Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ВП-194/2018 от 8 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ВП-194/2018

о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

08 ноября 2018 года                                                                             г. Краснодар

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

         на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе)  проведена внеплановая проверка (далее Заявитель) в отношении заказчика – ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» при проведении уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края электронного аукциона № 0318200063918002688 «Поставка автомобилей легковых с пробегом» в части нарушения законодательства о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России из прокуратуры Краснодарского края поступила информации о нарушении заказчиком - ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) при проведении уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края электронного аукциона № 0318200063918002688 «Поставка автомобилей легковых с пробегом».

Согласно представленной информации заказчиком установлены избыточные требования к закупаемому автомобилю; при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использована информация о ценах на автомобиль легковой конкретной марки и комплектации Hyunday Genesis G80 «BUSINESS»; с целью обхода установленного законодательством запрета в извещении и документации указан код ОКПД2 – 45.11.11.000 (услуги по оптовой торговле пассажирскими автотранспортными средствами).

Также из ФАС России и прокуратуры Краснодарского края поступило обращение Панина Н.Н. Согласно данному обращению под описание объекта закупки подходит одно транспортное средство, выпущенное в Республике Корея; не установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих их иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Постановление № 656).

В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, управлением привлечена Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

В процессе рассмотрения дела сторонами предоставлены письменные пояснения.

Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что в описании объекта закупки не указан товарный знак, что предоставляет возможность предложить участникам транспортные средства любой марки, соответствующей установленным требованиям. Таким характеристикам соответствуют транспортные средства трех различных производителей: GENESIS, BMB, Cadillac. На участие подано 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям документации. Анализ заявок участников демонстрирует предложение в общей сложности 36 транспортных средств с различными (не повторяющимися) данными о накатанных расстояниях (пробеге), что неизбежно приводит к заключению о наличии возможности поставки закупаемого товара как минимум двумя продавцами. В ОКПД2 соответствующий код отсутствует. К указанному прокуратурой Краснодарского края коду – 29.10.24.000 отнесены средства автотранспортные для перевозки людей прочие. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», к средствам автотранспортным для перевозки людей прочим указанный классификатор относит: автомобили легковые малого класса для инвалидов; автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литров) и высшего класса. В связи с чем, заказчик не обладал возможностью установить код 29.10.24.000. Также заказчик в обоснование ссылается на приказ Росстата от 29.12.2017 № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта».

Согласно информации, предоставленной Торгово-промышленной палатой Краснодарского края, действие Постановления № 656 на автомобили с пробегом не распространяются, оформление акта экспертизы не осуществляется.

Рассмотрев представленные материалы в части наделенных полномочий, Комиссия пришла к следующим выводам.

Контроль за обоснованием (начальной) максимальной цены контракта, обоснованности закупок в соответствии со ст.18, 19 Закона о контрактной системе в полномочия управления не входит (ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе).

         Уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение и документация электронного аукциона № 0318200063918002688 «Поставка автомобилей легковых с пробегом».  Начальная (максимальная) цена контракта 45 000 000, 00 рублей. Количество 18 штук.

В разделе 2 Описание объекта закупки заказчиком установлены требования к закупаемому товару с указанием функциональных, технических, качественных характеристик. В частности, система мониторинга давления в шинах, камера заднего вида, подрулевые переключатели режимов коробки передач, регулируемые передние и задние подголовники, система Smartkey с запуском двигателя кнопкой, электрорегулировка поясничного подпора передних сидений, система активного шумоподавления, что, по мнению, прокуратуры Краснодарского края, является избыточным.

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В описании объекта закупки не указан товарный знак, что предоставляет возможность предложить участникам транспортные средства любой марки, соответствующей установленным требованиям. Из пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что таким характеристикам соответствуют транспортные средства трех различных производителей: GENESIS, BMB, Cadillac. В соответствии с п.6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, безопасность транспортного средства – состояние, характеризующее совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Указанный в документации функционал транспортного средства характеризует техническую конструкцию транспортного средства и степень безопасности. В связи с чем, нарушения положений ст.33 Закона о контрактной системе Комиссия не усматривает. На участие подано 2 заявки, которые по результатам рассмотрения первых частей заявок признаны соответствующими требованиям документации.

Постановлением № 656 утвержден перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Перечень включает:

29.10.21.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см, новые

29.10.22.000 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см, новые

29.10.23.000 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые

29.10.24.000 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие

Таким образом, код ОКПД2 29.10.24.000 прямо не указывает средства автотранспортные новые.

Предметом аукциона является поставка автомобилей легковых с пробегом. В п.1.4 проекта контракта указано, что у каждой единицы товара должно быть не более одного владельца (не включая официального дилера и продавца), вписанного в паспорт транспортного средства.

В извещении указан код ОКПД2 - 45.11.11.000 (услуги по оптовой торговле пассажирскими автотранспортными средствами), при этом наименование товара поставка автомобилей легковых.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В качестве обоснования невозможности применения кода ОКПД2 29.10.24.000 Заказчик ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Указанное постановление принято в соответствии со ст.258 Налогового Кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в ч.7 ст.258 Налогового Кодекса Российской Федерации указано, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника. Также заказчик ссылается на Приказ Росстата от 29.12.2017 № 887«Об утверждении методологических положений по статистике транспорта». Согласно данному Приказу единицей статистического наблюдения являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (включая субъекты малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности, осуществляющие перевозки грузов на коммерческой основе и для собственных целей (исключая технологические перевозки) и перевозки пассажиров на коммерческой основе.

Из пояснений Торгово-промышленной палаты Краснодарского края № 786 от 07.11.2018 следует, что акты экспертизы и сертификаты формы СТ-1 выдаются уполномоченными ТПП на основании первичных актов экспертиз (оформленных на постоянную номенклатуру товаров сроком на один год), выполненных экспертами уполномоченной ТПП, которая расположена в месте нахождения непосредственного изготовителя товара-объекта закупок. В случае, если сведения о товаре-объекте закупки отсутствуют в центральной базе данных ТПП России в качестве сведений о товаре, прошедшем экспертизу на предмет его соответствия требованиям, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ № 719, заявителю направляется мотивированы отказ в выдаче акта экспертизы, либо сертификата формы СТ-1.

Кроме того, Комиссией установлено, что победителем определено ООО «Хэнде Центр Краснодар». Согласно выписке из ЕГРЮЛ осуществляет розничную и оптовую торговлю легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами, кроме пассажирских.

Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства не подтверждают невозможность применения кода ОКПД2 29.10.24.000. В связи с чем, заказчиком допущено нарушение ч.3 ст.14, п.7) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, Постановления № 656, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

         Комиссия, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика– ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» нарушение ч.3 ст.14, п.7) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, Постановления № 656.
  2. В связи с тем, что контракт заключен предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны