.12.2015г. №1457 устанавливает запрет на выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.    

В нарушение указанных норм Заказчиком в аукционной документации электронного аукциона, извещении не установлен запрет и ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что в плане-графике закупок соответствующая закупка стоит под №8 ИКЗ 1732340017365523400100100090094299414.

В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. 

Документация электронного аукциона содержит Приложение к Разделу 2 «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования к техническим, характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ/ оказании услуг.

Наименование

Требуемые характеристики

2

Бетон тяжелый, класс В15 (М200).

По классу прочности на сжатие в проектном возрасте бетон должен быть не менее B15(М200). Бетон должен быть тяжелый. Марка по морозостойкости бетона должна быть не менее F100. Марка по водонепроницаемости бетона должна быть не менее W4. Средняя плотность зерен крупного заполнителя бетона должна быть в диапазоне от 2000 кг/м3 до 3000 кг/м3. Марка по дробимости щебня должна быть не ниже 800. Группа щебня должна быть 3. Истинная плотность мелкого заполнителя бетона должна быть в диапазоне от 2000 кг/м3 до 2800 кг/м3. Модуль крупности мелкого заполнителя должен быть свыше 1,5 не более 3,0. Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе не более 3 % массы. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не должно быть более 25% массы. Содержание зерен слабых пород не более 15%.

4

Щебень

 

Номинальные размеры зерен должны быть свыше 3 и не более 10 мм. Полные остатки на ситах с диаметром отверстий «d» должны быть не более 100 не менее 90 % по массе. Полные остатки на ситах с диаметром отверстий «D» должны быть до 10 % по массе. Полные остатки на ситах с диаметром отверстий «1,25D» должны быть до 0,5 % по массе. Марка щебня по дробимости должна быть 800. Тип (подтип) горной породы по ГОСТ 25100- 2011 должен быть интрузивная или эффузивная, или осадочная. Потеря массы при испытании щебня на дробимость должна быть от 13 до 15 %. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе от 10 до 25. Марка по морозостойкости щебня должна быть не менее F-50. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более 2.

Содержание глины в комках, % по массе, не более 0,25.

Группа щебня должна быть 3.

5

Бруски деревянные 

 

 Древесина должна быть хвойных или лиственных пород; антисептированая.

Сорт 1,2,3,4.

Размеры должны быть:

Длина от 4,5 до 6,5 м,

Ширина от 75 до 150 мм,

Толщина от 40 до 125 мм.

Влажность: не должна быть более 22 %

Параметр шероховатости поверхности Rmmax, не должен быть более 1600 мкм.

Колличество сучков пластевых и ребровых кромочных: на пиломатериалах толщиной 40 мм и более -  должно быть не более 3 или допускаются без ограничений или не нормируются.

Грибные ядровые пятна (полосы) допускаются общей площадью в % от площади материала не более 20.

Червоточина допускается на любом однометровом участке длины пиломатериала шт., не более 2.

Гнили, острый обзол – не допускаются.

Пороки древесины, не упомянутые в настоящем стандарте, допускаются или не допускаются.

10

Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая.

Грунтовка должна предназначаться для грунтования металлических и деревянных поверхностей.

Внешний вид: после высыхания пленка должна быть ровной; однородной; матовой/полуглянцевой.

Условная вязкость при (20,0±0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4, с, должна быть не менее 45.

Массовая доля нелетучих веществ, % должна быть в диапазоне: 54-60.

Степень перетира, мкм: должна быть не более 40.

Стойкость пленки к действию нитроэмали: не должно быть отслаивания; сморщивания; растрескивания пленки нитроэмали, нанесенной на грунтовку. 

Гарантированный срок хранения грунтовки должен быть не менее шести месяцев со дня изготовления.  

Заказчиком по поз.2 «Бетон тяжелый, класс В15 (М200)» установлено требование «Бетон должен быть тяжелый. Марка по морозостойкости бетона должна быть не менее F100». В соответствии с действующим ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», марки по морозостойкости имеют следующий вид:

4.3. Характеристика бетона.

4.3.1. По показателям качества бетоны подразделяются:

- по морозостойкости:

на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;

на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.

При этом не ясно какой метод необходим Заказчику – первый или второй. От того какой будет бетон по морозостойкости по первому или по второму базовому методу, будет зависеть будут ли применены воздухововлекающие (газообразующие) добавки или нет, что в последствии будет влиять на закупочную стоимость бетона.

  По поз.4 «Щебень» установлено требование «Марка щебня по дробимости должна быть 800. Потеря массы при испытании щебня на дробимость должна быть от 13 до 15 %».   

В ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» установлено: п.4.4.2 Марки по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород должны соответствовать требованиям, указанным в Таблице 3.

Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород

                       Потеря массы при испытании щебня, %

 

в сухом состоянии

в насыщенном водой состоянии

1200

До 11 включ.

До 11 включ.

1000

Св. 11 до 13

Св. 11 до 13

800

" 13 " 15

" 13 " 15

600

" 15 " 19

" 15 " 20

400

" 19 " 24

" 20 " 28

300

" 24 " 28

" 28 " 38

200

" 28 " 35

" 38 " 54

Таким образом, Заказчик расширил возможный диапазон значений для марки 800, так как в ГОСТ установлено св.13 до 15, а Заказчик требует от 13 до 15, следовательно требования Заказчика противоречат ГОСТ, что является нарушением ст.33 Закона о контрактной системе.

По поз.5 «Бруски деревянные» установлено требование «Пороки древесины, не упомянутые в настоящем стандарте, допускаются или не допускаются». Непонятно требование Заказчика «в настоящем стандарте», которое отсутствует в ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия». В ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» установлено: «2. Пороки древесины, не упомянутые в настоящем стандарте, допускаются».

Тек же, по поз.10 «Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая» Заказчиком установлены избыточные требования: «Условная вязкость при (20,0±0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4, с, должна быть не менее 45. Массовая доля нелетучих веществ, % должна быть в диапазоне: 54-60. Степень перетира, мкм: должна быть не более 40. Стойкость пленки к действию нитроэмали: не должно быть отслаивания; сморщивания; растрескивания пленки нитроэмали, нанесенной на грунтовку». 

Значения таких показателей как «Условная вязкость по вискозиметру», «Массовая доля нелетучих веществ», «Степень перетира», «Стойкость пленки к действию нитроэмали» становятся известными после проведения соответствующих испытаний.

В Письме ФАС России от 01.07.2016г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», а именно в части 1 указано: «В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Часть 3 «при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке».

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Таким образом, требования установленные заказчиком по поз.2, 4, 5, 10 Раздела 2 аукционной документации нарушают требования п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Шадиева И.О. обоснованной в части необъективного описания объекта закупки, отсутствия требований в соответствии с постановлением правительства РФ от 29.12.2015г. №1457.
  2. Признать в действиях Заказчика – администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64; ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику - администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 398

по делу №ЭА-808/2017 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

      18 мая 2017г.                                                                           г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 рассмотрев жалобу ИП Шадиева И.О. на действия администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района при проведении электронного аукциона: «Строительство комплексной спортивно-игровой площадки по пер. Советов, 45 «А» в с. Красное Кущевского района Краснодарского края» (извещение № 0818300000117000005) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок,  на основании своего решения от 18.05.2017г. по делу №ЭА-808/2017, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

           

1. Заказчику - администрации Красносельского сельского поселения Кущевского района устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64; ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение №0818300000117000005).

2.Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Отменить протокол проведения электронного аукциона (при наличии). Уведомить участников подавших заявки об аннулировании электронного аукциона. Осуществить возврат участникам, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

3.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.

4.В срок до 23.06.2017г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны