Решение №023/06/64-3082/2019 . от 13 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1880/2019-КС

по делу № 023/06/64-3082/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

13 декабря 2019 года                                                                                     г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Полякова М.С. (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Городская больница №4 г. Сочи» МЗ КК (далее – Заказчик) при проведении ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» электронного аукциона: «Поставка изделий медицинского назначения (перчатки)» (извещение № 0818500000819002536) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. Заявитель считает, что требования Заказчика к закупаемому товару ограничивают количество участников закупки.     

Представителем Уполномоченного органа представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы. Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласны с доводами жалобы и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» проводился электронный аукцион: «Поставка изделий медицинского назначения (перчатки)» (извещение № 0818500000819002536).

Заказчик - ГБУЗ «Городская больница №4 г. Сочи» МЗ КК.

 Начальная (максимальная) цена контракта – 9 641 619,00 рублей.

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

         На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

        В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчику требуются:

- по позиции 1-5, 11-13: Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные;

- по позиции 6-10: Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные;

- по позиции 14-17: Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные;

- по позиции 18-19: Перчатки медицинские хирургические. 

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017г. №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пп. б) п. 2) Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В соответствии с п. 4) вышеуказанных Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заявитель считает, что Заказчиком в Техническом задании установлены характеристики, несоответствующие требованиям КТРУ.

Вместе с тем, во исполнение п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Техническом задании аукционной документации размещено обоснование необходимости использования других показателей, требований:

          «В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств».                        

           В п.п. 14-17 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

14

Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные

22.19.60.119

Назначение

Для всех видов хирургических операций, в том числе с повышенным риском инфицирования в качестве внутренней перчатки (при операциях у ВИЧ-инфицированных, RW-положительных пациентов, а также у пациентов с гепатитами)

Анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони.

Соответствие

Контрастного по отношению к крови цвета

Соответствие

Многослойные

Соответствие

Количество слоев

не менее 3

Материал наружнего слоя

латекс натурального каучука

Материал среднего слоя

комплекс  латекса натурального каучука и нитрильного латекса

Материал внутреннего слоя

нитрильный латекс

Манжета текстурно-рельефная с улучшенной фиксацией за счет чередования продольных уплотненных и утонченных участков манжеты 

наличие

Внутреннее покрытие обработано смягчающим составом

Соответствие

Антисептический компонент 

Цетилпиридиния хлорид или полигексанид

Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм

не менее 0,23

Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм

не менее 0,18

Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм

не менее 0,18

Толщина венчика, мм

не более 2,5

Длина,мм

не менее 300

Размер

7,0

15

Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные

22.19.60.119

Назначение

Для всех видов хирургических операций, в том числе с повышенным риском инфицирования в качестве внутренней перчатки (при операциях у ВИЧ-инфицированных, RW-положительных пациентов, а также у пациентов с гепатитами)

Анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони.

Соответствие

Контрастного по отношению к крови цвета

Соответствие

Многослойные

Соответствие

Количество слоев

не менее 3

Материал наружнего слоя

латекс натурального каучука

Материал среднего слоя

комплекс  латекса натурального каучука и нитрильного латекса

Материал внутреннего слоя

нитрильный латекс

Манжета текстурно-рельефная с улучшенной фиксацией за счет чередования продольных уплотненных и утонченных участков манжеты

наличие

Внутреннее покрытие обработано смягчающим составом

Соответствие

Антисептический компонент 

Цетилпиридиния хлорид или полигексанид

Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм

не менее 0,23

Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм

не менее 0,18

Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм

не менее 0,18

Толщина венчика, мм

не более 2,5

Длина,мм

не менее 300

Размер

8,0

16

Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные

22.19.60.119

Назначение

Для проведения операций, требующих повышенной тактильной чувствительности (онкология, сосудистая хирургия,  урология, гинекология).

Анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони.

Соответствие

Многослойные

Соответствие

Количество слоев

не менее 3

Материал наружнего слоя

латекс натурального каучука

Материал среднего слоя

комплекс  латекса натурального каучука и нитрильного латекса

Материал внутреннего слоя

нитрильный латекс

Наружная поверхность перчаток гладкая с противоскользящим  покрытием

наличие

Манжета текстурно-рельефная с улучшенной фиксацией за счет чередования продольных уплотненных и утонченных участков манжеты

наличие

Внутренняя поверхность представлять собой нитриловое покрытие

Соответствие

Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм

не более 0,19

Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм

не более 0,15

Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм

не более 0,15

Толщина венчика, мм

не более 2,5

Длина,мм

не менее 300

Размер

7,0

17

Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием стерильные неопудренные

22.19.60.119

Назначение

Для проведения операций, требующих повышенной тактильной чувствительности

Анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони.

Соответствие

Многослойные

Соответствие

Количество слоев

не менее 3

Материал наружнего слоя

латекс натурального каучука

Материал среднего слоя

комплекс  латекса натурального каучука и нитрильного латекса

Материал внутреннего слоя

нитрильный латекс

Наружная поверхность перчаток гладкая с противоскользящим  покрытием

наличие

Манжета текстурно-рельефная с улучшенной фиксацией за счет чередования продольных уплотненных и утонченных участков манжеты

наличие

Внутренняя поверхность представлять собой нитриловое покрытие

Соответствие

Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм

не более 0,19

Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм

не более 0,15

Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм

не более 0,15

Толщина венчика, мм

не более 2,5

Длина,мм

не менее 300

Размер

8,0

                                              

          Заявитель считает, что вышеуказанные характеристики перчаток ограничивают количество участников закупки.

           Представителями Заказчика на рассмотрении Комиссии пояснено, что гладкие перчатки с противоскользящим покрытием хорошо зарекомендовали себя в ходе апробации специалистами Заказчика.

           В целях определения начальной цены контракта Заказчиком проведен мониторинг цен на товар методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), анализировались коммерческие предложения, полученные в ходе запроса ценовых предложений от трёх компаний, что исключает возможность ограничения количества участников размещения заказа.

          Требование Заказчика к слоям перчаток установлено в связи с тем, что данный тип смотровой перчатки необходим для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур, лабораторных работ и осмотров для предотвращения риска инфицирования, для работы с заведомо инфицированными пациентами и пациентами из группы риска, данные характеристики позволяют в полной мере предотвратить риск инфицирования медицинского работника за счет своих прочностных характеристик. Данную перчатку целесообразно использовать при работе с пациентами при повышенном риске инфицирования или с необследованными пациентами, а также в лабораториях.

          Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету и количеству слоев медицинских перчаток.

          Согласно п. 3.2 ГОСТ Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые» в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:

           а) 1 - из латекса натурального каучука;

             б) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен- стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен- стирола или раствора термоэластопласта.

           В техническом задании требуются перчатки из смеси латекса и нитрила, что не противоречит требованиям ГОСТ.

          Представителями Заказчика также пояснено, что латекс, являясь самым эластичным материалом, обеспечивает лучшую тактильную чувствительность и комфорт при работе, необходимые при проведении хирургических операций. Однако, являясь натуральным материалом растительного происхождения, латекс содержит протеины, вызывающие аллергические реакции. Использование полностью латексных перчаток медицинскими работниками с диагностированной и скрытой аллергией на протеины латекса становится невозможным. Синтетический материал нитрил не вызывает аллергических реакций, обладает повышенной устойчивостью к химическим реагентам и механическим повреждениям, однако не обладает такой же эластичностью и комфортностью при ношении, как натуральный латекс. Даже перчатки из высокоэластичного нитрила не заменяют перчаток из латекса по критерию «растяжение на разрыв».

           Перчатки, состоящие из латекса и нитрила, сочетают в себе необходимые заказчику свойства указанных материалов, нейтрализуя недостатки каждого из них, используемых отдельно. Подобное сочетание исключает контакт кожи рук медицинских работников с протеинами натурального латекса, а за счет улучшенных барьерных свойств структуры перчатки обеспечивается защита при операциях с рисками инфицирования, а также эластичность и комфорт при ношении.

           Законом о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если технические характеристики товара, отличаются от требований государственных стандартов, в аукционной документации должно быть обоснование таких характеристик, данное обоснование требований в документации имеется.

          При формировании Описания объекта закупок Заказчик исходил из своих потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечения безопасности и высокоэффективной защиты медицинского персонала, а также высокого уровня оказания медицинской помощи пациентам.

          Заказчиком также предоставлен реестр контрактов, в соответствии с которым перчатки с данными характеристиками широко поставляются в медицинские учреждения РФ.

           То есть, перчатки находятся в свободной продаже и поставляются большим количеством поставщиков и не имеют ограничений для обращения на территории Российской Федерации.

          Заявитель в своей жалобе указывает, что требование Заказчика к текстурно-рельефной манжете неправомерно.

          Согласно п. 3.4 ГОСТ Р 52238 - 2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация» манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик.

          Представителем Заказчика пояснено, что манжета перчатки необходима для плотного облегания предплечья хирурга во время операции и отсутствия пережимания. В мировой практике применение данного вида перчаток очень распространено. Многие предприятия по производству медицинских перчаток в своей линейке товаров имеют данный вид запрашиваемых перчаток.

           Заказчик закупает перчатки с манжетой и венчиком или без венчика в зависимости от анатомических особенностей и антропометрических данных.                     Заказчик руководствовался необходимостью обеспечить высокую эффективность работы, удобство применения товаров персоналом.  

        Заявитель считает, что установление требования к полигексаниду является невыполнимым.

         При этом, Заказчик предлагает два варианта антисептического компонента на выбор, участник вправе предложить перчатки с одним из компонентов: цетилпиридиния хлорид или полигексанид.

         Кроме того, Заказчиком проведен анализ реестра контрактов и установлено, что перчатки, с аналогичными характеристиками широко поставляются в медицинские учреждения Российской Федерации.

          Заявитель также обжалует требование аукционной документации к толщине венчика.

           Вместе с тем, п. 6.1. ГОСТ Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые» установлено, что толщина венчика перчатки должна быть не более 2,5 мм.

          Таким образом, требование Заказчика к толщине венчика соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и действующего ГОСТ.

          В п. 18 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

18

Перчатки медицинские хирургические 

22.19.60.119

Назначение

Для проведения всех видов хирургических вмешательств и инвазивных процедур в условиях повышенного риска инфицирования

Две пары стерильных перчаток  в одной стерильной упаковке

наличие

Материал изготовления наружной пары перчаток

латекс натурального каучука.

Поверхность наружной перчатки без опудривания

Соответствие

Внутреннее  полимерное покрытие наружной перчатки  для облегчения надевания 

наличие

Цвет наружной пары перчаток

белый или кремовый или бело-желтый

Текстурный рисунок нанесён по всей поверхности наружной перчатки.

Соответствие

Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм

не менее 0,13

Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм

не менее 0,13

Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм

не менее 0,13

Длина наружной перчатки, мм

не менее 270

Материал внутренней пары перчаток

полихлоропреновый латекс

Поверхность внутренней пары перчаток без опудривания 

Соответствие

Внутреннее  полимерное покрытие внутренней пары перчаток

наличие

Контрастного по отношению к крови цвета

Соответствие

Манжета внутренней пары перчаток закатана в венчик 

Соответствие

Толщина (одинарная) на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, мм

 не менее 0,12

Толщина (одинарная) точно в центре ладони, мм

 не менее 0,12

Толщина (одинарная) на расстоянии (25±5) мм от края манжеты, мм

не менее 0,13

Длина внутренней перчатки,мм

не менее 270

Внутренняя и наружная  пара перчаток  одного размера для препятствования пережимания рук специалиста

Соответствие

Размер

7,5

      

         Заявитель считает, что требование Заказчика о материале изготовления наружной пары перчаток – натуральный латекс, а внутренней перчатки из полихлоропренового латекса неправомерно.

         Представителями Заказчика на рассмотрении Комиссии пояснено, что две пары перчаток: внешняя пара из натурального каучукового латекса придает мягкость, эластичность и высокую прочность, обеспечивает облегание и комфорт, внутренняя пара - полихлоропрен, существенно улучшает барьерные свойства, обеспечивая высокую устойчивость к химическим веществам, механическим повреждениям, а также обеспечивает легкость надевания на сухие и влажные руки, предотвращает контакт кожи и латекса. Требование к внутренней паре перчаток из полихлоропрена обусловлена тем, что данный материал обеспечивает защиту медицинских работников, проводящих хирургические манипуляции, от инфекций, биологических жидкостей и подходят для специалистов, имеющих аллергию на протеины натурального латекса.

          Латекс является сильнейшим аллергеном. Перчатки с полихлоропреновой внутренней парой создают барьер между латексом и кожей. Наряду с этим, по физическим свойствам латекс - наиболее подходящий материал для медицинских перчаток, так как он обладает нужной эластичностью и тактильной чувствительностью.

           Кроме того, использование латексной перчатки в качестве внешней, существенно снижает цену за 2 пары в одной упаковке.

           При формировании потребности Заказчик получил коммерческие предложения от трех поставщиков с указанием товара различных производителей. Полученные ответы подтверждают возможность поставки товара в соответствии с требованиями аукционной документации.

          С учетом изложенных обстоятельств, требования аукционной документации установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.

       Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

       Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.

          Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Полякова М.С. необоснованной.

2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0818500000819002536).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны