Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ВП-173/2018 от 17 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ВП-173/2018

 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе

17 октября 2018 года                                                                         г. Краснодар

         На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

проведена внеплановая проверка при проведении электронного аукциона № 0318200063918002296 «Оказание услуг по техническому обслуживанию 19 (девятнадцати) аппаратно-программных комплексов видеоконтроля и видеофиксации» в части нарушения законодательства о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

         22 августа 2018 года в Краснодарское УФАС России поступила информация Контрольно-счетной палаты КК о нарушениях законодательства, выявленных в результате аудита в сфере закупок в действиях  ГКУ КК «Безопасный регион» при проведении департаментом по регулированию контрактной системе КК электронного аукциона: «Оказание услуг по техническому обслуживанию 19 (девятнадцати) аппаратно-программных комплексов видеоконтроля и видеофиксации» (извещение № 0318200063918002296) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)

Рассмотрение было назначено на 31 августа 2018 года 12-00, в связи с необходимостью получения расширенного толкования с нормативно-правовым обоснованием позиции от Контрольно-счетной палаты КК, с учетом полномочий Краснодарского УФАС России, регламентированных ст. 99 Закона о контрактной системе,  Комиссией было принято решение перенести срок проведения внеплановой на 17.10.2018 года 15-00.

В соответствии с информацией, изложенной в обращениях Контрольно-счетной палаты (письма от 22.08.2018 года № 2363-02/18.3 (вх. № 9128 от 22.08.18), от 15.10.2018 года № 2964-02/18.3 (вх. № 11190 от 15.10.2018 года), подателем информации усматриваются следующие нарушения Закона о контрактной системе: 1) проводимый электронный аукцион, в нарушение п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе, не содержит цену запасных частей и цену единицы работы; 2) нарушены положения ст. 33 Закона о контрактной системы  в части включения в описание объекта требований, влекущих ограничение конкуренции из-за возможного введения участников закупки в заблуждение; 3) п. 7.3 проекта контракта не соответствует требованиям ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе.

Представители уполномоченного органа, Заказчика с доводами, изложенными в акте не согласились, считают действия Заказчика, уполномоченного органа правомерными.

  Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.

         Уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы КК проводился электронный аукцион: «Оказание услуг по техническому обслуживанию 19 (девятнадцати) аппаратно-программных комплексов видеоконтроля и видеофиксации» (извещение № 0318200063918002296). Заказчик - ГКУ КК «Безопасный регион».

Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом". В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом", следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).

В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено следующее: «В соответствии со Статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.»:

Наименование товара, работы, услуги по КТРУ

Код позиции

Характеристики товара, работы, услуги

Заказчик

Единица измерения

Количество

Цена за ед.изм.

Стоимость

Наименование

Значение

Единица измерения

Запасные части, комплектующие, расходные материалы и программное обеспечение, предназначенные для ремонта АПК видеоконтроля и видеофиксации: 36 видов

26.51.85.120

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "БЕЗОПАСНЫЙ РЕГИОН"

 

1.00

1187792.52

1187792.52

Оказание услуг по техническому обслуживанию 9 (девяти) аппаратно-программных комплексов измерения скорости движения транспортных средств по видеокадрам «АвтоУраган- ВСМ» (для контроля 2 полос движения)

33.13.11.000

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "БЕЗОПАСНЫЙ РЕГИОН"

 

1.00

56200.00

56200.00

Оказание услуг по техническому обслуживанию 10 (десяти) аппаратно-программных комплексов определения интенсивности и параметров движения транспортных средств «Арена»

33.13.11.000

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "БЕЗОПАСНЫЙ РЕГИОН"

 

1.00

30600.00

30600.00

                   

 

В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

         Согласно ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:

а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;

б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:

а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

б) внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, а также при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

Контроль за формированием начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия Краснодарского УФАС России.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

В разделе 8 «Инструкция по заполнению заявки» Заказчиком установлено в том числе следующее: «…Если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика…».

В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлено следующее: «Требования, установленные к техническим характеристикам закупаемых работ, входящих в объект закупки», «Наименование, периодичность и цена услуг по техническому обслуживанию 10 АПК определения интенсивности и параметров движения транспортных средств «Арена»» (Таблица № 1 раздела 2), «Наименование, периодичность и цена услуг по техническому обслуживанию 9 АПК измерения скорости движения транспортных средств по видеокадрам «АвтоУраган- ВСМ» (для контроля 2 полос движения)» (Таблица № 2 раздела 2), «Перечень запасных частей, комплектующих, расходных материалов и программного обеспечения, которые могут быть использованы при исполнении контракта» ( Таблица 3 раздела 2).

Представители Заказчика пояснили, что требования документации сформированы с учетом потребности Заказчика, а также исходя из специфики предмета проводимого электронного аукциона. Порядок и форма оказания услуги были определены с учетом основной деятельности учреждения и практикой проведения  оказания услуг по техническому обслуживанию  аппаратно-программных комплексов видеоконтроля и видеофиксации.

Аукционная документация содержит обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, предусмотренное п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Представленная информация о нарушении не содержит доводов относительно требований, которые повлекли (или могли бы повлечь) ограничение прав и законных интересов участников торгов.

Жалобы от участников электронного аукциона при проведении закупки не поступали.

Согласно п. 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2018 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации: «…Из  буквального  толкования  названных  положений  следует,  что  заказчики,  осуществляющие  закупку  по  правилам  данного  закона,  при  описании объекта закупки должны таким образом определить требования к  закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы,  соответствуют  их  потребностям,  а  с  другой  стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки… Судом отмечено, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).  В рассматриваемом деле антимонопольным органом не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона …».

На основании изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).

В п. 7.3 проекта контракта Заказчиком указано в том числе следующее: «Для проверки предоставленных Исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик вправе проводить экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок Российской Федерации…».

Таким образом, п. 7.3 проекта контракта не соответствует требованиям ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе.

Допущенное заказчиком нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Согласно представленным пояснения Заказчика по результатам проведения электронного аукциона заключен государственный контракт.

Комиссия, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. По результатам проведения внеплановой проверки установить в действиях Заказчика- ГКУ КК «Безопасный регион» нарушение ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе.
  2. В связи с тем, что Заказчиком заключен контракта, предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны