Решение (комиссия) б/н РЕШЕНИЕ по делу № 023/01/15-4013/2023 о нарушении антимонопо... от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 023/01/15-4013/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

06 февраля 2024 года г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 023/01/15-4013/2023 в составе: 

с участием руководителя общества с ограниченной ответственностью «Ч» в отсутствии представителя администрации муниципального образования Б, извещеннойо времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 023/01/15-4013/2023,

возбужденное по признакам нарушения администрацией Белореченского городского поселения Б части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) от 10.08.2023 № 150/23 по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью «Ч» (далее — ООО «Ч», заявитель) в отношении администрации Б (далее — администрация, ответчик) возбуждено дело о нарушение антимонопольного законодательства № 023/01/15-4013/2023.

В частности, в качестве имеющих признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» предварительно квалифицированны действия (бездействия) администрации Белореченского городского поселения Белореченского района, выразившиеся в необоснованном отказе ООО «Чайка» в продлении срока действия и переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №124 «Белореченск (ЦРБ) —п. Новый» (серия АД №000035), свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №128 «Центральный рынок — п. Новый» (серия АД №000037), свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 129 «Белореченск (ЦРБ) — п. Заречный» (серия АД №000038).

12.05.2023 исх. №ГС/13469/23 администрации Бвыдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленные сроки предупреждение не исполнено.

На заседании комиссии Краснодарского УФАС России, ООО «Ч» озвучила свою позицию о том, что ООО «Чайка» на основании договора и свидетельств осуществляло перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам №124 «Белореченск (ЦРБ) — п. Новый», №128 «Центральный рынок — п. Новый», № 129 «Белореченск (ЦРБ) — п. Заречный». В связи с окончанием срока действия договора ООО «Ч» обратилось в администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района с заявлением о продлении срока действия договора. Однако администрация Белореченского городского поселения Белореченского района отказала ООО «Ч» в продлении срока действия договора и для осуществления пассажирских перевозок привлекло ООО «Т».

Согласно заявлению ООО «Ч» (вх. № 5816-ЭП/23 от 21.02.2023) у администрации отсутствовали правовые основания для заключения договора на пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам № 124, 128, 129 с ООО «Т», действия администрации ущемляют права и законные интересы ООО «Ч» в предпринимательской деятельности.

Представитель администрации с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласился. Согласно позиции ответчика, основанием для отказа в продлении договора с ООО «Ч» послужили многочисленные жалобы населения на качество оказываемых услуг. Кроме того, в августе 2022 года принято решение об изменении вида регулярных перевозок в части изменения используемого тарифа (с регулируемого на нерегулируемый), что стало основанием для объявления открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, в том числе по маршрутам №№124, 128, 129. Письменные пояснения администрации Белореченского городского поселения Белореченского района(вх. №6750-ЭП/23 от 02.03.2023) приобщены к материалам дела.

Определениями от 10.08.2023 №23623/23, от 15.09.2023 №27114/23, от 17.10.2023 №30365/23, от 17.11.2023 №33365/23, от 12.12.2023 №35923/23, рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

22.12.2023 администрации Белореченского городского поселения Белореченского района и ООО «Ч» направлено заключение об обстоятельствах дела, принятое комиссией Краснодарского УФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции (исх. № 37470/23 от 22.12.2023).

После вынесения заключения об обстоятельствах дела новых документов, а также пояснений от администрации и ООО «Ч» в материалы дела не поступало.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к следующему.

Установлено, что в 2022 году в границах муниципального образования Белореченский район пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществлялись по 26 регулярным маршрутам по регулируемым тарифам двумя перевозчиками: ООО «Ч» и ООО «Т».

ООО «Ч» оказывало услуги по маршрутам № 124 «Белореченск (ЦРБ) — х. Ивановский», № 128 «Белореченск (ЦРБ) — п. Новый», № 129 «Белореченск (ЦРБ) — п. Заречный». Между администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района и ООО «Ч» действовал договор 10.02.2016; срок действия указанного договора: с 11.02.2016 по 11.02.2023.

10.02.2023 заявителю выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 124 «Белореченск (ЦРБ) — п. Новый» (серия АД № 000035), по маршруту регулярных перевозок № 128 «Центральный рынок — п. Новый» (серия АД № 000037), по маршруту регулярных перевозок № 129 «Центральный рынок — п. Заречный» (серия АД № 000038) в период с 11.02.2016 по 11.02.2023.

08.02.2023 и 09.02.2023 заявителем в адрес администрации направлены письма № 35, 36 о продлении срока действия и переоформления свидетельств №000035, № 000037, № 000038.

Письмами от 02.03.2023 № 450/01-24, 452/01-24 администрация Белореченского городского поселения Белореченского района отказала заявителю в продлении срока действия и переоформлении свидетельств. В качестве оснований для отказа приведены поступающие жалобы граждан на качество оказания услуг перевозчиком, а также нарушения заявителем расписания и графика движения транспорта по вышеуказанным маршрутам регулярных перевозок.

Вместе с тем 09.02.2023 на официальном сайте администрации Белореченского городского поселения Белореченского района, а также в газете «Огни Кавказа» № 6 (14768) опубликована информация о подборе юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества, готовых приступить и обеспечить регулярные пассажирские перевозки на пригородных маршрутах № 124 «г. Белореченск (ЦРБ) — х. Ивановский», № 128 «г. Белореченск (ЦРБ) — П. Новый», № 129 «г. Белореченск (ЦРБ) — п. Заречный» без проведения открытого конкурса (временно, на срок не превышающий 180 дней).

На основании распоряжения от 10.02.2023г. № 19-р «О выдаче временных свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов по пригородным маршрутам № 124 «г. Белореченск (ЦРБ) — х. Ивановский», № 128 «г. Белореченск (ЦРБ) — П. Новый», № 129 «г. Белореченск (ЦРБ) — п. Заречный» без проведения открытого конкурса на срок, не превышающий сто восемьдесят дней», управлением промышленности, транспорта, строительства и ЖКХ администрацией Ба выданы временные свидетельства и карты маршрутов ООО «Т» на период с 12.02.2023г. по 30.05.2023г.

Между тем организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) и Законом Краснодарского края от 21.12.2018г. № 3931-КЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае».

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;

2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи;

3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

4) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по измененному маршруту, в отношении которого в сроки, которые предусмотрены частью 3.1 статьи 12 или частью 8 статьи 13 настоящего Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества не обратились в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о продлении действия ранее выданных им свидетельств и карт данного маршрута на следующий срок в соответствии с принятым решением об изменении данного маршрута.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:

1) после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается;

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

На основании части 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия указанных свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства и карт данного маршрута на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с пунктами 1-3, 7 части 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство;

2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства;

3) обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства;

7) принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.

Таким образом, с учетом положений части 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ администрации Белореченского городского поселения Белореченского района надлежало продлить сроки действия свидетельств ООО «Ч».

Согласно доводу ответчика, одним из оснований для отказа ООО «Ч» в продлении срока действия свидетельств явились многочисленные жалобы граждан на качество оказания услуг перевозчиком, а также нарушения заявителем расписания и графика движения транспорта по вышеуказанным маршрутам регулярных перевозок.

В подтверждение изложенных обстоятельств ответчиком в материалы дела представлены: акт комиссионного рассмотрения обращения граждан от 10.02.2023, коллективное обращение от 07.02.2023, поступившее из Б (№ 59ж-20030017/он160-23 от 20.01.2023).

Между тем жалобы граждан согласно пункту 2 статье 19 Федерального закона 220-ФЗ не являются основанием для отказа в продлении срока действия свидетельств. При этом, в случае нарушения перевозчиком условий договора, в том числе несоблюдение расписания и графиков движения, орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, на основании подпункта 4.1 пункта 5 статьи 29 Закона №220-ФЗ, вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.

Установлено, что администрации Б в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок, выданного ООО «Ч», не обращалась.

Согласно доводу администрации оснований для продления срока свидетельств, выданных ООО «Ч», не имелось также в том числе в связи с принятием решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам в отношении данных маршрутов и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Между тем согласно части 1 статьи 18 Федерального закона № 220-ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок

При этом действующее законодательство предусматривает право перевозчика, осуществляющего деятельность по маршрутам, виды перевозок на которых подлежат изменению, принять участие в открытом конкурсе, и, в случае победы, продолжить деятельность на данных маршрутах. Вместе с этим на орган местного самоуправления возлагается обязанность заблаговременно (за сто восемьдесят дней до дня вступления в силу решения) уведомить такого перевозчика о принятом решении.

Установлено, что постановлением администрации Б от 17.08.2022 №1247 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным пригородным маршрутам на территории муниципального образования Б на 2022 – 2026 годы, далее - Документ планирования). Приложением 1 к Документу планирования предусмотрено, что 11 февраля 2023 года изменится вид регулярных перевозок по маршрутам №№ 124, 128, 129 с перевозок по регулируемым тарифам на нерегулируемые тарифы. Согласно Приложению 2 к Документу планирования в IV квартале 2022 года предусмотрено проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; предусмотрено, что с начала 2023 года перевозки будут осуществляться по нерегулируемым тарифам.

Таким образом, согласно Документу планирования открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам № 124, № 128, № 129 надлежало провести в IV квартале 2022 года.

Установлено, что в нарушение части 2 статьи 18 Федерального закона № 220-ФЗ администрации Б не уведомила ООО «Ч» о принятом решении об изменении вида перевозок и проведении конкурса.

При этом в нарушение установленных Документом о планировании сроков открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам объявлен лишь в апреле 2023 года, итоги подведены 17.05.2023.

В результате допущенного ответчиком нарушения срока проведения открытого конкурса, до даты окончания свидетельства, выданного ООО «Ч» от 11.02.2016 в конкурентном порядке, установленном Федерального законом № 220-ФЗ, перевозчик для оказания услуг на маршрутах № 124, 128, 129 не выбран.

При этом в отсутствие конкурса свидетельство на право осуществления пассажирских перевозок может быть выдано лишь по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 19 Закона 220-ФЗ.

При таких обстоятельствах, у администрации Белореченского городского поселения Белореченского района не возникло правовых оснований для отказа ООО «Чайка» в продлении срока выданного свидетельства и заключении договора с иным, конкурирующим, хозяйствующим субъектом. Доводы ответчика подлежат отклонению.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2), а также создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04 марта 2021г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары

С учетом установленных обстоятельств, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к итоговому выводу, что действия администрации Б в части отказа в продлении срока действия свидетельств ООО «Чайка» по муниципальным маршрутам №124 «Белореченск (ЦРБ) — п. Новый», №128 «Центральный рынок — п. Новый», № 129 «Белореченск (ЦРБ) — п. Заречный» и привлечении к осуществлению пассажирских перевозок по данным маршрутам ООО «Т» в непредусмотренном действующим законодательством порядке (по временному договору), нарушают пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что конкурс по определению юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества, готовых приступить и обеспечить регулярные пассажирские перевозки на пригородных маршрутах № 124 «г. Белореченск (ЦРБ) — х. Ивановский», № 128 «г. Белореченск (ЦРБ) — П. Новый», № 129 «г. Белореченск (ЦРБ) — п. Заречный» проведен (Распоряжение администрации Белореченского городского поселения Белореченского района № 49-Р от 06.04.2023. итоги конкурса подведены) комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Краснодарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия администрации Б (ИНН, юридический адрес:), выразившиеся в отказе ООО «Ч» в продлении срока действия и в переоформлении свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок №124 «Белореченск (ЦРБ) —п. Новый» (серия АД №000035), №128 «Центральный рынок — п. Новый» (серия АД №000037), № 129 «Белореченск (ЦРБ) — п. Заречный» (серия АД №000038) и привлечении к осуществлению пассажирских перевозок по данным маршрутам ООО «Т» в непредусмотренном действующим законодательством порядке, нарушающими пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны