Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № К – 24/2017 о нарушении законодательства... от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № К – 24/2017 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

18 мая 2017 года                                                                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Торг-Сервис» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» при проведении открытого конкурса: «Выполнение работ по разработке рабочей документации по объекту: "Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край", (остаточные работы)» (извещение № 0318100043317000026) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком установлено ограничение в части подтверждения опыта выполнения работ, так как предполагается предоставление копий только муниципальных и (или) государственных контрактов, а не других форм договоров, а также требуется опыт проектных работ только по берегоукрепительным (берегозащитным) сооружениям рек, руслорегулирующим (руслоочистительным) работам на реках. Кроме того, предъявление в качестве критерия опыта по изготовлению проектной документации необоснованно, поскольку предметом конкурса является изготовление рабочей документации. Также заявитель указывает, что заказчиком не раскрыто требование по опыту за период 2015-2016 годы (данный период является периодом исполнения контракта или заключения и исполнения контракта). По мнению заявителя критерий качество работ, значение показателя «Соответствие описания выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ)» является незаконным, поскольку нет конкретных критериев, на основании которых будет производится оценка, а также заказчик устанавливает недопустимую шкалу оценки (0, 10, 100 баллов). В разделе 10 конкурсной документации не установлена формула присвоения баллов по всем нестоимостным критериям и итоговая формула оценки по всем критериям. Конкурсная документация содержит противоречивые требования: в разделе 10 конкурсной документации в качестве показателя «Опыт участника» по критерию «Квалификация» установлено: Количествоисполненных муниципальных и (или) государственных контрактов по успешному выполнению работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт и (или) реконструкциюи (или) на строительство берегоукрепительных (берегозащитных) сооружений рек или выполнение руслорегулирующих (руслоочистительных) работ на реках, на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016гг., при этом, в разделе 11 для подтверждения квалификации «Опыт участника» в составе заявки участник должен представить «Количество исполненных муниципальных и (или) государственных контрактов, на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016гг». Кроме того, Заказчиком установлены невыполнимые сроки исполнения контракта (10 календарных дней).

Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, считают конкурсную документацию соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» проводился открытый конкурс: «Выполнение работ по разработке рабочей документации по объекту: "Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край", (остаточные работы)» (извещение № 0318100043317000026).

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 874 281,00 рублей.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Правила).

Согласно пункту 4 Правил, для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

1) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;

2) нестоимостные критерии оценки, включающие в себя:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее качество работ);

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).

В соответствии с положениями пункта 8 Правил, для оценки заявок Заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий «цена контракта».

Следовательно, Заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе также установить в конкурсной документации как один из нестоимостных критериев, так и два нестоимостных критерия.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателен оценки, устанавливающая интервалы их изменении, или порядок их определения.

Пункт 25 Правил предусматривает, что показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Пункт 27 Правил предусматривает, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

1) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

2) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

3) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных           мощностей,            технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

4) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

5) деловая репутация участника закупки.

Раздел 10 «Порядок и критерии оценки заявок, окончательных предложении участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимости» конкурсной документации по Объектам содержит критерии оценки заявок на участие в открытых конкурсах, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытых конкурсах:

1. Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации,специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость критерия 10%).

 

 

№ п/п

Наименование показателя критерия

Значение

Величина значимос-ти показа-теля критерия оценки в процентах

Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения

Документы, подтверждающие квалификацию участника

1

2

3

4

6

5

1

Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема

 

Количествоисполненных муниципальных и (или) государственных контрактов по успешному выполнению работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт и (или) реконструкциюи (или) на строительство берегоукрепительных (берегозащитных) сооружений рек или выполнение руслорегулирующих (руслоочистительных) работ на реках, на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016гг.

100

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки

  1. Копии исполненных муниципальных и (или) государственных контрактов;
  2. Копии акта (актов) о приеме выполненных работ.

 

 

ИТОГО

100%

 

 

 2.Критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (значимость критерия 30%).

 

№ п/п

Наименование показателя критерия

Значение

Величина значимости показателя критерия оценки в процентах

Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения

Документы, подтверждающие квалификацию участника

1

2

3

4

6

5

1

Качество работ

 

Соответствие описания выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ)

100

Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: описание последовательности и порядка выполнения проектных работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание лабораторных исследований и контрольно-измерительного оборудования) с привязкой к объекту согласно заданию и с основными проектными решениями (гидротехнические решения, мероприятия по отводу земельных участков под строительство гидротехнических сооружений, технологические решения, укрупненные стоимостные показатели); описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ      – 100 баллов.

 

Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: описание последовательности и порядка выполнения проектных работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание лабораторных исследований и контрольно-измерительного оборудования) согласно заданию; описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ – 10 баллов.

 

Не предоставление следующих материалов и сведений: описание последовательности и порядка выполнения проектно-изыскательских работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание лабораторных исследований и контрольно-измерительного оборудования) согласно заданию; описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ      – 0 баллов.

 

Расчет количества баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю.

Развернутое описание предложения о качестве выполняемых работ в соответствии с описанием объекта закупки, в том числе: цель работы, описание последовательности и порядка выполнения работ, с детализацией организационно-технических предложений, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на разработку проектной документации, применяемые методы и способы выполнения работ, описание применяемой в организации системы контроля качества.

 

 

 

ИТОГО

100%

 

*

Исходя из предложения участника в отношении каждого показателя критерия, вычисляется рейтинг такого участника в баллах с учетом коэффициента значимости показателя критерия. При этом оценивается предложение участника с учетом предоставленных в заявке документов, подтверждающих квалификацию участника.

В случае непредоставления документов, подтверждающих квалификацию участника, такому участнику присваивается рейтинг, равный 0 баллам. Отсутствие в заявке участника документов, подтверждающих его квалификацию, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Рейтинг участника по критерию вычисляется как сумма рейтингов по всем показателям оценки заявки и корректируется с учетом значимости критерия.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Таким образом, установленные Заказчиком в конкурсной документации критерии и показатели, раскрывающие их содержание, носят объективный характер и направлены на определение наиболее квалифицированного исполнителя по государственному контракту, что отвечает потребностям Заказчика, заинтересованного в оказании услуг надлежащего качества. Их установление при проведении рассматриваемых закупок является правомерным и прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Вышеуказанные доводы также подтверждаются письмом Минэкономразвития России №31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России №АЦ/50997/14 от 11.12.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-ФЗ в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложении участников закупки по нестоимостным критериям».

Согласно пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» является «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема». В данном случае работы сопоставимого характера и объема - это работы по изготовлению проектной документации. В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решении содержащихся в проектной документации. Также в Градостроительном кодексе РФ (далее - ГрК РФ) указан состав проектной документации, состоящий их 12 разделов. Вся документация согласно ГрК РФ является проектной, разделяется только стадийность, то есть стадия П (проектная) и стадия Р (рабочая). Заказчик в критериях оценки не указал требования опыта работы по проектированию к какой-нибудь из стадий, следовательно, участник закупки с опытом работы любой из стадий проектирования имел возможность получить баллы по данному критерию оценки.

Согласно пункта 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Несмотря на то, что государственный и муниципальный контракт представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения государственных или муниципальных нужд, он имеет ряд особенностей, которые определены требованиями Закона о контрактной системе, а именно строго определенный субъектный состав, возможность изменения условий исключительно в предусмотренных Законом о контрактной систме случаях.

Вместе с тем, в силу требований статьи 103 Федерального закона, сведения о государственных и муниципальных контрактах содержатся в реестре контрактов, что позволяет Заказчику в полной мере изучить и проверить информацию предоставленную участником.

Закон о контрактной системе ограничивает стороны в возможностях
вносить изменения в условия государственных контрактов (в том числе существенные): сроки исполнения обязательств; цену (не более 10%); виды подлежащих выполнению работ. Тогда как иные договоры, заключаемые только лишь в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, позволяют сторонам вносить любые изменения в содержание договора. Таким образом, наличие опыта по исполнению таких договоров не позволяет оценить участника, как достаточно квалифицированного для исполнения государственного контракта.

Установление нестоистоимостных критериев оценки заявок, в том числе формирование перечня и определение состава документов, подтверждающих квалификацию участника, отнесено к полномочиям Заказчика и установление в качестве подтверждения квалификации участника именно опыта по выполнению работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт и (или) реконструкцию и (или) на строительство берегоукрепительных (берегозащитных) сооружений рек или выполнение руслорегулирующих (руслоочистительных) работ на реках направлено исключительно на необходимость заключения государственного контракта с наиболее квалифицированными участниками, способными выполнить условия именно данного государственного контракта.

Кроме того, Заказчику требуется опыт по успешному выполнению работ за период 2015-2016 годов. В соответствии с пояснениями Заказчика опыт подразумевает именно исполнение муниципальных и (или) государственных контрактов в период 2015-2016 годов.

Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в Разделе 10 «Порядок и критерии оценки заявок, окончательных предложении участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимости» конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки выполняемых работ по нестоимостным критериям оценки.

В отношении критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» Заказчиком в конкурсной документации установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки.

В соответствии с Правилами оценки заявок наибольшее количество баллов получит участник конкурса, представивший наилучшее видение процесса исполнения государственного контракта, основанного на актуализированных материалах.

Градация критериев оценки разработана согласно абзаца 2 пункта 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям).

В соответствии со шкалой предельных величин значимости показателей оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» подробно расписанной в разделе 10 конкурсной документации:

100 баллов получит участник конкурса, представивший наилучшее описание последовательности и порядка выполнения проектных работ с привязкой к объекту согласно заданию и с основными проектными решениями;

10 баллов получит участник представивший описание последовательности и порядка выполнения проектных работ согласно заданию;

0 баллов получит участник, не предоставивший вышеуказанные материалы и сведения.

По мнению Заявителя в разделе 10 конкурсной документации нет порядка суммирования и подведения итогов оценки.

В разделе 10 конкурсной документации установлен порядок присвоения итоговой оценки:

«Исходя из предложения участника в отношении каждого показателя критерия, вычисляется рейтинг такого участника в баллах с учетом коэффициента значимости показателя критерия. При этом оценивается предложение участника с учетом предоставленных в заявке документов, подтверждающих квалификацию участника. В случае непредоставления документов, подтверждающих квалификацию участника, такому участнику присваивается рейтинг, равный 0 баллам. Отсутствие в заявке участника документов, подтверждающих его квалификацию, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N2 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Рейтинг участника по критерию вычисляется как сумма рейтингов по всем показателям оценки заявки и корректируется с учетом значимости критерия.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения)».

Данная информация является исчерпывающей при расчете итогового рейтинга заявки.

Заявитель считает, что конкурсная документация содержит противоречивые требования: в разделе 10 конкурсной документации в качестве показателя «Опыт участника» по критерию «Квалификация» установлено: Количествоисполненных муниципальных и (или) государственных контрактов по успешному выполнению работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт и (или) реконструкциюи (или) на строительство берегоукрепительных (берегозащитных) сооружений рек или выполнение руслорегулирующих (руслоочистительных) работ на реках, на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016гг., при этом, в разделе 11 для подтверждения квалификации «Опыт участника» в составе заявки участник должен представить «Количество исполненных муниципальных и (или) государственных контрактов, на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016гг».

В соответствии с разделом 12 «Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе» конкурсной документации «Условия исполнения контракта, являющиеся критерием оценки заявок, установлены в Разделе 10 «Критерии оценки заявок участников открытого конкурса, показатели таких критериев и величины их значимостей». Значения оцениваемых критериев (их показателей) должны быть внесены в таблицу 2 заявки».

Таким образом, участнику необходимо заполнить заявку в соответствии с разделом 10 конкурсной документации «Порядок и критерии оценки заявок, окончательных предложении участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимости», по форме, размещенной в разделе 11 конкурсной документации «Предложение участника в отношении объекта закупки», путем внесения значений оцениваемых критериев (их показателей) в таблицу 2 заявки.

По мнению заявителя, Заказчиком установлены невыполнимые сроки исполнения контракта (10 календарных дней).

Закон о контрактной системе не содержит требований к формированию срока выполнения работ.

В соответствии с пояснениями заказчика данный срок установлен исходя из потребностей заказчика и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Торг-Сервис» необоснованной.

2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100043317000026).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны