Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЭА –995/2016 о нарушении законодательств... от 25 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА –995/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

19 июля 2016 года                                                                                      г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «КапРемонт-Юг» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по проведению капитального ремонта административных зданий ГУ МВД России по Краснодарскому краю, расположенных по адресу г. Краснодар, ул. Красноармейская, д.26, Литер В,в,Г3» (извещение № 0118100009116000025) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Документация электронного аукциона содержит требования, установленные в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе. Кроме того, инструкция по заполнению заявки не содержит указания по применению знаков и слов (например, «,», «-», «/», «и более»); установлены требования к материалам, не позволяющие участникам определить конкретные требования заказчика; аукционная документация не содержит перечень нормативных документов (ГОСТ, ТУ), которым должны соответствовать требуемые материалы. Заявитель указывает, что в соответствии с приложением №2 к Техническому заданию Заказчику требуется шкурка шлифовальная двухслойная с зернистостью 40-25, которая не производится и не реализуется на территории РФ. Заказчиком не установлен срок действия контракта, следовательно, участник не может определить срок действия банковской гарантии. Разъяснение от 07.07.2016 РД № 1 не содержало ответа на поставленные вопросы и прикрепленных файлов. Кроме того, заявитель просит провести проверку наличия у ответственного должностного лица внутренней переписки (служебные записки, рапорта и прочее) с должностным лицом, утвердившим документацию по вопросам опубликования разъяснений на запросы положений аукционной документации.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по проведению капитального ремонта административных зданий ГУ МВД России по Краснодарскому краю, расположенных по адресу г. Краснодар, ул. Красноармейская, д.26, Литер В,в,Г3» (извещение № 0118100009116000025).

Начальная (максимальная) цена контракта – 899 978,92 рублей.

Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

 при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В п.28 Информационной карты аукционной документации предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:

При заключении контракта на выполнение работ, для которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы:

а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы , указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), места происхождения товара или наименование производителя товара;

б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии),промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Таким образом, требование к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в соответствии с недействующей с 30.12.2014 г. редакцией Закона о контрактной системе.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В приложении № 2 к Техническому заданию «Перечень используемых материалов при ремонте кровли» Заказчик установил следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:

- п. 13. Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм.

 Согласно ГОСТ 30136-95 проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,4 мм не существует, тем самым Заказчик установил противоречивые требования к данномутовару.

- пункт 139 «Строительный мусор и масса возвратных материалов». Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе участник должен указать товарный знак (при наличии) и страну происхождения (или согласно аукционной документации: наименование места происхождения товара или наименование производителя товара).

Заказчику поступил запрос о разъяснении данных положений. В ответе на запрос Заказчик указывает: «Строительный мусор» указан в ознакомительных целях и «параметров эквивалентности» не требуется.

В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.

При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит указания по применению знаков и слов (например, «,», «-», «/», «или», «и более»).

- п. 84 Доски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, III сорта.

В соответствии с  ГОСТ 24454-80 Номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.

Номинальные размеры толщины и ширины, мм

                   

Толщина

Ширина

16

75

100

125

150

-

-

-

-

-

19

75

100

125

150

175

-

-

-

-

22

75

100

125

150

175

200

225

-

-

25

75

100

125

150

175

200

225

250

275

32

75

100

125

150

175

200

225

250

275

40

75

100

125

150

175

200

225

250

275

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

 

Заказчиком установлены требования к материалам, не позволяющие участникам определить конкретные требования заказчика (например, Бруски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм), и, с учетом положения инструкции по заполнению заявки, не позволяют участникам подготовить заявку.

Аналогичные требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ содержатся также по ряду других позиций (например, по п.82,83 и т.д.).

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Заказчику поступили запросы на разъяснение положений аукционной документации.

Вопрос: «Каким образом на этапе подаче заявки можно предоставить «конкретные» сведения по позициям п. 100-105 приложения №2 «площадью до ….. м2» не зная точных размеров устанавливаемых окон? Заказчик в разъяснении отвечает: в столбце «Количество» приложения № 2 к техническому заданию, указано точное количество необходимого материала.

Однако, в столбце «Количество» (например, по п. 103 «Блок оконный трехстворчатый из поливинилхлоридных профилей трехкамерных с двумя поворотными створками, однокамерным стеклопакетом (24 мм), площадью до 2,5 м2»), указано количество – 8,28 м2. Аналогично: п. 100, 101.

На вопрос: «Каким образом участник может указать конкретное значение в п. 95 «средняя масса сборочной единицы от 0,1 до 0,5 т», не зная, что это за конструктивный элемент и егоразмеры?». Ответ Заказчика: «Смотрите столбец «Количество» приложения № 2 к техническому заданию.

В столбце «количество» - 0,0003 т, при этом, данный показатель не находится в диапазоне от 0,1 до 0,5 тонн.

Данные положения документации не позволяют участникам определить конкретные требования заказчика.

Кроме того, заказчику поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации от 06.07.2016. Ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации (разъяснение от 07.07.2016 РД №1) не размещен.

Таким образом, данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, заявитель просит провести проверку наличия у ответственного должностного лица внутренней переписки (служебные записки, рапорта и прочее) с должностным лицом, утвердившим документацию по вопросам опубликования разъяснений на запросы положений аукционной документации.

В соответствии с Законом о контрактной системе и административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года №727/14 Краснодарское УФАС России не наделено следственными функциями.

Заявитель указывает, что документация электронного аукциона не содержит перечень нормативных документов (ГОСТ, ТУ), которым должны соответствовать требуемые материалы.

Законом о контрактной системе не закреплена обязанность заказчика предоставлять в составе аукционной документации перечень нормативных документов (ГОСТ, ТУ), которым должны соответствовать требуемые материалы.

В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Проектом контракта «Сроки выполнения работ» установлены сроки выполнения работ:

«1.2. Срок выполнения работ – 60 календарных дней с момента заключения контракта.

Пунктом 13.3 проекта контракта установлено следующее: «Настоящий Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком Контракта, в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт действует с момента заключения и до полного выполнения Сторонами принятых на себя обязательств, но не позднее 30.12.2016 г, а в части взаиморасчетов до полного исполнения принятых на себя обязательств. Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение».

Разделом 7 проекта контракта регулируется порядок сдачи и приемки работ по контракту.

Закон о контрактной системе не регламентирует порядок установления срока действия контракта. Таким образом, контракт содержит все необходимые сроки для расчета срока банковской гарантии с учетом выполнения работ, приемки результатов работ, оплаты по контракту и положений ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что в соответствии с приложением №2 к Техническому заданию Заказчику требуется шкурка шлифовальная двухслойная с зернистостью 40-25, которая не производится и не реализуется на территории РФ.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии в свободной продаже данного товара, заявителем на заседание Комиссии не представлено.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «КапРемонт-Юг» обоснованной в части установления требований к материалам, не позволяющих участникам определить конкретные требования заказчика; наличия требований, установленных в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе; неразмещения ответа на запрос о разъяснении положений аукционной документации.

2. Признать в действиях заказчика - ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю нарушение ч.3. ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.4 ст.65  Закона о контрактной системе.

3. Заказчику - ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №328

по делу №ЭА-995/2016 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

19 июля 2016 года                                                                                            г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), на основании своего решения от 19.07.2016г. по делу №ЭА-995/2016, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «КапРемонт-Юг» на действия заказчика – ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по проведению капитального ремонта административных зданий ГУ МВД России по Краснодарскому краю, расположенных по адресу г. Краснодар, ул. Красноармейская, д.26, Литер В,в,Г3» (извещение № 0118100009116000025) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Закона о контрактной системе предписывает:

1. Заказчику - ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3. ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.4 ст.65  Закона о контрактной системе, а именно:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;

- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 19.07.2016 по делу № ЭА-995/2016; разместить на официальном сайте;

2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.

3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона № 0118100009116000025. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.

4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.

5. Заказчику в письменном виде в срок до 22.08.2016 сообщить об исполнении предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          

Связанные организации

Связанные организации не указаны