Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 814/2018 о нарушении за... от 15 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № ЭА – 814/2018 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
15 мая 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>
рассмотрев жалобу ИП Ивановой <…> (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница № 6» министерства здравоохранения Краснодарского края (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Сыр» (извещение № 0318200028418000202) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ИП Иванова <…> указывает на нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) установленные в описании объекта закупки требования к качественным (потребительским) свойствам товара не соответствуют положениям государственного стандарта; 2) в описании объекта закупки установлены противоречивые характеристики товара.
Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница № 6» министерства здравоохранения Краснодарского края проводился электронный аукцион: «Сыр» (извещение № 0318200028418000202).
Начальная (максимальная) цена контракта – 410 436,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к качественным (потребительским) свойствам товара, в частности:
Наименование товара |
Требуемые показатели и характеристики |
Требования с установленными максимальными значениями показателей |
Требования с установленными минимальными значениями показателей |
Общие требования к качественным (потребительским) свойствам товара* |
Сыр |
|
|
|
Высота см от 5 до 12 см включительно. Масса 5-8 кг Сыр должен быть жирным с массовой долей жира в пересчете на сухое вещество 51% ≥ 45%. Массовая доля влаги в обезжиренном веществе сыра, % должна быть 54,0 ≤ 69,0%. Содержание хлористого натрия (поваренной соли) от 1,3 до 3,0… Сыр должен соответствовать ГОСТ 32260-2013 |
|
Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, % |
Не более 50 |
|
|
|
Массовая доля хлористого натрия (поваренной соли) не должна превышать, % |
Не более 3 |
|
|
|
Масса, кг |
|
Не менее 1 |
|
|
Массовая доля влаги, % |
Не более, 44 |
|
Согласно п. 5.1.2 ГОСТ 32260-2013 «Сыры полутвердые. Технические условия» (далее – ГОСТ 32260-2013) по форме, размерам и массе сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
В сантиметрах
Наимено- |
Форма |
Высота |
Масса, кг |
Советский |
Прямоугольный брусок со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округленными гранями. Допускается легкая выпуклость верхней и нижней поверхностей |
От 12 до 17 включ. |
От 11,0 до 18,0 включ. |
Швейцарский |
Низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью и округленными гранями. Допускается легкая выпуклость верхней и нижней поверхностей |
От 12 до 18 включ. |
От 40,0 до 90,0 включ. |
Алтайский |
То же |
От 12 до 16 включ. |
От 12,0 до 18,0 включ. |
Российский |
Низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью и округленными гранями |
От 12 до 16 включ. |
От 10,5 до 18,0 включ. |
От 10 до 16 включ. |
От 4,7 до 11,0 включ. |
||
От 5 до 12 включ. |
От 1,0 до 2,5 включ. |
||
Прямоугольный брусок со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округленными гранями |
От 10 до 12 включ. |
От 4,0 до 7,5 включ. |
|
От 10 до 12 включ. |
От 5,0 до 7,5 включ. |
||
Голландский |
Шаровидная, с равномерной осадкой |
От 10 до 16 включ. |
От 1,8 до 2,5 включ. |
Прямоугольный брусок со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округлыми гранями |
От 9 до 12 включ. |
От 2,5 до 6,0 включ. |
|
Костромской |
Низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью и округленными гранями |
От 8 до 11 включ. |
От 3,5 до 7,5 включ. |
Ярославский |
Высокий цилиндр, допускается слегка овальное сечение |
От 25 до 35 включ. |
От 2,0 до 3,0 включ. |
Эстонский |
То же |
От 30 до 35 включ. |
От 2,0 до 3,0 включ. |
Степной |
Брусок с квадратным основанием, со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округленными гранями |
От 9 до 11 включ. |
От 6,5 до 9,5 включ. |
Угличский |
Прямоугольный брусок со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округленными гранями |
От 9 до 12 включ. |
От 2,5 до 6,0 включ. |
Латвийский |
Брусок с квадратным основанием, со слегка выпуклыми боковыми поверхностями и округленными гранями |
От 7 до 9 включ. |
От 1,5 до 2,5 включ. |
Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе (Раздел 8 аукционной документации) определено, что при указании значений показателей употребление словосочетаний, слов, знаков: «должен», «не должен», «допускается», «не допускается», «может», «не может», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «наибольший», «наименьший», «минимальный», «максимальный», «min», «max», «>», «≥»,«<», «≤», «||», «≠», «≈», «+», «-» и других не допускается, за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данное значение показателя не может быть конкретизировано, а также за исключением случаев, когда производителем установлено такое значение показателя как неизменяемое, или показатели и характеристики товаров определяются по испытаниям или различными методами вычисления с использованием специальной аппаратуры в лабораторных условиях в соответствии с требованиями действующих ГОСТ. При этом такие значения показателей товаров могут быть указаны в заявке как в неконкретном, диапазонном (неконкретном) значениях, так и в конкретном значении…
В случае если в техническом задании или иных приложениях к настоящей документации заказчиком для определения соответствия предложения участника закупки потребностям заказчика используется диапазонное значение показателя с использованием знаков препинания – «…», «тире» или «дефис», это означает, что первое из этих значений является минимальным, а второе – максимальным (за исключением случаев, когда конкретный показатель представляет собой диапазон), то участник в своей заявке должен указать конкретный показатель (значение) в пределе, установленном заказчиком за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данный показатель не может быть конкретизирован…
При указании диапазонов значений с использованием слов «от» и «до» минимальным значением такого диапазона является значение, указанное после слова «от», максимальным - значение, указанное после слова «до»…
При формировании заявки и при наличии в техническом задании значений показателей, в т.ч на схемах, рисунках, сопровождающихся словом «более», «выше», «от» (за исключением случая, если предлог «от» сопровождается словом «Включительно») или знаком «>», участник закупки должен предложить показатель, превышающий такое числовое значение…
При формировании заявки и при наличии в техническом задании значений показателей, в т.ч на схемах, рисунках, сопровождающихся словом «менее», «ниже», «до» (за исключением случая, если предлог «до» сопровождается словом «Включительно») или знаком «<», участник закупки должен предложить показатель, составляющий менее такого числового значения…
Таким образом, установленные Заказчиком в описании объекта закупки характеристики товара по показателям «высота», «масса» не противоречат требованиям государственного стандарта, кроме того, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки под данные характеристики, подходят следующие сыры: «Российский», «Голландский», «Костромской», «Угличский».
В общих требованиях к качественным (потребительским) свойствам товара Заказчиком установлено «Массовая доля влаги в обезжиренном веществе сыра, % должна быть 54,0 ≤ 69,0%».
Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе обусловлено, что значения показателей, сопровождающиеся в техническом задании словами «не более», «не выше», «не позднее» и аналогичными по смыслу словами, а также знаком «≤» – являются максимальными значениями.
Согласно п. 1 ГОСТ 32260-2013 стандарт распространяется на полутвердые сыры с массовой долей влаги в обезжиренном веществе* от 54,0% до 69,0% (далее - сыры), изготовляемые из коровьего молока и продуктов, полученных из коровьего молока: обезжиренного молока и сливок, предназначенные для непосредственного употребления в пищу или дальнейшей переработки.
* Показатель массовой доли влаги в обезжиренном веществе не подлежит контролю.
Таким образом, установленное Заказчиком по показателю «Массовая доля влаги в обезжиренном веществе сыра» значение 54,0 ≤ 69,0%, с применением символа «≤» (меньше либо равно) не соответствует требованиям государственного стандарта.
Кроме того, в соответствии с требованиями государственного стандарта данный показатель не подлежит контролю, в связи с чем участникам закупки на стадии подачи заявки невозможно по данному показателю представить какие-либо значения.
В Разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены следующие требования к качественным (потребительским) свойствам товара, в частности:
Наименование товара |
Требуемые показатели и характеристики |
Требования с установленными максимальными значениями показателей |
Требования с установленными минимальными значениями показателей |
Общие требования к качественным (потребительским) свойствам товара* |
Сыр |
|
|
|
Сыр должен быть жирным с массовой долей жира в пересчете на сухое вещество 51% ≥ 45%.
Содержание хлористого натрия (поваренной соли) от 1,3 до 3,0
Масса 5-8 кг
Массовая доля влаги в обезжиренном веществе сыра, % должна быть 54,0 ≤ 69,0%. Сыр должен соответствовать ГОСТ 32260-2013 |
|
Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, % |
Не более 50 |
|
|
|
Массовая доля хлористого натрия (поваренной соли) не должна превышать, % |
Не более 3 |
|
|
|
Масса, кг |
|
Не менее 1 |
|
|
Массовая доля влаги, % |
Не более, 44 |
|
Согласно п. 5.1.6 ГОСТ 32260-2013 по физико-химическим показателям сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
В процентах
Наименование сыра |
Массовая доля |
||
жира в пересчете на сухое вещество |
влаги, не более |
хлористого натрия (поваренной соли) |
|
Советский |
50,0±1,6 |
42,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
Швейцарский |
50,0±1,6 |
42,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
Алтайский |
50,0±1,6 |
42,0 |
От 1,5 до 2,0 включ. |
Российский |
50,0±1,6 |
43,0 |
От 1,3 до 1,8 включ. |
Голландский |
50,0±1,6 (шаровидный) |
43,0 |
От 1,5 до 3,0 включ. |
45,0±1,6 (брусковый) |
44,0 |
||
Костромской |
45,0±1,6 |
44,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
Ярославский |
45,0±1,6 |
44,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
Эстонский |
45,0±1,6 |
44,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
Степной |
45,0±1,6 |
44,0 |
От 2,0 до 3,0 включ. |
Угличский |
45,0±1,6 |
45,0 |
От 1,5 до 2,5 включ. |
Латвийский |
45,0±1,6 |
48,0 |
От 2,0 до 2,5 включ. |
Таким образом, установленные Заказчиком в описании объекта закупки значения показателей по показателю «Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество» не соответствуют требованиям государственного стандарта, что является нарушением п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установленные в описании объекта закупки значения показателей по показателям «Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество», «Массовая доля хлористого натрия (поваренной соли)», «Масса» в графе «Требуемые показатели и характеристики» («Требования с установленными максимальными значениями показателей», «Требования с установленными минимальными значениями показателей») противоречат значениям, указанным в графе «Общие требования к качественным (потребительским) свойствам товара», что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе и не позволяет определить соответствие закупаемого товара, установленным Заказчиком требованиям.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ивановой <…> обоснованной в части установления противоречивых требований к товару, установления требований к товару, не соответствующих положениям государственного стандарта (показатель «Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество»).
2. Признать в действиях Заказчика – ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница № 6» министерства здравоохранения Краснодарского края нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику – ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница № 6» министерства здравоохранения Краснодарского края (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 257
по делу № ЭА-814/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
15 мая 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>
на основании своего решения от 15.05.2018 г. по делу № ЭА-814/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Ивановой <…> на действия ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница № 6» министерства здравоохранения Краснодарского края при проведении электронного аукциона: «Сыр» (извещение № 0318200028418000202) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:
- Заказчику – ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница № 6» министерства здравоохранения Краснодарского края (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-814/2018 от 15.05.2018 г.
- Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 06.06.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.