Решение б/н . от 12 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «САХ по уборке города»

ул. Цветной Бульвар, д. 24,

г. Сочи, 354065

 

МУП г. Сочи «ГОРИВЦ»

ул. Чайковского, д. 2,

г. Сочи, 354065


<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                               

              г. Краснодар

Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено 12 марта 2019 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела                  № 59/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Оберемок В.В. - заместитель руководителя, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.

Члены комиссии:

Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Маркелова О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

в присутствии представителя АО «САХ по уборке города» 09.01.2019 № <…>, в отсутствие иных, надлежащим образом уведомленных лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело № 59/2018 по признакам нарушения АО «САХ по уборке города» (место нахождения: 354065, г. Сочи, ул. Цветной Бульвар, д. 24; ИНН 2320189736; ОГРН 1112366001593) и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» (место нахождения: 354065, г. Сочи, ул. Чайковского, д. 2; ИНН 2320101019; ОГРН 1022302917361) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 59/2018 послужило заявление <…> (эл./п. вх. № 12133 от 27.11.2017) о нарушении АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения заявления <…>, документов и сведений, представленных АО «САХ по уборке города», МУП г. Сочи «ГОРИВЦ», Краснодарским УФАС России в действиях АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» установлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Приказом Краснодарского УФАС России от 22.02.2018 № 53 возбуждено дело № 59/2018 и определением от 26.02.2018 исх. № 4235/5 рассмотрение дела назначено на 17.04.2018. Указанным определением к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены: АО «САХ по уборке города», МУП г. Сочи «ГОРИВЦ», в качестве заявителя: <…>.

Определением Краснодарского УФАС России от 17.04.2018 исх. № 9586/5 рассмотрение дела № 59/2018 отложено на 23.05.2018.

Определением Краснодарского УФАС России от 23.05.2018 исх. № 13125/5 срок рассмотрения дела № 59/2018 продлен до 26.11.2018.

Определением Краснодарского УФАС России от 23.05.2018 исх. № 13126/5 рассмотрение дела № 59/2018 отложено на 21.06.2018.

Определением Краснодарского УФАС России от 21.06.2018 исх. № 15990/5 рассмотрение дела № 59/2018 отложено на 26.07.2018.

Определением Краснодарского УФАС России от 26.07.2018 исх. № 19273/5 рассмотрение дела № 59/2018 отложено на 12.09.2018.

Определением Краснодарского УФАС России от 12.09.2018 исх. № 24202/5 рассмотрение дела № 59/2018 отложено на 09.10.2018.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 59/2018, в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определением Краснодарского УФАС России от 09.10.2018 исх. № 26474/5 рассмотрение дела № 59/2018 отложено на 14.11.2018.

Определением Краснодарского УФАС России от 14.11.2018 исх. № 30220/5 рассмотрение дела № 59/2018 приостановлено до вступления в законную силу решения мирового судьи судебного участка № 92 Адлерского района г. Сочи <…> по гражданскому делу по иску АО «САХ по уборке города» к <…> о взыскании задолженности.

Определением Краснодарского УФАС России от 15.02.2019 исх. № 3337/5 рассмотрение дела № 59/2018 возобновлено, рассмотрение дела назначено на 26.02.2019.

В Краснодарское УФАС России поступили ходатайства МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» (эл./п. вх. № 17201 от 25.02.2019) и АО «САХ по уборке города» (вх. № 1905 от 26.02.2019) об отложении рассмотрения дела № 59/2018. В удовлетворении заявленных МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» и АО «САХ по уборке города» ходатайств Комиссией отказано.

Комиссия рассмотрела материалы дела № 59/2018 и установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, у исполнителя данной услуги отсутствует возможность обязать потребителя принудительно, в том числе и в судебном порядке, заключить договор на оказание услуг по вывозу ТБО.

В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг, каковым является договор на вывоз ТБО, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, услуга по вывозу твердых бытовых отходов должна оказываться на основании письменного договора, заключенного между организацией и потребителем данной услуги.

Согласно заявлению, АО «САХ по уборке города» разместило в печатном издании (газета «Новости Сочи») проект договора на предоставление услуг по вывозу ТБО (в настоящее время на сайте АО «САХ по уборке города» также размещен публичный договор от 18.01.2018).

27.12.2013 АО «САХ по уборке города» заключило с МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» договор оказания услуг по организации расчетов с потребителями за услуги по вывозу и утилизации ТБО № 433-юр/13 (далее - Договор).

Согласно Договору МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» за вознаграждение от своего имени, но за счет АО «САХ по уборке города» ежемесячно изготавливает единую квитанцию для всех потребителей услуг АО «САХ по уборке города». При этом АО «САХ по уборке города» направляет МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» в электронном виде в согласованном формате данные, необходимые для составления МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» единой квитанции.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В рассматриваемом случае антиконкурентное соглашение выражается в достижении АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» соглашения, согласно которому АО «САХ по уборке города» оказывает услуги по вывозу ТБО лицам, не имеющим с ним письменных договоров, а МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» выставляет указанным лицам счета за оказанные им АО «САХ по уборке города» услуги.

О наличии антиконкурентного соглашения свидетельствует факт передачи АО «САХ по уборке города» МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» перечня лиц, с которыми АО «САХ по уборке города» не имеет договора на услуги по вывозу ТБО, и факт выставления МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» лицам, поименованным в указанном перечне, счетов на оплату за оказанные им услуги по вывозу ТБО.

В статье 12 Закона о защите конкуренции определены признаки допустимости вертикального соглашения, а именно:

1. Допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.

2. Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения, не превышает двадцать процентов.

В части 1 статьи 1027 ГК РФ определено, что по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу- хау).

Изложенное свидетельствует о том, что антиконкурентное соглашение не содержит признаков договора коммерческой концессии, определенных в части 1 статьи 1027 ГК РФ.

В результате проведенного Краснодарским УФАС России анализа рынка оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории г-к Сочи установлено, что АО «САХ по уборке города» на указанном рынке занимает долю более 20 %.

Таким образом, соглашение, достигнутое между АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ», не содержит признаков допустимого вертикального соглашения.

В рассматриваемом случае под «общими условиями обращения товара на товарном рынке» следует понимать оказание специализированной организацией услуги по вывозу ТБО на основании заключенных с потребителями услуги в соответствии с главой 39 ГК РФ и Правил вывоза ТБО соответствующих договоров, содержащих все существенные условия оказания вышепоименованной услуги.

Оформлением МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» единой квитанции потребителю после оказания АО «САХ по уборке города» услуги заключения договора не достигается, следовательно полноценные договорные отношения, предполагающие свободу сторон договора, в частности, выбора потребителем контрагента, оценки услуги, которая ему предлагается, отсутствуют, что свидетельствует о нарушении поименованными хозяйствующими субъектами «общих условий обращения товара на товарном рынке».

Частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет в отношении соглашений, ограничивающих конкуренцию, между хозяйствующими субъектами, действующими на разных товарных рынках (не между конкурентами), которым взаимовыгоден итог такого соглашения.

Таким образом, вышеописанные действия свидетельствуют о нарушении АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, вышеуказанные действия АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» по заключению соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции нарушают часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

АО «САХ по уборке города» (вх. № 12454 от 14.11.2018), МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» (вх. № 12575 от 19.11.2018), <…> (эл./п. вх. № 11205 от 20.11.2018; эл./п. вх. № 11205 от 20.11.2018) представлены пояснения на заключение об обстоятельствах дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать АО «САХ по уборке города» (место нахождения: 354065, г. Сочи, ул. Цветной Бульвар, д. 24; ИНН 2320189736; ОГРН 1112366001593) и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» (место нахождения: 354065, г. Сочи, ул. Чайковского, д. 2; ИНН 2320101019; ОГРН 1022302917361) нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем заключении соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории г-к Сочи.
  2. Выдать АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» предписание в срок до 26.04.2019 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории г-к Сочи, а именно внести в договор оказания услуг по организации расчетов с потребителями за услуги по вывозу и утилизации ТБО № 433-юр/13 от 27.12.2013 (иные действующие договоры с аналогичным предметом), заключенный между АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ», изменения, предусматривающие направление АО «САХ по уборке города» в МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» необходимых данных для составления МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» единой квитанции только по тем потребителям услуг АО «САХ по уборке города», с которыми АО «САХ по уборке города» имеются заключенные договоры на предоставление услуг по вывозу ТБО (ТКО).
  3. Передать материалы дела № 59/2018 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.

Председатель комиссии:                                                                                   

В.В. Оберемок

Члены комиссии:

О.А. Мурадян

О.В. Маркелова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

АО «САХ по уборке города»

ул. Цветной Бульвар, д. 24,

г. Сочи, 354065

 

МУП г. Сочи «ГОРИВЦ»

ул. Чайковского, д. 2,

г. Сочи, 354065

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-59/2018

 

12марта 2019 г.           г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

ОберемокВ.В. - заместитель руководителя, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.

Члены комиссии:

Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Маркелова О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.03.2019 по делу № 59/2018 о нарушении АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» части 4 статьи 11Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ»в срок до26.04.2019 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории г-к Сочи, а именно внести в договор оказания услуг по организации расчетов с потребителями за услуги по вывозу и утилизации ТБО № 433-юр/13 от 27.12.2013 (иные действующие договоры с аналогичным предметом), заключенный между АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ», изменения, предусматривающие направление АО «САХ по уборке города» в МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» необходимых данных для составления МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» единой квитанции только по тем потребителям услуг АО «САХ по уборке города», с которыми АО «САХ по уборке города» имеются заключенные договоры на предоставление услуг по вывозу ТБО (ТКО).
  2. Об исполнении настоящего предписания АО «САХ по уборке города» и МУП г. Сочи «ГОРИВЦ» сообщить в Краснодарское УФАС Россиидо 30.04.2019.

Председатель комиссси :     В.В. Оберемок

Члены комиссии:        О.А Муродян,  О.В. Маркелова

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны