Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № КОУ – 6/2016 о нарушении законодательств... от 18 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № КОУ – 6/2016 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

12 июля 2016 года                                                                         г. Краснодар

 

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее – Заявитель) на действия ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» при проведении конкурса с ограниченным участием: «Выполнение подрядных работ на капитального строительства: «Противопаводковая система обвалования Кубани и Протоки (реконструкция, 1 очередь), Краснодарский край» (извещение №0318100043316000015) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заказчиком нарушена ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе, выбран неверный способ закупки.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» представлено письменное пояснение по существу жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» проводился конкурс с ограниченным участием: «Выполнение подрядных работ на капитального строительства: «Противопаводковая система обвалования Кубани и Протоки (реконструкция, 1 очередь), Краснодарский край» (извещение №0318100043316000015).

Начальная (максимальная) цена контракта – 621 150 000,00 руб.

Согласно ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе указано, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона. Согласно п.1) ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:  если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 Приложения №2 «Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием» постановления Правительства РФ от 04.02.2015г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» к таким случаям относятся выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значении, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд — превышает 50 млн. руб.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 621 150 000,00 руб., что соответствует ценовому критерию, предусмотренному постановлением Правительства №99 от 04.02.2015г.

Относительно второго критерия, необходимого для выбора закупки в форме способа конкурса с ограниченным участием, является отнесение объекта реконструкции к особо опасным технически сложным объектам капитального строительства, в связи с чем, поясняем следующее.

Объектом закупки являются подрядные работы по реконструкции объекта ­гидротехнического сооружения (ГТС): «Противопаводковая система обвалования Кубани и Протоки (реконструкция, 1-ая очередь), Краснодарский край».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

Согласно декларации безопасности гидротехнического сооружения «Противопаводкова система обвалования Кубани и Протоки», утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 22.05.2015, противопаводковая систем обвалования рек Кубани и Протоки расположена на территории двух субъектов Российской Федерации — Краснодарском крае и Республики Адыгея. Линейный объект занимает, обширны участок Краснодарского края ниже Краснодарского водохранилища, так называемую Нижнюю Кубань, включающую реку Кубань и два ее дельтовых рукава - рукав Кубань и рукав Протон (разделы 8.1. и 8.2.).

Указанный объект капитального строительства является уникальным объектом одновременно двух регионов Краснодарского края и Республики Адыгея, поскольку обхватывает две самые крупные реки двух субъектов РФ. Система обвалования является нераздельны линейным объектом и простирается одновременно по правому и левому берегам двух рек, начиная с Краснодарского водохранилища и завершается в устье рек Азовского моря.

Система обвалования рек Кубани и Протоки имеет противопаводковое назначение защищает прилегающие к рекам территории от наводнения.

Система обвалования является стратегически важным объектом капитального строительства, подлежит особому контролю со стороны надзора МЧС и Ростехнадзора. Других беорегозащитных сооружений рек Кубани и Протоки не существует в Краснодарском крае, что свидетельствует об ее уникальности.

Согласно «Ведомости объемов работ» приложения № 1 к Техническому заданию раздела VI «Техническая часть документации конкурса» реконструкция осуществляется в отношении берегоукрепительных сооружений правого и левого берегов реки Кубани, а также лево берега реки Протоки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасное гидротехнических сооружений» к полномочиям Правительства Российской Федерации относит установление перечня классов гидротехнических сооружений и критерии их классификации.

В соответствии с разделом 2 Критерий классификации гидротехнических сооружений утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. №986 «О классификации гидротехнических сооружений» имеется классификация гидротехнических сооружений зависимости от их назначения и условий эксплуатации, согласно которой берегоукрепительные гидротехнические сооружения относятся к III классу ГТС (пункт 17).

Однако согласно примечанию №7 к вышеуказанной классификации класс  гидротехнических сооружений, указанных в позиции 17 (берегоукрепительные гидротехнические сооружения), повышается на единицу в случае, если повреждение берегоукрепительных гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются в том числе на чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавши составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Согласно декларации безопасности гидротехнического сооружения «Противопаводковая система обвалования Кубани и Протоки», утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 22.05.2015, раздел 11.3. «Значение степени опасности (вероятности) для сценария наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии и повреждений» в таблице 22 «Интегральная оценка опасности» представлены результаты оценки степени опасности объекта по четырем показателям. Согласно показателю опасности «4» степень опасности определена «Очень большая», в соответствии с которой в случае повреждения гидротехнических сооружений противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки на отдельных участках могут иметь место тяжелые последствия затопления территорий, населенных пунктов и т.п. По величине вероятного ущерба масштаб ЧС будет иметь федеральный характер (пострадавших свыше 500 чел. либо ущерб свыше 500 млн. руб.) в соответствии с «Классификацией ЧС природного и техногенного характера», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.05.07 №304.

В соответствии с декларацией безопасности по величине коэффициента риска аварии можно судить о максимальной вероятности аварии ГТС, учитывая, что на основании имеющихся статистических данных величина риска на гидротехнических сооружениях оценивается по критериям, приведенным в таблице 24. В соответствии с выполненными расчетами, уровень риска аварии по значению вероятности аварии (Ра 0,11195) — «повышенный» (раздел 11.4).

По результатам расчетов наиболее вероятный ущерб с максимальным значением вреда, который может быть нанесен жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц при возникновении аварии на противопаводковой системе обвалования рек Кубани и Протоки составит 673,2 млн. руб. в ценах III квартала 2014 г. (раздел 11.6.).

Уровень безопасности ГТС, согласно классификации, регламентированной «Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений», утвержденной МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом России, ГГТН России 12.07.1999, №№ 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрированной в Минюсте РФ от 05.08.99 №1858, оценивается как «неудовлетворительный» (раздел 11.7).

ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» обращалось к разработчику проекта реконструкции и разработчику декларации безопасности ГТС «Противопаводковая система обвалования рек Кубани и Протоки» проектно-изыскательскому институту ОАО «Кубаньводпроект» с письмом о разъяснении возможных последствий разрушения берегоукрепительных сооружений, входящих в состав системы обвалования.

В ответ на указанное обращение письмом института ОАО «Кубаньводпроект» от 10.06.2016 №04-594 заказчику разъяснено, что в соответствии с декларацией безопасности повреждения берегоукрепительных гидротехнических сооружений противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки (реконструкция, 1 очередь), Краснодарский край могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации федерального характера, в результате которой количество пострадавших может составить свыше 500 человек либо размер материального ущерба может составить свыше 500 млн. рублей.

Учитывая, что вышеуказанные неблагоприятные последствия аварии берегоукрепительных сооружений противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки могут привести к ЧС федерального характера с количеством пострадавших свыше 500 человек либо размером материального ущерба свыше 500 млн. рублей, в соответствии с разделом 2 Критериев классификации гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. №986, класс указанного гидротехнического сооружения повышается на единицу, то есть до II класса

Следует отметить, что отнесение ГТС противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки ко II классу также основывается на разделе 4 Критериев классификация гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 ноябрь 2013 г. №986, в котором имеется классификация ГТС в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий, согласно которой ко II классу относятся ГТС, при условии, что числе постоянно проживающих людей, которые могут пострадать от аварии гидротехнического сооружения (человек) составляет от 500 до 3000, при условии, что ЧС, возникшая в результате аварии ГТС распространяется в пределах территории одного субъекта РФ (двух и более муниципальных образований). Согласно вышеуказанным пояснениям в соответствии с декларацией безопасности ГТС авария ГТС противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки может привести к ЧС федерального значения с количеством пострадавших свыше 500 человек, что свидетельствует об отнесении объекта ко II классу.

Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. №986, если гидротехническое сооружение в соответствии с критериями, утвержденными настоящие постановлением, может быть отнесено к разным классам, такое гидротехническое сооружение относится к наиболее высокому из них.

Указанные доказательства свидетельствуют о том, что ГТС «Противопаводковая систем обвалования рек Кубани и Протоки», которое является объектом оспариваемой закупки, относитяс в соответствии с законодательством к гидротехническому сооружению II класса, следовательно, указанный объект капитального строительства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48. Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к особо опасным и технически сложным объектам.

Учитывая, что отнесение объекта реконструкции к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, во взаимосвязи с НМЦК свыше 150 млн. рублей, позволяет заказчику проводить закупку в форме конкурса с ограниченным участием, заказчик ФГБ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» правомерно разместил закупку указанным способом.

Следует отметить, что ссылка заявителя жалобы на распоряжение Правительства с 21.03.2016 года №471 является несостоятельной ввиду следующего.

В жалобе перечислены отдельные виды работ, которые Заявитель относит к общестроительным. Строительство особо опасного объекта предполагает выполнение многих общестроительных работ для его реконструкции. Однако указанные работы необходимы для реконструкции непосредственно самого объекта и не меняет сути назначения объекта строительства.

Указанным распоряжением предусмотрена обязанность для заказчиков проводить закупку товаров, работ и услуг, перечисленных в перечне распоряжения, в форме электронного аукциона.

Рассматриваемый конкурс с ограниченным участием проводится согласно извещению по коду ОКПД2 42.91.20.120. Указанная группировка имеет сноску 4, которая содержит исключение по работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

Согласно вышеуказанным пояснениям заказчик доказал отнесение объекта реконструкции к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

В связи с чем, выбор способа закупки не противоречит Закону о контрактной ситеме.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Кулакова А.В. необоснованной.
  2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100043316000015).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны