Решение б/н . от 25 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 399/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

25 марта 2019 года                                                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

в присутствии представителя департамента по регулированию контрактной системы КК (далее – уполномоченный орган) Малюк Е.Ю. (доверенность в материалах дела), в присутствии представителей ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (далее - Заказчик) Протопова И.А., Шмыгленко А.Н., Мазуренко Т.А., Тарасенко А.Н. (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителя ИП Игонина А.М., рассмотрев жалобу ИП Игонина А.М. (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы КК электронного аукциона: «Поставка программно-аппаратного комплекса «Электронная очередь» (извещение № 0318200063919000636) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заказчиком неправомерно установлено требование в аукционной документации о наличии лицензии Лицензия ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, включающая следующие виды работ и услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2012 г. N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»; Лицензия ФСБ России включающая следующие виды работ и услуг в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г.  № 313 (ред. от 18.05.2017).

Представителями уполномоченного органа, Заказчика представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен. Положения документации электронного аукциона не противоречат нормам действующего законодательства.

Из пояснений представителей уполномоченного органа, Заказчика следует, что закупка проводится согласно приказа министерства здравоохранений Краснодарского края и территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края от 24 августа 2017 г. № 3916/222-П «О тиражировании Федерального пилотного проекта «Бережливая поликлиника» в медицинских организациях Краснодарского края», приказа ГБУЗ «ККБ М2» от 06.04.2018 № 218 «О работе в рамках Федерального проекта «Бережливая поликлиника», а также методическим рекомендациям министерства здравоохранения РФ от 05.03.2019 № 15-4/11/2-1912 «Программа повышения эффективности работы женских консультаций на основе внедрения организационных «бережливых» технологий» и, согласно которым для повышения эффективности работы учреждения отведения потока пациентов от регистратуры рекомендуется приобрести и установить инфомат, приблизить его максимально к регистратуре и организовать работу сотрудника у инфомата. Цель: оказание помощи пациенту при личном обращении, запись его на прием, информирование пациентов о правилах работы кабинетов, забора анализов и другой полезной информации.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы КК проводился электронный аукцион: «Поставка программно-аппаратного комплекса «Электронная очередь» (извещение № 0318200063919000636). Заказчик - ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 725 639,14 руб.

В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация, об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки

На основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99) установлен перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Предметом закупки является программно-аппаратный комплекс «Электронная очередь» (далее — ПАК). Состав компонентов комплекса исчерпывающий, и приведен в описании объекта закупки. ПАК состоит из трех подсистем:

1.1. подсистема регистрации посетителей — инфомат, на котором производится запись на прием к врачу, при которой используются персональные данные пациенток, которые передаются через защищенный портал связи с региональным ресурсом и сервисом kuban.online.ru;

    1. подсистема оповещения посетителей;
    2. подсистема защиты операторских мест.

В Приложении к Разделу 2 «Описание объекта закупки» в п.7 установлены требования в отношении проведения испытаний, методов испытания в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации: «Поставщик должен ввести в промышленную эксплуатацию внедряемый ПАК ЭО, факт сдачи в промышленную эксплуатацию должен быть зафиксирован документами, которые должны подтвердить факт работоспособности комплекса, после внедрения программной и аппаратной части: программой и методикой испытаний (программа и методика испытаний разрабатывается Поставщиком совместно с сотрудниками ГБУЗ «ККБ № 2»), протоколом проведенных испытаний на месте, актом приёмки в эксплуатацию, актом приёма системы в постоянную (промышленную) эксплуатацию. Протокол проведенных испытаний должен включать рассмотрение следующих вопросов: проверка полноты и качества реализации функций при штатных, предельных и критических значений функционирования системы, проверка интерфейсов системы, проверка работы персонала с системой, проверка средств и методов восстановления системы после отказов».

В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В п.4.1.1 Раздела 10 «Проект контракта» установлено, что в срок, установленный пунктом 3.1 настоящего контракта срока поставить, установить и настроить Заказчику товар в объеме, предусмотренном настоящим контрактом. Подсистема межсетевого экранирования должна быть настроена в соответствии с параметрами защищённой сети ViPNet с номером 2288, действующей в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Краевая клиническая больница №2».

Таким образом, по результатам контракта Исполнителем должен быть введен в промышленную эксплуатацию ПАК, обеспечивающий эффективное управление потоками посетителей. Для этого Исполнитель осуществляет монтаж и настройку всех компонентов ПАК, а также их интеграцию в инфраструктуру Заказчика. Непосредственно данный ПАК закупается Заказчиком в качестве дополнительного, так как первичный ПАК уже установлен в Учреждении.

Использование ПАК предполагается в составе имеющейся у Заказчика медицинской информационной системы, в которой обрабатываются в том числе персональные данные пациентов, а также сведения, составляющие врачебную тайну (факт обращения за медицинской помощью) и сотрудников Заказчика. Рабочие места операторов электронной очереди должны быть оснащены считывателями штрих кодов, позволяющими путем сканирования медицинских полисов и идентификаторов личных карт пациентов, осуществлять идентификацию пациентов, путем отправки запросов в базу данных медицинских полисов и получения персональных данных пациента. В связи с обработкой в системе персональных данных, при эксплуатации ПАК должны выполнятся требования законодательства РФ по защите персональных данных, а именно:

- Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;

-           Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 01.11.2012 г. № 1119;

- Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. № 687;

- Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятых в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» от 21.03.2012 г. № 211;

- Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах», утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 г. № 17;

- Приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 г. № 21 «О6 утверждении состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

- Приказа ФСБ России «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности» от 10.07.2014 г. № 378;

- Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной приказом ФАПСИ РФ от 13.06.2001 г. № 152.

В целях соблюдения указанных требований, в составе ПАК должна быть реализована подсистема защиты операторских мест, что подразумевает поставку и пусконаладочные работы сертифицированных средств защиты информации (персональные межсетевые экраны с функцией Ура-клиента и средства защиты информации от несанкционированного доступа).

Из вышеизложенного следует, что подсистема защиты операторских мест является неотъемлемой составляющей ПАК. Эксплуатация ПАК в необходимом заказчиком режиме без подсистемы защиты операторских мест невозможна, поскольку противоречит требованиям законодательства РФ по защите персональных данных.

Из ч.1 ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ следует, что что деятельность, связанная установкой, монтажом, наладкой средств защиты информации, а связанная с передачей, монтажом, установкой шифровальных (криптографических) средств являются лицензируемыми, и могут осуществляться только лицами, обладающими соответствующими лицензиями, выданным уполномоченными органами власти. Выполнение данных работ без приведенных лицензий является нарушением закона, влекущим ответственность, и ставит по сомнение качество полученного по результатам работ результата.

Заказчиком в документации о проведении электронного аукциона затребованы лицензии по четко указанным видам работ, которые Исполнитель должен выполнить при вводе ПАК в эксплуатацию:

20

Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки

1) Требования в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки – наличие лицензий:

- Лицензия ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, включающая следующие виды работ и услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2012 г. N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (ред. от 15.06.2016):

 - услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации) либо установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации), если лицензия выдана Исполнителю в период действия Постановления Правительства РФ N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» в редакции от 03.02.2012.

 - Лицензия ФСБ России включающая следующие виды работ и услуг в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г.  № 313 (ред. от 18.05.2017):

 - монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

 - передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации либо передача шифровальных (криптографических) средств.

Таким образом, изложенные в документации о проведении аукциона требования о наличии у Исполнителя описанных лицензий ФСБ России и ФСТЭК России продиктованы требованиями закона и обусловлены необходимостью получения Заказчиком услуг надлежащего качества. При этом требование о наличии у Исполнителя лицензии на осуществление какой-либо деятельности, связанной со сведениями, составляющими государственную тайну, в документации о проведении электронного аукциона отсутствуют.

Требование к операционной системе Windows обусловлены имеющимися у заказчика автоматизированными рабочими местами, которые уже работают под управлением операционной системы Windows, соответственно средства защиты информации должны поддерживать указанную операционную систему.

Таким образом, требования Заказчика сформированы согласно потребности Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, запрета на привлечение субподрядных организаций документацией не установлено.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Игонина А.М. необоснованной.
  2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0318200063919000636).

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны