Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № К-47/2018 о нарушении законодательства о к... от 25 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № К-47/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

25 апреля 2018 года                                                                                                г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) <…>

рассмотрев жалобу ООО «Кибиком» (далее – Заявитель) на действия ФКУ Упрдор «Тамань» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса: «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство стационарных постов органов внутренних дел на автомобильных подходах к транспортному переходу через Керченский пролив. Строительство стационарного поста органов внутренних дел на автомобильном подходе к транспортному переходу через Керченский пролив со стороны Республики Крым» (извещение № 0347100003018000008) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения конкурсной документации. В своей жалобе ООО «Кибиком» указывает на следующие нарушения Закона о контрактной системе: 1) в один лот объединены 3 различных вида работ (инженерные изыскания, проектирование и экспертиза проекта), влекущие необоснованное сокращение числа участников закупки; 2) требование о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий нарушает права участников торгов; 3) в части проведения госэкспертизы неправомерно выбран способ закупки.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФКУ Упрдор «Тамань» проводился открытый конкурс: «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство стационарных постов органов внутренних дел на автомобильных подходах к транспортному переходу через Керченский пролив. Строительство стационарного поста органов внутренних дел на автомобильном подходе к транспортному переходу через Керченский пролив со стороны Республики Крым» (извещение № 0347100003018000008).

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 679 402,11 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 2) ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

Подпунктом г) пункта 1) части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В Извещении о проведении открытого конкурса для закупки №0347100003018000008 установлены единые требования к участникам закупки (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе). Требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Наличие членства в саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурного-строительного проектирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ. Для подтверждения данного соответствия участник закупки должен предоставить: оригинал или копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 (в соответствии с Разделами 6,15 конкурсной документации).

Аналогичные требования к участникам закупки установлены в Разделе 6 конкурсной документации.

Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

На основании ч. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ определено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

В Приложении № 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации определено задание № 2 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации  по объекту «Строительство стационарных постов органов внутренних дел на автомобильных подходах к транспортному переходу через Керченский пролив. Строительство стационарного поста органов внутренних дел на автомобильном подходе к транспортному переходу через Керченский пролив со стороны Республики Крым», в котором обусловлены цели и задачи инженерных изысканий и разработки проектной документации, в том числе установлены требования к изысканиям и обследованиям (Раздел 9 Приложения № 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации).

В силу ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

На основании п. 1 ст. 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что в ходе проектных работ по объекту, строительство которого осуществляется в сложных рельефных и гидрогеологических условиях, неизбежно возникает необходимость в дополнительных инженерных изысканиях. Выполнение разными организациями изыскательских и проектных работ добавляет дополнительные сложности и риски, дополнительное расходование бюджетных средств, особенно когда в ходе разработки проектной документации возникает необходимость дополнительных инженерных изысканий.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено выполнение инженерных изысканий и архитектурно-строительное проектирование в рамках одного договора, следовательно, с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации установление требований к участникам закупки о наличие членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что на участие в открытом конкурсе поступило 2 заявки.

Согласно Приложению № 3 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» конкурсной документации в сводную смету на инженерные изыскания и разработку проектной документации включены работы на экспертизу проектной документации.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

На основании п. 1.4 проекта государственного контракта (Приложение № 4 конкурсной документации) работа по Контракту считается выполненной после получения Заказчиком Проектной документации и результатов инженерных изысканий, оформленных в соответствии с требованиями Задания на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации (Приложение №1 к Контракту), положительного результата проведения государственной экспертизы Проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, а также подготовленных в соответствии с действующим законодательством документов для оформления прав Заказчика на занимаемые Объектом земельные участки (при необходимости) и подписания Сторонами Акта сдачи-приемки проектно-сметной документации.

Пунктом 7.3 проекта государственного контракта определено, Исполнитель обязан: в частности:

«7.3.1. Выполнить работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе Заданием на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации (Приложение №1 к Контракту), Графиком выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение №2 к Контракту) и сдать результат работ – Проектную документацию по Объекту в объеме, количестве и качеством, соответствующим требованиям Контракта.

Для сдачи Проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу в электронном виде они должны быть подготовлены в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.11.2014 №728/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

7.3.5. Провести необходимые согласования проектных решений.

7.3.5.1. Обеспечить проведение государственной экспертизы материалов инженерных изысканий и Проектной документации, проверку достоверности определения сметной стоимости строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства.

7.3.5.2. В целях проведения государственной экспертизы материалов инженерных изысканий и Проектной документации, Исполнитель в рамках исполнения Контракта:

- не позднее, чем за 10 (десять) календарных дней до даты направления Проектной документации на государственную экспертизу предоставляет Заказчику Проектную документацию и материалы инженерных изысканий для согласования;

- выступает плательщиком по оплате услуг государственной экспертизы;

- совместно с Заказчиком взаимодействует с органами государственной экспертизы;

- в процессе проведения государственной экспертизы вносит в материалы инженерных изысканий и Проектную документацию необходимые изменения для оперативного устранения замечаний органов государственной экспертизы.

7.3.16. Обеспечить внесение изменений в Проектную документацию, в том числе по замечаниям, полученным в результате проведения государственной экспертизы, в срок, установленный Заказчиком в письменном требовании.

Оплатить (возместить) расходы по оплате повторной государственной экспертизы в случае получения Заказчиком отрицательного заключения государственной экспертизы проекта (проектов) и необходимости проведения повторной государственной экспертизы.».

Частью 1 статьи 49 ГрК РФ определено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 49 ГрК РФ результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.

На основании ч. 4 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Таким образом, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат обязательной экспертизе, при этом условиями проекта государственного контракта определена обязанность подрядчика обеспечить проведение государственной экспертизы материалов инженерных изысканий и проектной документации, проверку достоверности определения сметной стоимости строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Из положений ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий является результатом выполненных работ, входящих в объект закупки.

Таким образом, выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Кибиком» необоснованной.

2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0347100003018000008).

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны