Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 856/2017 о нарушении законодательст... от 25 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 856/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

22 мая 2017 года                                                                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу Толочко <...> (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт покрытий спортсооружений д/л "Комсомольский" ВДЦ "Орлёнок» (извещение № 0318100047917000050) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе Толочко <...> указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены показатели товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний; 2) в извещении об осуществлении закупки и в аукционной документации указана противоречивая информация о сроке выполнения работ; 3) поз. 1 «Бетон тяжелый» Таблицы 2 Части II аукционной документации «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» установлен несуществующий ГОСТ; 4) в извещении о проведении электронного аукциона не установлены требования к участникам закупки о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе с разрешением осуществления вида работ.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт покрытий спортсооружений д/л "Комсомольский" ВДЦ "Орлёнок» (извещение № 0318100047917000050).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 966 975,00 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

         В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

         Заказчиком в Таблице 2 Раздела II аукционной документации «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» установлено следующее:

4

Покрытие для закрытых спортивных площадок

Покрытие

Полностью монолитное, бесшовное, водонепроницаемое, полиуретановое, с матовой, гладкой  поверхностью, с финишным, цветным полиуретановым износостойким слоем

Общая толщина, мм

7

Водопоглощение по массе, %

не более 0,1

Содержание двухкомпонентной полиуретановой  литьевой композиции нижнего водонепроницаемого слоя покрытия, %

не менее 60

Содержание резинового гранулята нижнего водонепроницаемого слоя покрытия, %

не более 40

Требования по безопасности покрытия

наличие сертификата пожарной безопасности со следующими уровнями поражающих факторов: группа горючести- Г2, группа воспламеняемости-В2, группа токсичности продуктов горения-Т2, группа распространения пламени-РП1

5

Покрытие для открытых спортивных площадок

Покрытие

Атмосферостойкое, наливное, водонепроницаемое,  3-х слойное, полиуретановое покрытие, с шероховатой поверхностью

Общая  толщина, мм

8

1.Нижний рабочий слой, толщиной, мм

5

2.Верхний защитно-декоративный слой, толщиной, мм

2,5

3.Цветной резиновый   гранулят для синтетических покрытий, фракцией, мм:

0,5-2,0

Плотность резинового гранулята, кг/дм3

Не менее 1,55 не более1,63

Прочность резинового гранулята  при растяжении (ГОСТ 263-75), Мпа

более 6

4.Водопоглощение по массе (ГОСТ 4650-80), %

не более 0,1

Требования по безопасности покрытия

наличие сертификата пожарной безопасности со следующими уровнями поражающих факторов: группа горючести- Г2, группа воспламеняемости-В2, группа токсичности продуктов горения-Т2, группа распространения пламени-РП1

6

Камни бортовые БР 100.30.18 (ГОСТ 6665-91)

Водопоглощение по массе, % 

не более 6

 

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.

Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.

Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Также заявитель указывает, что в извещении об осуществлении закупки и в аукционной документации указана противоречивая информация о сроке выполнения работ.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Пунктом 1) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0318100047917000050 в разделе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» указано «Один раз в год».

При этом, в п. 23 Части 1.2 «Информационная карта» аукционной документации Заказчиком определено: Срок поставки товара, завершения работ/график оказания услуг: «Исполнение контракта предусмотрено в один этап - не более 30 дней со дня подписания контракта».

Аналогичный срок выполнения работ установлен Заказчиком в п. 3.1 Части III аукционной документации «Проект контракта».

Из пояснений представителя Заказчика следует, что при формировании извещения в строке «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» возможность внесения данных отсутствует, строка заполняется автоматически из данных плана-графика, в котором при заполнении предоставляется выбор: «Один раз в год», «Один раз в неделю», «Один раз в квартал» и т.д. либо «Другая периодичность» для заполнения сроков отличных от предложенных. При формировании плана-графика введен срок: «Другая периодичность» (что подтверждается скриншотом). 

Однако, данные сведения не отображаются в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном в Единой информационной системе.

Таким образом, Заказчиком нарушены нормы ч. 3 ст. 7, п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе.

Также заявитель указывает, что Заказчиком при формировании аукционной документации указан несуществующий ГОСТ.

В поз. 1 «Бетон тяжелый» Таблицы 2 Раздела II аукционной документации «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» указано следующее:  «Класс прочности на сжатие (ГОСТ 26663-2015)».

Комиссией установлено, что указанный Заказчиком стандарт не существует.

Таким образом, Заказчиком нарушены нормы ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 В соответствии с п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

 Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пп. ж) п. 27 Части 1.2 «Информационная карта» аукционной документации установлены единые требования к участникам закупки. Участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом настоящего аукциона - наличие действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе с разрешением осуществления вида работ 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство (основание - ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ.) При этом Участник закупки имеет право выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в случае соответствия его требованиям ч.1.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ.

При этом в извещении о проведении электронного аукциона № 0318100047917000050 указанные требования (исчерпывающий перечень документов) отсутствуют, что свидетельствует о нарушении п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

         На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Толочко <...> обоснованной.

         2. Признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» нарушение ч. 3 ст. 7,  п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 2) ст. 42, п. 6) ч. 5 ст. 63, п. 1) п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что заявки на участие в электронном аукционе № 031810047917000050 не поступили, и аукцион признан не состоявшимся, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны