Решение №023/07/3-2228/2019 . от 31 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2228/2019

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры

торгов и порядка заключения договоров

 

31 октября 2019 г.                                                                                   г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

С.О.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Б.Ю.С. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Д.А.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Ш.С.О. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного ООО ЧОП «Боссервис» (далее – Заявитель), в присутствии представителей АО «Кубань Экспресс-Пригород», (далее - Организатор торгов) В.Н.А., О.Э.С., рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению сохранности и сопровождению моторвагонного подвижного состава пригородного сообщения арендуемого АО «Кубань Экспресс-Пригород» (извещение № 31908368569 опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru).

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена ООО ЧОП «Боссервис» на действия АО «Кубань Экспресс-Пригород» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению сохранности и сопровождению моторвагонного подвижного состава пригородного сообщения, арендуемого АО «Кубань Экспресс-Пригород» (извещение № 31908368569 опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru).

Рассмотрение жалобы состоялось 31.10.2019 года в 10.00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.  

Заявитель считает, что требования, установленные Организатором торгов в закупочной документации, ограничивают конкуренцию и создает преимущественные условия для определённого круга участников, что нарушает п. 2 ч. З статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», (далее – Закон о закупках), п. 2 ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 17 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) и пп. 1.5.1.2. п. 1.5. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Кубань Экспресс-Пригород» (далее – Положение о закупках) в рамках Закона о закупках.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 023/07/3-2228/2019, изучив доводы Заявителя и Организатора торгов, а также представленные документы и сведения, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Кубань Экспресс-Пригород».

Начальная (максимальная) цена договора – 66509332,50 руб.    

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», (далее – Закон о закупках) за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

03.10.2019 Организатор торгов разместил на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении закупки № 31908368569 на оказание услуг по обеспечению сохранности и сопровождению моторвагонного подвижного состава пригородного сообщения, арендуемого АО «Кубань Экспресс-Пригород».

В своей жалобе Заявитель утверждает, что в п. 10 раздела 6 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе» закупочной документации, в пп. 2.8.2. п. 2.8. Технического задания, установлено требование к участнику о наличии «радиостанций не менее 26 шт., средств аудио- и видеонаблюдения (Видеорегистраторы) не менее 26 шт., ручных металл о детекторы не менее 26 шт., обнаружителей паров взрывоопасных веществ не менее 11 шт.». Заявитель считает, что установление указанных требований в закупочной документации, о наличии и документальном подтверждении в составе заявки радиостанций, средств аудио и видеонаблюдения (Видеорегистраторы), ручных металлодетекторов, обнаружителей паров взрывоопасных веществ, ограничивает количество участников закупки, тем самым ограничивая конкуренцию и создает преимущественные условия для участников имеющие данные обнаружители паров взрывоопасных веществ.

Из представленных на рассмотрении Комиссии Краснодарского УФАС документов установлено, что требования об обязательном наличии у охранных организаций спецсредств (техсредств) предусмотрены действующим законодательством. Так, в соответствие со статьей 11.2 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования охранной деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, в том числе охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности. Одним из обязательных требований к охранной организации, осуществляющей охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, являются наличие технических средств охраны, дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны (Положения о лицензировании частной охранной деятельности). Таким образом, требование к участнику конкурса в части наличия у него радиостанций, средств аудио- и видеонаблюдения, ручных металлодетекторов, обнаружителей паров взрывоопасных веществ, технологически и функционально связаны с закупаемой услугой.

Приложение 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587, не содержит запрета по применению других технических средств (спецсредств), используемых охранными организациями. При этом, абзац «е» пункта 4 Приложения 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 свидетельствует о возможном наличии у частных охранных организаций технических средств охраны, средств аудио и видеонаблюдения, которые предоставляются частными охранными организациями правоохранительным органам для использования их в целях обеспечения общественной безопасности.

Согласно абзаца 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»: «Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи».

Согласно пояснениям Организатора торгов, требования закупочной документации о наличии технических средств (спецсредств) подготовлены с учетом недопущения порчи или утраты имущества Заказчика, оперативного и своевременного реагирования, в том числе на случаи фактов вандализма, оперативного рассмотрения внештатных ситуаций, исключения претензий и жалоб, связанных с деятельностью Заказчика, которые могут негативно сказываться на рейтинге и имидже не только Заказчика, но и на ОАО «РЖД». Указанные Заказчиком технические средства (спецсредства) в комплексе могут минимизировать факты необоснованного отнесения забытых вещей и бесхозных предметов к предметам, представляющим угрозу для пассажиров, сократить риски Заказчика, связанные с задержкой поездов, снизить угрозу жизни и здоровью пассажиров и работников транспорта.

Согласно пп. 2.2.4 п. 2 раздела 15 Закупочной документации, исполнитель по согласованию с Заказчиком может привлекать третьих лиц для исполнения своих обязательств по договору. При этом исполнитель несёт ответственность за действия третьих лиц, как за свои собственные действия. Привлекаемые для выполнения обязательств по договору третьи лица должны иметь все необходимые лицензии, разрешения и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для оказания услуг по договору.

Так же пп.  5.10-5.16 раздела 5 Закупочной документации предусматривает участие нескольких лиц на стороне одного участника, то есть – коллективного участника.

Таким образом, участник, не имея возможности исполнить требования, установленные п. 10 раздела 6 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе» и в пп. 2.8.2. п. 2.8. Технического задания, вправе выступить в качестве коллективного участника и привлечь к участию в конкурсе лицо, в наличии которого будут средства, указанные в Закупочной документации и Техническом задании. Так же участник по итогам конкурса имеет право заключить договор с контрагентом, в наличии которого будут средства, указанные в п. 10 раздела 6 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе» и в пп. 2.8.2. п. 2.8. Технического задания.

Запросов относительно требований о наличии технических средств (спецсредств), предусмотренных закупочной документацией, от участников не поступало. Заявитель не являлся участником конкурса, запросов на разъяснения положений закупочной документации не направлял.

Из документации, представленной Организаторам торгов на рассмотрении Комиссии Краснодарского УФАС России, установлено, что в конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению сохранности и сопровождению моторвагонного подвижного состава пригородного сообщения, арендуемого АО «Кубань Экспресс-Пригород», приняло участие две заявки. Конкурс проводился с понижением цены на 15%. По результатам подведения итогов принято решение заключить договор с ООО «Грифон», предложившим 55253907 руб. 00 коп.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ЧОП «Боссервис» на действия АО «Кубань Экспресс-Пригород» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению сохранности и сопровождению моторвагонного подвижного состава пригородного сообщения, арендуемого АО «Кубань Экспресс-Пригород» (извещение № 31908368569 опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя                                                      О.А.С.

комиссии                                                                                        

                  

Члены Комиссии:                                                                  Ю.С.Б.

A.Н.Д.

С.О.Ш.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его

вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны