Решение №31697/23 Решение об отказе во включении в реестр недобросовестных пос... от 31 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




Заявитель:
ООО «Актон»


ул. Северная, д. 324, офис 2,

г. Краснодар, 350000
info@akton.ru


Победитель аукциона:

ООО «МЭНСО»


ул. Адоратского, д. 78, оф. 32, г. Казань, Республика Татарстан, 420132
reseniegotovoe@gmail.com

Электронная площадка:

АО «ТЭК-Торг»


Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2,

5-й этаж, г. Москва, 115191
help@tektorg.ru

Дело № 023/10/5-5376/2023


Решение

об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков


26 октября 2023 года г. Краснодар


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее - комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Кошелева И.А. - Врио руководителя Управления;

Члены комиссии:

Мухамадеева В.А. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления;

Расаднев А.В. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,

рассмотрев сведения, предоставленные ООО «Актон» о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «МЭНСО» - победителя аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки силовых трансформаторов ТМГ (извещение № 32312647667 опубликовано на сайте https://zakupki.gov.ru),

в присутствии с использованием системы видеоконференцсвязи представителя ООО «Актон» Красниковой Марины Сергеевны (доверенность от 20.09.2023), представителя ООО «МЭНСО» Вафиной Динары Дисиртовны (доверенность № 5 от октября 2023 года),


УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступили сведения ООО «Актон» (вх. № 37095-ЭП/23 от 18.10.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «МЭНСО» - победителя аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки силовых трансформаторов ТМГ (извещение № 32312647667 опубликовано на сайте https://zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении сведений размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение сведений состоялось 26 октября 2023 года в 11 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении сведений, установила следующее.

Процедура закупки проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для Общества с ограниченной ответственностью «Актон», утвержденным протоколом собрания учредителей от 23.08.2023 года № 23-08/1 (далее - Положение о закупке).

ООО «Актон» 04.08.2023 разместило извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку силовых трансформаторов ТМГ на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» (извещение № 32312647667).

Дата начала срока подачи заявок - 04.08.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 21.08.2023 08:00.

Дата подведения итогов - 22.08.2023.

Протоколом подведения итогов аукциона № 32312647667 от 22.08.2023 победителем признано ООО «МЭНСО».

ООО «Актон» в адрес ООО «МЭНСО» 29.08.2023 направлен проект договора на «Поставка силовых трансформаторов ТМГ».

Заказчиком от победителя аукциона 05.09.2023 получен протокол разногласий к договору.

Заказчиком в адрес победителя аукциона 11.09.2023 повторно направлен проект договора на поставку силовых трансформаторов ТМГ без учета замечаний победителя торгов.

В Краснодарское УФАС России поступила жалоба ООО «МЭНСО» на действия заказчика в части направления проектов договоров с условиями, которые, по мнению победителя торгов, противоречили аукционной документации, а также в части нарушения процедуры направления проекта договора.

Указанная жалоба рассмотрена комиссией Краснодарского УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и признана обоснованной в части довода о направлении проекта договора с нарушением установленного, заказчику 21.09.2023 выдано предписание по делу № 023/07/3- 4788/2023 о о продлении срока для подписания победителем торгов проекта договора, направленного 11.09.2023. При этом в решении от 21.09.2023 по делу №023/07/3-4788/2023 довод жалобы о несоответствии условий договора аукционной документации признан необоснованным.

В рамках исполнения предписания ООО «Актон» 02.10.2023 повторно направило ООО «МЭНСО» проект договора, который не подписан.

В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Согласно пункта 25.1. Положения о закупке договор заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в закупке, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается договор, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Положением извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в закупке, документация о такой закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении договора его цена не может превышать начальную (максимальную) цену договора, а в случае, предусмотренном пунктом 8.6 настоящего Положения, цену каждой единицы товара, работы, услуги, указанную в документации о такой закупке или в извещении о запросе котировок в электронной форме.

В соответствии с пунктом 25.2. Положения о закупке договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии, ее членов, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия)заказчика, комиссии, ее членов, оператора электронной площадки.

В соответствии с пунктом 40 Информационной карты договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Договор по результатам закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора. В случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии, ее членов, оператора электронной площадки договор должен быть заключен в течение 20 дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

Обязанность заключения договора с заказчиком возлагается на участника, признанного победителем конкурентной процедуры закупки или на единственного участника закупки в случае признания закупки несостоявшейся по причине поступления/признания соответствующей условиям закупки только одной заявки.

После размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки, Заказчик размещает на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект договора с включенными в него ценой, предложенной участником закупки, с которым заключается договор, либо предложения о цене за право заключения договора, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара).

Победитель (участник, с которым заключается договор) не позднее восемнадцати дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект договора, размещает на электронной площадке подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке. В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены договора, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения договора и иную по необходимости информацию в соответствии с п. 16 «Антидемпинговые меры», указанных в документации о закупке.

В случае наличия разногласий по проекту договора, размещенному Заказчиком победитель закупки (участник, с которым заключается договор) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта договора размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего договора не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры (участник, с которым заключается договор), указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта договора, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает с использованием единой информационной системы доработанный проект договора либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. После размещения заказчиком доработанного проекта договора, либо повторно размещенного проекта договора с документом, содержащим причины отказа учесть полностью или частично замечания, победитель электронной процедуры не позднее девятнадцатого дня после размещения итогового протокола закупки размещает на электронной площадке проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и по необходимости информацию, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

После размещения на электронной площадке проекта договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения договора заказчик в установленные сроки обязан разместить договор, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Обязанность заключения договора с заказчиком возлагается на участника, признанного победителем конкурентной процедуры закупки или на единственного участника закупки, если закупка признана несостоявшейся вследствие того комиссия по осуществлению закупок приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником. При этом договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, не превышающей предложенную участником закупки, с которым заключается договор, а в случае, если предложение о цене договора в электронном аукционе не поступило – по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора. Заказчик вправе провести с таким участником переговоры по снижению цены договора и заключить договор по цене, согласованной в процессе проведения преддоговорных переговоров

Победитель закупки считается уклонившимся от заключения договора при наступлении любого из следующих событий:

1) предоставление участником закупки письменного отказа от заключения договора;

2) непредоставление участником закупки в указанные в извещении и (или) документации сроки подписанного со своей стороны проекта договора;

3) непредоставление обеспечения исполнения договора в размере и порядке, установленными извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке (при наличии таких требований).

4) неисполнение требований, установленных в рамках применения антидемпинговых мер в соответствии с главой 23 Положения и п. 16 «Антидемпинговые меры» настоящей документации.

В случае, уклонения от заключения договора победителя/единственного участника заказчиком принимается решение о признании победителя (единственного участника) уклонившимся от заключения договора, которое содержит информацию об уклонившемся лице, основаниях уклонения и в случае заключения договора со вторым участником закупки – сведения о таком участнике и его ценовом предложении. Указанный документ заказчик размещает в ЕИС в срок, не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о признании победителя (единственного участника) уклонившимся от заключения договора.

ООО «Актон» направил посредством ЭТП «ТЭК-Торг» 02.10.2023 в 16:36 проект договора для подписания победителем аукциона и установил срок подписания до 16.10.2023 17.00.

ООО «Актон» 04.10.2023 получен от победителя аукциона протокол разногласий к договору, в котором, согласно предоставленным заявителем сведениям, цена за единицу товара, указанная в Спецификации к Договору, значительно выше начальной цены товара, заявленной в документации по закупке.

В ответ на протокол разногласий заказчик 04.10.2023 в 14:22 на ЭТП «ТЭК-Торг» повторно разместил проект договора для подписания победителем аукциона и файл с указанием причины отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Подписанный проект договора в установленный срок в адрес ООО «Актон» не направлялся и не поступал.

Протоколом от 17.10.2023 ООО «МЭНСО» признано уклонившимся о заключения договора по результатам проведения аукциона в электронной форме № 32312647667.

Кроме того, ООО «МЭНСО» на рассмотрение комиссии представило договор поставки электротехнического оборудования № 2930 от 24.08.2023, заключенный с ООО «Энертэкс», а также пояснило о готовности поставить товар ООО «Актон».

Причиной для неподписания договора стало необоснованное, по мнению победителя торгов, снижение заказчиком цены поставляемого договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г. № 13-П и от 21.11.2002г. № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.

При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении Победителя торгов в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, закупочной документации, положения заказчика о закупках товаров, работ, услуг, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о закупках, кКомиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 18.07.2008 №10-П, федеральный законодатель обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и, во всяком случае, не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.

Рассмотрев в совокупности представленные ООО «Актон» и ООО «МЭНСО» документы, сведения и пояснения, оценив обстоятельства  дела,  комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в материалах дела достаточных доказательств и сведений, подтверждающих умышленное недобросовестное поведение ООО «МЭНСО», направленное на отказ подписания договора по результатам аукциона в электронной форме.

 Документальных доказательств причинения действиями ООО «МЭНСО» материального ущерба организатору торгов в материалы дела не представлено.  

В рассматриваемом случае Комиссия Краснодарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО «МЭНСО» в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, отсутствуют основания для включения ООО «МЭНСО» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, комиссия Краснодарского УФАС России,


РЕШИЛА:

Сведения, представленные ООО «Актон» о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении ООО «МЭНСО» - победителя аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки силовых трансформаторов ТМГ (извещение № 32312647667 опубликовано на сайте https://zakupki.gov.ru) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.


Председатель комиссии И.А. Кошелева



Члены комиссии В.А. Мухамадеева




А.В. Расаднев


2023-33170


Связанные организации

АО "ТЭК-Торг"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ООО "Актон"
ИНН 2364011796, ОГРН 1152364000381
ООО «МЭНСО»
ИНН 1657262702, ОГРН 1201600053709