Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № КС – 123/2019 от 17 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № КС – 123/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

17 января 2019 года                                                                                        г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Главсвязьстрой» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» (извещение № 0318100028518000334) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации и указывает, что документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе.

Согласно представленным пояснениям, Заказчик с доводами Заявителя не согласен. Аукционная документация составлена в соответствии с Законом о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» (извещение № 0318100028518000334).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 825 126,20 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.7) ст.42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

В извещении о проведении электронного аукциона в графе порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия банковской гарантии указано: «до подачи заявки на участие в аукционе перечисляется оператору электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет www.sberbank-ast.ru».

Согласно ч.10 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

В силу ч.11 ст.44 Закона о контрактной системе режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, установленного в соответствии с требованиями настоящей статьи;

2) перечисление в случаях, предусмотренных настоящей статьей, денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:

а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Указанные банки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации перед участником закупки за соблюдение установленного настоящей статьей срока прекращения блокирования его денежных средств на специальном счете участника закупки, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком (ч.13 ст.44 Закона о контрактной системе).

Указанная в извещении информация не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

По результатам внеплановой проверки установлено, что в аукционной документации в нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе порядок внесения денежных средств не указан.

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

Согласно п.48 Приложения №1 к Описанию объекта закупки - Перечень товаров (МАТЕРИАЛОВ)- Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товаров, используемых для выполнения работ:

Наименование

Требования ГОСТ

Описание

48

Болты  с гайками и шайбами

ГОСТ ISO 4032-2014, ГОСТ Р ИСО 4014-2013,

ГОСТ 11371-78, ГОСТ ISO 898-1-2014

Допускается использование болтокомплектов по ГОСТ 32484.1-2013, при соблюдении и указании характеристик товара. Класс точности болтов А или Б. Диаметр резьбы  болтов М3, М10, М12, М20. Класс прочности гайки не более 10. Шаг резьбы  болта не менее 0,5 мм. Номинальная длина болтов (l) не менее 20 мм. Диаметр резьбы  гайки не менее М3. Диаметр резьбы  шайб более 3,1 мм. Шаг резьбы  гайки не более 2,5 мм. Толщина гайки  не более 18 мм. Шайбы  в исполнении 1 либо 2. Класс точности шайб А либо С. Диаметр резьбы  крепежной детали для шайбы  не более 20 мм. Диаметр шайбы  не более 37 мм. Толщина шайбы  > 0,4 мм. Класс прочности болтов не менее 5.6. Гайки и шайбы  должны  быть  сопрягаемы  с используемыми болтами.

При этом согласно ГОСТ ISO 4032-2014 «Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В»; согласно ГОСТ Р ИСО 4014-2013 «Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В». В ГОСТ ISO 4032-2014, ГОСТ Р ИСО 4014-2013, ГОСТ 11371-78, ГОСТ ISO 898-1-2014 отсутствует указание на класс точности болтов «Б».

Согласно п.48 Приложения №1 к Описанию объекта закупки - Перечень товаров (МАТЕРИАЛОВ)- Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товаров, используемых для выполнения работ:

Наименование

Требования ГОСТ

Описание

24

Эмаль

 

Эмаль для окраски металлических, деревянных и других поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям, и для окраски внутри помещений. Год производства эмали до 2018 включительно. После высыхания эмаль должна образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу). Эмаль должна относиться к группе атмосферостойких лакокрасочных материалов (покрытия, стойкие к атмосферным воздействиям в различных климатических условиях, эксплуатируемые на открытых площадках). Пленка эмали должна быть устойчива к изменению температуры в диапазоне не менее чем от минус 50 °С до плюс 60 °С. Эмаль содержит воду, эмульгированную в полимере. Цвет эмали: серая или темно-серая. Маркировка эмали должна соответствовать требованиям ГОСТ 9980.4-2002

25

Грунт

 

Грунт должен быть  предназначен для грунтования металлических и деревянных поверхностей. По роду пленкообразующего вещества грунт допускается алкидный. Год изготовления грунта до 2018 включительно. После высыхания образуется матовое; полуглянцевое покрытие. Внешний вид покрытия: должно быть  однородное; ровное. Внешний вид грунта красно-коричневый, не должен быть  с посторонними механическими включениями. Время высыхания должно быть  не более 24 ч. Упаковка грунта должна соответствовать  требованиям ГОСТ 9980.3-2014. Маркировка грунта соответствовать  требованиям ГОСТ 9980.4-2002. Технические и эксплуатационные характеристики должны  соответствовать  ГОСТ 25129-82.  Гарантийный срок хранения или годности должен быть  не менее срока, установленного изготовителем.

26

Растворитель

ГОСТ 7827-74

Растворитель  должен соответствовать  требованиям ГОСТ 7824-74. Год изготовления до 2018 включительно. Растворитель  должен быть  предназначен для разбавления масляных красок, эмалей и лаков, а также лакокрасочных материалов, грунтовок, олифы  и битумных материалов. Должен представлять  собой бесцветную или слегка желтоватую однородную прозрачную жидкость  без видимых взвешенных частиц. Марка растворителя Р4. Упаковка растворителя должна соответствовать  требованиям ГОСТ 9980.3-2014. Маркировка должна соответствовать  требованиям ГОСТ 9980.4. 

28

Эмаль

 

Эмаль для окраски металлических, деревянных и других поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям, и для окраски внутри помещений. Год производства эмали до 2018 включительно. После высыхания эмаль должна образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу). Эмаль должна относиться к группе атмосферостойких лакокрасочных материалов (покрытия, стойкие к атмосферным воздействиям в различных климатических условиях, эксплуатируемые на открытых площадках). Пленка эмали должна быть устойчива к изменению температуры в диапазоне не менее чем от минус 50 °С до плюс 60 °С. Эмаль содержит воду, эмульгированную в полимере. Цвет эмали: белый. Маркировка эмали должна соответствовать требованиям ГОСТ 9980.4-2002

33

Герметик

 

Герметик, силиконовый однокомпонентный универсальный на основе силикона, для герметизации и заполнения швов и стыков при общестроительных и ремонтных работах, как внутри, так и снаружи помещения. Год изготовления до 2018 включительно. Отверждение под воздействием влаги из воздуха. Термостойкость в диапазоне минус 50 … плюс 170°С. Герметик должен содержать фунгициды. Герметик должен иметь возможность применения со всеми общепринятыми строительными материалами. Герметик должен быть предназначен для нанесения на поверхности при температуре (минимальной) окружающего воздуха не выше +1 °С.

Заявитель указывает, что требования Заказчика к году изготовления товара ограничивают конкуренцию, при этом доказательства, подтверждающие доводы, не представлены. Из условий документации следует, что контракт должен быть исполнен не позднее 15.02.2019 г. и, как пояснил Заказчик, требуемые товары есть в свободной продаже. Вместе с тем, по результатам внеплановой проверки установлено, что указанное требование не соответствует п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

В п.41 Приложения №1 к Описанию объекта закупки «Желоб водосточный» Заказчиком на изображении установлено требование к размеру «А» с возможными значениями 80-100 мм.

При этом в п.42 «Держатель для желоба» установлено следующее требование: «Опорная площадка для желоба должна быть не менее 80 мм шириной и должна быть больше, чем размер А предлагаемого водосточного желоба».

Исходя из установленных Заказчиком требований, участник имеет возможность указать размер опорной площадки для желоба «80 мм», однако такое значение не будет отвечать установленным Заказчиком требованиям, т.к. минимально возможное значение размера «А» у желоба может быть также «80 мм»

В п.41, п.52 Приложения №1 к Описанию объекта закупки Заказчиком в описании указано «Жолоб». При этом согласно разъяснениям положений аукционной документации 1063228 от 09.01.2019 «Желоб» и «жолоб» в описании закупки означают одно и то же».

Также в п.8, п.9, п.11, п.12, п.15, п.18, п.21, п.23 Приложения № 1 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, что противоречит письму ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

Таким образом, положения документации аукциона в электронной форме противоречат ч.3 ст.7, п.1), ч.1 ст.33, ч.1 ст.64, ч.10 ст.44 Закона о контрактной системе.

Допущенные заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

Таким образом, установленные заказчиком требования не противоречат ст.33 Закона о контрактной системе и не ограничивает участников закупки.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Главсвязьстрой»обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, п.1), п.2), ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.10 ст.44.

2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика –ФГБОУ ВДЦ «Смена» нарушение ч.3 ст.7, п.1), п.2), ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.10 ст.44 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что заказчику (аукционной комиссии) –  ФГБОУ ВДЦ «Смена» выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе повторное предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны