Решение №023/06/64-2231/2020 023/06/64-2231/2020 от 14 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 795/2020-КС

по делу № 023/06/64-2231/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

14 мая 2020 года                                                                                        г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО СК «ДОМ НЕДОРОГО» (далее – Заявитель) на действия МКУ «Служба комплексного обслуживания органов местного самоуправления Лабинского г/п» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Поставка автотранспортного средства с пробегом» (извещение № 0118300007920000018) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),    

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Закупается слишком дорогой автомобиль. Заказчиком неверно установлен код ОКПД 2, в связи с чем в аукционной документации не установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства № 656. Описание характеристик требуемого товара ограничивает количество участников закупки.     

Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы, в соответствии с которыми Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.   

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией Лабинского г/п Лабинского района проводился электронный аукцион: «Поставка автотранспортного средства с пробегом» (извещение № 0118300007920000018).  

Заказчик - МКУ «Служба комплексного обслуживания органов местного самоуправления Лабинского г/п».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 931 333,00 рублей.  

В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

  Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

        Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       В извещении указан код ОКПД2 - 45.11.11.000 (услуги по оптовой торговле пассажирскими автотранспортными средствами).

        Заявитель указывает, что Заказчиком неверно выбран код ОКПД в целях избежания применения ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и применительно к рассматриваемой закупке транспортных средств следовало указать код ОКПД2 29.10.24.000: «Средства  автотранспортные  для  перевозки  людей прочие».

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 656) утвержден перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Перечень включает:

29.10.21.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см, новые;

29.10.22.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см, новые;

29.10.23.000 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые;

        29.10.24.000 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие.

        Вместе с тем, потребность заказчика заключалась в приобретении транспортных средств, бывших в употреблении (с пробегом).

         Постановлением №656 установлен запрет на  допуск  отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.

         При  этом,  подтверждением  страны  происхождения  товаров  является  сертификат  о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства -члена  Евразийского  экономического  союза  по  форме,  установленной  Правилами определения  страны  происхождения  товаров,  являющимися  неотъемлемой  частью Соглашения  о  Правилах  определения  страны  происхождения  товаров  в  Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 863 «Об органах (организациях) Российской Федерации, уполномоченных подтверждать страну происхождения  товаров  при  их  вывозе  в  государства -участники  содружества независимых  государств»  лицом,  уполномоченным  на  выдачу  сертификата  о происхождении товара, является Торгово-промышленная палата Российской Федерации и уполномоченные РФ Торгово-промышленные палаты. Порядок  выдачи  сертификатов  происхождения  товара  по  форме  СТ-1  установлен приказом  ТПП  от  25.08.2014  №  64  «О  положении  о  порядке  выдачи  сертификатов  о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и положении о порядке выдачи актов экспертизы для  целей  осуществления  закупок  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных нужд».

         Таким  образом, в  случае  применения  заявителем к  рассматриваемой  закупке  кода ОКПД2 29.10.24.000: «Средства автотранспортные для перевозки людей прочие», участникам закупки следовало бы в целях принятия участия  в  закупке,  которая  содержит  запрет,  предусмотренный Постановлением  № 656, обратиться в ТПП для получения сертификата происхождения товара по форме СТ-1. ТПП проверяет  в  специальном  реестре  наличие  у  производителя  товара  годового  акта экспертизы, выданного на производственную серию товара, и в случае наличия в реестре соответствующих данных, выдает сертификат по форме СТ-1.

        Также, из письма ТПП Краснодарского  края от  23.08.2018  №  548 следует,  что Торгово-промышленные  палаты  в  Российской  Федерации  выдают  акты  экспертизы, сертификаты СТ-1  для  целей  осуществления  закупок  для  обеспечения  государственных  и муниципальных нужд в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656.

        Код ОКПД-2 29.10.24.000 (средства автотранспортные для перевозки людей прочие) подпадает под оформление сертификата СТ-1 при наличии годового акта экспертизы, оформленного ТПП. Действия вышеуказанного постановления Правительства на легковые автомобили с пробегом не распространяются.

        В связи с вышеизложенным, не представляется возможным оформление акта экспертизы и сертификата СТ-1 на легковые автомобили с пробегом Торгово-промышленной палатой Краснодарского края.

        Таким образом, Торгово-промышленная палата Краснодарского края указала, что не осуществляет выдачу предусмотренных Постановлением № 656 в качестве подтверждения страны происхождения товара актов экспертизы и, следовательно, сертификатов по форме СТ-1  на  транспортные  средства  с  пробегом. 

          С  учётом  изложенного,  установив  в  рассматриваемой  закупке  код  ОКПД-2 29.10.24.000 (средства автотранспортные для перевозки людей прочие), у участников закупки  отсутствует  возможность оформления акта  экспертизы  и  сертификата  СТ-1  на  легковые  автомобили  с  пробегом.

         В извещении о проведении электронного аукциона Заказчик использует код ОКПД 32.50.50.190.

         Вышеуказанный код не входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства №656.

         Таким образом, документацией электронного аукциона правомерно не установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства № 656.

          Указанные обстоятельства подтверждаются судебной практикой: решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019г. по делу № А32-2937/2019; постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019г. по делу № А32-2937/2019 15АП-13843/2019. 

 

          В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

         Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

 Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару:

- длина, мм – не менее 4936 не более 4990;

- ширина, мм – не менее 1834 не более 1890;

- высота, мм –не менее 1453 не более 1480.

Заявитель считает, что вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки.

          Вместе с тем, при описании объекта закупки в документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Описание объекта закупки составлено с учетом потребностей Заказчика и предоставляет возможность предложить участникам закупки транспортные средства любой марки, соответствующей установленным требованиям.

          Из пояснений заказчика следует, что таким характеристикам соответствуют транспортные средства различных производителей.

          Заявитель не представил документы. Подтверждающие обоснованность доводов жалобы.  

         Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

 

         1. Признать жалобу ООО СК «ДОМ НЕДОРОГО» необоснованной.    

2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0118300007920000018).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны