Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № К-128/2018 от 13 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К-128/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

13 ноября  2018 года                                                                                        г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

 

 

рассмотрев жалобу ООО «ЧАСПИК» (далее Заявитель) на действия заказчика – ФКУ Упрдор «Черноморье» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса: «Осуществление строительного контроля при выполнении работ по объекту: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск – Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 47 – км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край» (извещение № 0318100051218000125) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения конкурсной документации: заказчиком не установлено требование к участникам согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе – наличие членства в СРО; установленный порядок оценки по нестоимостному критерию.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация разработана в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в связи с чем, необходимость наличия членства в СРО отсутствует. Установление нестоимостных критериев оценки заявок, в том числе формирование перечня и определение состава документов и сведений, подтверждающих квалификацию участника, отнесено к полномочиям заказчика.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФКУ Упрдор «Черноморье» проводится открытый конкурс: «Осуществление строительного контроля при выполнении работ по объекту: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск – Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 47 – км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край» (извещение № 0318100051218000125) с начальной (максимальной) ценой контракта – 158 404 473,00 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.

В подп. 7.1 п.7 извещения, п.8.1 документации указано, что участник закупки должен соответствовать следующим требованиям - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.

При этом, в нарушение п.2) ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса.

П.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», установлено, что предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (п.3 Положения). Свод правил СП 48.13330.2011 (СНиП 12-01-2004) регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.

В соответствии с пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Кодекса.

Согласно ч.2 ст.53 Градостроительного Кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения или региональным оператором либо привлекаемым ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Таким образом, лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается наличием членства СРО.

В соответствии с письмом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации от 05.09.2017 № 31723-ТБ/02 при выполнении только функций строительного контроля лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Согласно п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение) (далее – Правила № 1085).

Согласно п. 4 Правил  № 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В конкурсной документации установлены критерии оценки:

1 Стоимостные критерии оценки

    1. Цена контракта 60%

2 Нестоимостные критерии оценки

2.1 Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Значимость критерия оценки 40%

Применяемы показатели данного критерия:

Показатель: «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема»

Коэффициент значимости (КЗ) = 1,0

Максимальная оценка по показателю – 100 баллов

Оценивается предложение участника об объемах выполненных работ (оказанных услуг) участником открытого конкурса по осуществлению строительного контроля на объектах капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог за период с 2016 по 2017гг. (включительно) (оценивается суммарный объем выполненных работ (оказанных услуг), исчисляемый в рублях).

Сведения подтверждаются следующими документами:

- по контрактам (договорам), заключенным по Федеральному закону № 44-ФЗ или заключенным в рамках исполнения контрактов по Федеральному закону № 44-ФЗ –                           копия исполненного/частично исполненного контракта (договора) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии), копии актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) на выполненный (оказанный) объем работ (услуг), копия извещения об осуществлении закупки с сайта zakupki.gov.ru.

В случае, если участник закупки являлся субподрядчиком (соисполнителем) по контракту, заключенному по Федеральному закону № 44-ФЗ, то необходимо представить копию контракта, заключенного между генеральным подрядчиком (генеральным исполнителем) и заказчиком, а также копию извещения об осуществлении закупки с сайта zakupki.gov.ru.

- по контрактам (договорам), заключенным по Федеральному закону № 223-ФЗ или заключенным в рамках исполнения контрактов по Федеральному закону № 223-ФЗ -                     копия исполненного/частично исполненного контракта (договора) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии), копии актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) на выполненный (оказанный) объем работ (услуг), копия извещения об осуществлении закупки с сайта zakupki.gov.ru.

В случае, если участник закупки являлся субподрядчиком (соисполнителем) по контракту, заключенному по Федеральному закону № 223-ФЗ, то необходимо представить копию контракта, заключенного между генеральным подрядчиком (генеральным исполнителем) и заказчиком, а также копию извещения об осуществлении закупки с сайта zakupki.gov.ru.

Порядок оценки:

Заявка участника с большей суммой объемов выполненных работ (оказанных услуг) по осуществлению строительного контроля на объектах капитального строительства,  реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог за период с 2016 по 2017гг. (включительно) оценивается большим количеством баллов.

Заявки других участников оцениваются пропорционально относительно показателей заявки, которой присвоено максимальное количество баллов (Кmax).

          Количество баллов, присуждаемых по критерию (показателю) (base_1_155055_74 ), определяется по формуле:

 

base_1_155055_75 ,

 

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

base_1_155055_76  - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

base_1_155055_77  - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.

 

Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Непредставление информации по показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу.

Участнику, не представившему информацию (сведения) по показателю, присваивается 0 баллов.

В случае, если дата выполненных объемов работ (услуг) будет не соответствовать установленному периоду (с 2016 по 2017гг. (включительно), и (или) объемы выполненных работ (оказанных услуг) по прилагаемым подтверждающим документам будут не соответствовать работам (услугам)  по осуществлению строительного контроля на объектах капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог,  то для оценки заявки по данному показателю  такие объемы работ (услуг) учитываться не будут.

В случае отсутствия в составе заявки участника какой-либо из копии нижеследующих документов:

- по контрактам (договорам), заключенным по Федеральному закону № 44-ФЗ или заключенным в рамках исполнения контрактов по Федеральному закону № 44-ФЗ –                         копия исполненного/частично исполненного контракта (договора) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии), копии актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) на выполненный (оказанный) объем работ (услуг), копия извещения об осуществлении закупки с сайта zakupki.gov.ru. В случае, если участник закупки являлся субподрядчиком (соисполнителем) по контракту, заключенному по Федеральному закону № 44-ФЗ, то необходимо представить копию контракта, заключенного между генеральным подрядчиком (генеральным исполнителем) и заказчиком, а также копию извещения об осуществлении закупки с сайта zakupki.gov.ru;

- по контрактам (договорам), заключенным по Федеральному закону № 223-ФЗ или заключенным в рамках исполнения контрактов по Федеральному закону № 223-ФЗ -                     копия исполненного/частично исполненного контракта (договора) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии), копии актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) на выполненный (оказанный) объем работ (услуг), копия извещения об осуществлении закупки с сайта zakupki.gov.ru. В случае, если участник закупки являлся субподрядчиком (соисполнителем) по контракту, заключенному по Федеральному закону № 223-ФЗ, то необходимо представить копию контракта, заключенного между генеральным подрядчиком (генеральным исполнителем) и заказчиком, а также копию извещения об осуществлении закупки с сайта zakupki.gov.ru,  но сведения, по которым содержатся в форме «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (Рекомендуемая форма 3 приложение № 1 к конкурсной документации), данный контракт (договор) при оценке заявки участника по показателю учитываться не будет.

Объем работ (услуг), выраженный в рублях, указанный участником в форме «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (Рекомендуемая форма 3 приложение № 1 к конкурсной документации) и стоимость работ, указанная в копиях актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по данным контрактам должны быть идентичными.

В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

    Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника опыта по государственным (муниципальным) контрактам нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных для работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленный в ст.8 Закона о контрактной системе. Данные довод подтвержден решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2018 (дело № А32-42845/2017).

Заказчик оценивает опыт по контрактам (договорам), заключенным исключительно по 44-ФЗ и 223-ФЗ, что ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ и заключенные контракты (договоры) по процедурам 44-ФЗ, 223-ФЗ, перед хозяйствующими субъектами, которые не имеют заключенных контрактов (договоров) по процедурам 44-ФЗ, 223-ФЗ.

            Кроме того, заказчик необоснованно требует предоставления извещения об осуществлении закупки с сайта при указании реестрового номера извещения в форме 3. Извещение о проведении закупки, как документ, не подтверждает опыт участника закупки. Вместе с тем, при непредоставлении данного документа контракт (договор) засчитываться не будет.

Таким образом, документация разработана с нарушением законодательства о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

Комиссией установлено, что на участие подано 3 заявки, в которых представлены выписки СРО, а также опыт выполнения работ.

Согласно реестру членов СРО ООО «ЧАСПИК» не является членом СРО, основной вид деятельности – торговля оптовая неспециализированная. В связи с изложенным, Комиссия не усматривает нарушение прав и законных интересов ООО «ЧАСПИК» при проведении указанной закупки.

Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.ч.15, 22, 23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЧАСПИК» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – ФКУ Упрдор «Черноморье» нарушение ч.2 ст.8, п.1) ч.1 ст.31, ч.3 ст.7, п.2) ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе.
  3. В связи с тем, что допущенные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны