Решение №023/06/64-3082/2019 . от 13 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 1880/2019-КС
по делу № 023/06/64-3082/2019 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
13 декабря 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Полякова М.С. (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Городская больница №4 г. Сочи» МЗ КК (далее – Заказчик) при проведении ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» электронного аукциона: «Поставка изделий медицинского назначения (перчатки)» (извещение № 0818500000819002536) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. Заявитель считает, что требования Заказчика к закупаемому товару ограничивают количество участников закупки.
Представителем Уполномоченного органа представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы. Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласны с доводами жалобы и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом – ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» проводился электронный аукцион: «Поставка изделий медицинского назначения (перчатки)» (извещение № 0818500000819002536).
Заказчик - ГБУЗ «Городская больница №4 г. Сочи» МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта – 9 641 619,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчику требуются:
- по позиции 1-5, 11-13: Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные;
- по позиции 6-10: Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные;
- по позиции 14-17: Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные;
- по позиции 18-19: Перчатки медицинские хирургические.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017г. №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп. б) п. 2) Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с п. 4) вышеуказанных Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель считает, что Заказчиком в Техническом задании установлены характеристики, несоответствующие требованиям КТРУ.
Вместе с тем, во исполнение п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Техническом задании аукционной документации размещено обоснование необходимости использования других показателей, требований:
«В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств».
В п.п. 14-17 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:
14 |
Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные |
22.19.60.119 |
Назначение |
Для всех видов хирургических операций, в том числе с повышенным риском инфицирования в качестве внутренней перчатки (при операциях у ВИЧ-инфицированных, RW-положительных пациентов, а также у пациентов с гепатитами) |
Анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони. |
Соответствие |
|||
Контрастного по отношению к крови цвета |
Соответствие |
|||
Многослойные |
Соответствие |
|||
Количество слоев |
не менее 3 |
|||
Материал наружнего слоя |
латекс натурального каучука |
|||
Материал среднего слоя |
комплекс латекса натурального каучука и нитрильного латекса |
|||
Материал внутреннего слоя |
нитрильный латекс |
|||
Манжета текстурно-рельефная с улучшенной фиксацией за счет чередования продольных уплотненных и утонченных участков манжеты |
наличие |
|||
Внутреннее покрытие обработано смягчающим составом |
Соответствие |
|||
Антисептический компонент |
Цетилпиридиния хлорид или полигексанид |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм |
не менее 0,23 |
|||
Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм |
не менее 0,18 |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм |
не менее 0,18 |
|||
Толщина венчика, мм |
не более 2,5 |
|||
Длина,мм |
не менее 300 |
|||
Размер |
7,0 |
|||
15 |
Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные |
22.19.60.119 |
Назначение |
Для всех видов хирургических операций, в том числе с повышенным риском инфицирования в качестве внутренней перчатки (при операциях у ВИЧ-инфицированных, RW-положительных пациентов, а также у пациентов с гепатитами) |
Анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони. |
Соответствие |
|||
Контрастного по отношению к крови цвета |
Соответствие |
|||
Многослойные |
Соответствие |
|||
Количество слоев |
не менее 3 |
|||
Материал наружнего слоя |
латекс натурального каучука |
|||
Материал среднего слоя |
комплекс латекса натурального каучука и нитрильного латекса |
|||
Материал внутреннего слоя |
нитрильный латекс |
|||
Манжета текстурно-рельефная с улучшенной фиксацией за счет чередования продольных уплотненных и утонченных участков манжеты |
наличие |
|||
Внутреннее покрытие обработано смягчающим составом |
Соответствие |
|||
Антисептический компонент |
Цетилпиридиния хлорид или полигексанид |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм |
не менее 0,23 |
|||
Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм |
не менее 0,18 |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм |
не менее 0,18 |
|||
Толщина венчика, мм |
не более 2,5 |
|||
Длина,мм |
не менее 300 |
|||
Размер |
8,0 |
|||
16 |
Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные |
22.19.60.119 |
Назначение |
Для проведения операций, требующих повышенной тактильной чувствительности (онкология, сосудистая хирургия, урология, гинекология). |
Анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони. |
Соответствие |
|||
Многослойные |
Соответствие |
|||
Количество слоев |
не менее 3 |
|||
Материал наружнего слоя |
латекс натурального каучука |
|||
Материал среднего слоя |
комплекс латекса натурального каучука и нитрильного латекса |
|||
Материал внутреннего слоя |
нитрильный латекс |
|||
Наружная поверхность перчаток гладкая с противоскользящим покрытием |
наличие |
|||
Манжета текстурно-рельефная с улучшенной фиксацией за счет чередования продольных уплотненных и утонченных участков манжеты |
наличие |
|||
Внутренняя поверхность представлять собой нитриловое покрытие |
Соответствие |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм |
не более 0,19 |
|||
Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм |
не более 0,15 |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм |
не более 0,15 |
|||
Толщина венчика, мм |
не более 2,5 |
|||
Длина,мм |
не менее 300 |
|||
Размер |
7,0 |
|||
17 |
Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные |
22.19.60.119 |
Назначение |
Для проведения операций, требующих повышенной тактильной чувствительности |
Анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони. |
Соответствие |
|||
Многослойные |
Соответствие |
|||
Количество слоев |
не менее 3 |
|||
Материал наружнего слоя |
латекс натурального каучука |
|||
Материал среднего слоя |
комплекс латекса натурального каучука и нитрильного латекса |
|||
Материал внутреннего слоя |
нитрильный латекс |
|||
Наружная поверхность перчаток гладкая с противоскользящим покрытием |
наличие |
|||
Манжета текстурно-рельефная с улучшенной фиксацией за счет чередования продольных уплотненных и утонченных участков манжеты |
наличие |
|||
Внутренняя поверхность представлять собой нитриловое покрытие |
Соответствие |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм |
не более 0,19 |
|||
Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм |
не более 0,15 |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм |
не более 0,15 |
|||
Толщина венчика, мм |
не более 2,5 |
|||
Длина,мм |
не менее 300 |
|||
Размер |
8,0 |
Заявитель считает, что вышеуказанные характеристики перчаток ограничивают количество участников закупки.
Представителями Заказчика на рассмотрении Комиссии пояснено, что гладкие перчатки с противоскользящим покрытием хорошо зарекомендовали себя в ходе апробации специалистами Заказчика.
В целях определения начальной цены контракта Заказчиком проведен мониторинг цен на товар методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), анализировались коммерческие предложения, полученные в ходе запроса ценовых предложений от трёх компаний, что исключает возможность ограничения количества участников размещения заказа.
Требование Заказчика к слоям перчаток установлено в связи с тем, что данный тип смотровой перчатки необходим для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур, лабораторных работ и осмотров для предотвращения риска инфицирования, для работы с заведомо инфицированными пациентами и пациентами из группы риска, данные характеристики позволяют в полной мере предотвратить риск инфицирования медицинского работника за счет своих прочностных характеристик. Данную перчатку целесообразно использовать при работе с пациентами при повышенном риске инфицирования или с необследованными пациентами, а также в лабораториях.
Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету и количеству слоев медицинских перчаток.
Согласно п. 3.2 ГОСТ Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые» в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:
а) 1 - из латекса натурального каучука;
б) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен- стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен- стирола или раствора термоэластопласта.
В техническом задании требуются перчатки из смеси латекса и нитрила, что не противоречит требованиям ГОСТ.
Представителями Заказчика также пояснено, что латекс, являясь самым эластичным материалом, обеспечивает лучшую тактильную чувствительность и комфорт при работе, необходимые при проведении хирургических операций. Однако, являясь натуральным материалом растительного происхождения, латекс содержит протеины, вызывающие аллергические реакции. Использование полностью латексных перчаток медицинскими работниками с диагностированной и скрытой аллергией на протеины латекса становится невозможным. Синтетический материал нитрил не вызывает аллергических реакций, обладает повышенной устойчивостью к химическим реагентам и механическим повреждениям, однако не обладает такой же эластичностью и комфортностью при ношении, как натуральный латекс. Даже перчатки из высокоэластичного нитрила не заменяют перчаток из латекса по критерию «растяжение на разрыв».
Перчатки, состоящие из латекса и нитрила, сочетают в себе необходимые заказчику свойства указанных материалов, нейтрализуя недостатки каждого из них, используемых отдельно. Подобное сочетание исключает контакт кожи рук медицинских работников с протеинами натурального латекса, а за счет улучшенных барьерных свойств структуры перчатки обеспечивается защита при операциях с рисками инфицирования, а также эластичность и комфорт при ношении.
Законом о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если технические характеристики товара, отличаются от требований государственных стандартов, в аукционной документации должно быть обоснование таких характеристик, данное обоснование требований в документации имеется.
При формировании Описания объекта закупок Заказчик исходил из своих потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечения безопасности и высокоэффективной защиты медицинского персонала, а также высокого уровня оказания медицинской помощи пациентам.
Заказчиком также предоставлен реестр контрактов, в соответствии с которым перчатки с данными характеристиками широко поставляются в медицинские учреждения РФ.
То есть, перчатки находятся в свободной продаже и поставляются большим количеством поставщиков и не имеют ограничений для обращения на территории Российской Федерации.
Заявитель в своей жалобе указывает, что требование Заказчика к текстурно-рельефной манжете неправомерно.
Согласно п. 3.4 ГОСТ Р 52238 - 2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация» манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик.
Представителем Заказчика пояснено, что манжета перчатки необходима для плотного облегания предплечья хирурга во время операции и отсутствия пережимания. В мировой практике применение данного вида перчаток очень распространено. Многие предприятия по производству медицинских перчаток в своей линейке товаров имеют данный вид запрашиваемых перчаток.
Заказчик закупает перчатки с манжетой и венчиком или без венчика в зависимости от анатомических особенностей и антропометрических данных. Заказчик руководствовался необходимостью обеспечить высокую эффективность работы, удобство применения товаров персоналом.
Заявитель считает, что установление требования к полигексаниду является невыполнимым.
При этом, Заказчик предлагает два варианта антисептического компонента на выбор, участник вправе предложить перчатки с одним из компонентов: цетилпиридиния хлорид или полигексанид.
Кроме того, Заказчиком проведен анализ реестра контрактов и установлено, что перчатки, с аналогичными характеристиками широко поставляются в медицинские учреждения Российской Федерации.
Заявитель также обжалует требование аукционной документации к толщине венчика.
Вместе с тем, п. 6.1. ГОСТ Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые» установлено, что толщина венчика перчатки должна быть не более 2,5 мм.
Таким образом, требование Заказчика к толщине венчика соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и действующего ГОСТ.
В п. 18 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:
18 |
Перчатки медицинские хирургические |
22.19.60.119 |
Назначение |
Для проведения всех видов хирургических вмешательств и инвазивных процедур в условиях повышенного риска инфицирования |
Две пары стерильных перчаток в одной стерильной упаковке |
наличие |
|||
Материал изготовления наружной пары перчаток |
латекс натурального каучука. |
|||
Поверхность наружной перчатки без опудривания |
Соответствие |
|||
Внутреннее полимерное покрытие наружной перчатки для облегчения надевания |
наличие |
|||
Цвет наружной пары перчаток |
белый или кремовый или бело-желтый |
|||
Текстурный рисунок нанесён по всей поверхности наружной перчатки. |
Соответствие |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм |
не менее 0,13 |
|||
Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм |
не менее 0,13 |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм |
не менее 0,13 |
|||
Длина наружной перчатки, мм |
не менее 270 |
|||
Материал внутренней пары перчаток |
полихлоропреновый латекс |
|||
Поверхность внутренней пары перчаток без опудривания |
Соответствие |
|||
Внутреннее полимерное покрытие внутренней пары перчаток |
наличие |
|||
Контрастного по отношению к крови цвета |
Соответствие |
|||
Манжета внутренней пары перчаток закатана в венчик |
Соответствие |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм |
не менее 0,12 |
|||
Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм |
не менее 0,12 |
|||
Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм |
не менее 0,13 |
|||
Длина внутренней перчатки,мм |
не менее 270 |
|||
Внутренняя и наружная пара перчаток одного размера для препятствования пережимания рук специалиста |
Соответствие |
|||
Размер |
7,5 |
Заявитель считает, что требование Заказчика о материале изготовления наружной пары перчаток – натуральный латекс, а внутренней перчатки из полихлоропренового латекса неправомерно.
Представителями Заказчика на рассмотрении Комиссии пояснено, что две пары перчаток: внешняя пара из натурального каучукового латекса придает мягкость, эластичность и высокую прочность, обеспечивает облегание и комфорт, внутренняя пара - полихлоропрен, существенно улучшает барьерные свойства, обеспечивая высокую устойчивость к химическим веществам, механическим повреждениям, а также обеспечивает легкость надевания на сухие и влажные руки, предотвращает контакт кожи и латекса. Требование к внутренней паре перчаток из полихлоропрена обусловлена тем, что данный материал обеспечивает защиту медицинских работников, проводящих хирургические манипуляции, от инфекций, биологических жидкостей и подходят для специалистов, имеющих аллергию на протеины натурального латекса.
Латекс является сильнейшим аллергеном. Перчатки с полихлоропреновой внутренней парой создают барьер между латексом и кожей. Наряду с этим, по физическим свойствам латекс - наиболее подходящий материал для медицинских перчаток, так как он обладает нужной эластичностью и тактильной чувствительностью.
Кроме того, использование латексной перчатки в качестве внешней, существенно снижает цену за 2 пары в одной упаковке.
При формировании потребности Заказчик получил коммерческие предложения от трех поставщиков с указанием товара различных производителей. Полученные ответы подтверждают возможность поставки товара в соответствии с требованиями аукционной документации.
С учетом изложенных обстоятельств, требования аукционной документации установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ИП Полякова М.С. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0818500000819002536).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.