Определение б/н РЕШЕНИЕ от 13 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 

ИП ФИО          

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» марта 2024 г.                     г. Краснодар

В полном объеме решение изготовлено «19» марта 2024 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя комиссии –... – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

…,

…,

рассмотрев дело № 023/05/5-552/2024, возбужденное по факту распространения рекламы следующего содержания: «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли…Ёбидоёби» на рекламной конструкции, размещенной по адресу: г. Крымск, ул. Луначарского, напротив здания                       № 251Б, с признаками нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

 

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/5-552/2024 лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российского Федерации о рекламе – ИП ФИО (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие вх. № 9411-ЭП/24 от 13.03.2024г.),

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением запроса прокуратуры Краснодарского края о предоставлении информации и принятие мер по доводам обращения депутата Законодательного Собрания Краснодарского края …. (вх. № 2097-М/24 от 22.01.2024 г.)  о возможном нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в размещении рекламы на рекламной конструкции по адресу: г. Крымск, ул. Луначарского, напротив здания № 251Б, следующего содержания: «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли…Ёбидоёби» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России)  установлено следующее.

Из материалов, направленных прокуратурой Краснодарского края (вх.                 № 2097-М/24 от 22.01.2024г.) в адрес Краснодарского УФАС следует, что по адресу: г. Крымск, ул. Луначарского, напротив здания № 251Б, размещена рекламная конструкция, с информацией следующего содержания: «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли…Ёбидоёби», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Изучив представленные документы и материалы, Краснодарское УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация содержания: «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли … Ёбидоёби», характеризуется совокупностью признаков, установленных п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае выступают само блюдо, а также сеть суши-баров. Данная информация является рекламой: распространена путём распространения информации на рекламной конструкции; адресована неопределённому кругу лиц; направлена на привлечение внимания к рекламируемому товару – блюду (роллы), а также сети суши-баров.

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Ассоциация обозначения «Куни Ли» с действием сексуального характера, которое не принято описывать публично в неспецифической ситуации, то есть в ситуации, не предполагающей рассмотрения вопросов сексуальной жизни очевидна.

Кроме того, имеется судебная практика (А12-35564/2021) в соответствии с которой судами установлено, что использование в публичной наружной рекламе в несколько завуалированной форме слов, обозначающих определённые действия сексуального характера недопустимо ввиду нарушения общепринятых правил приличия.

В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Для правильной оценки слов и выражений необходимо учитывать факторы их непосредственного восприятия именно средним российским потребителем. Оценка рекламы всегда осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (пункт 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Потребителями спорной рекламы являются обычные люди, проходящие либо проезжающие мимо данной размещённой наружно рекламы, в том числе и дети.

Исходя из общих правил поведения и норм нравственности, публичное распространение слов, производных от известных терминов, обозначающих интимное половое поведение, противоречит правилам приличия в современном обществе, является непристойным и вызывает чувство неловкости и стыда.

Применительно к спорным правоотношениям использование в рассматриваемой публичной наружной рекламе в несколько завуалированной форме слова, обозначающего определённые действия сексуального характера и вызывающего у потребителя в мыслях соответствующий образ сексуального поведения, недопустимо ввиду нарушения общепринятых правил приличия.

В связи с чем, Краснодарским УФАС России при распространении по адресу: г. Крымск, ул. Луначарского, напротив здания № 251Б, рекламы содержания: «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли…Ёбидоёби», усматриваются признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 Федерального закона о рекламе».

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

26.01.2024г. Краснодарским УФАС России направлен запрос в адрес администрации МО Крымского района (исх. № ТО/2075/24 от 26.01.2024г.) о предоставлении информации относительно рекламной конструкции, размещенной по адресу: г. Крымск, ул. Луначарского, напротив здания № 251Б, с рекламой следующего содержания: «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли…Ёбидоёби».

Из документов и материалов, представленных администрацией МО Крымского района (вх. № 3833-ЭП/24 от02.02.2024г.) следует, что разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по вышеуказанному адресу не выдавалось.

Из акта обследования рекламной конструкции № 1 от 10.01.2024г. администрации МО Крымского района, следует, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Крымск, ул. Луначарского, напротив здания                    № 251 принадлежит ИП ФИО.

Таким образом, рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания, является ИП ФИО (…).

Таким образом, в действиях рекламодателя ИП ФИО (…) при распространении рекламы вышеуказанного содержания, усматриваются признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В связи с чем, Краснодарским УФАС России в отношении ИП ФИО было возбуждено дело №023/05/5-552/2024.

В рамках рассмотрения дела, Краснодарским УФАС России получены письменные объяснения ИП ФИО (вх. № 9411-ЭП/24 от 13.03.2024 г.) из которых следует, что ИП ФИО полностью признает свою вину в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Краснодарское УФАС России, изучив материалы дела, пояснения сторон, приходит к выводу о том, что в действиях рекламодателя ИП ФИО , выразившихся в распространении рекламы следующего содержания: «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли…Ёбидоёби» на рекламной конструкции, размещенной по адресу: г. Крымск, ул. Луначарского, напротив здания № 251Б, установлен факт нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Вместе с тем, согласно сведениям представленным администрацией муниципального образования Крымского района (вх. № 3833-ЭП/24 от 02.02.2024г.) баннер с рекламой вышеуказанного содержания демонтирован 11.01.2024г.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу содержания:

- «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли…Ёбидоёби»», размещенной на рекламной конструкции по адресу: г. Крымск, ул. Луначарского, поскольку при ее распространении нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. ИП ФИО (…) предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, ввиду устранения лицом совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны