Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ВП-245/2018 о результатах внеплановой пр... от 26 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ВП-245/2018

 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе

26 декабря 2018 года                                                                         г. Краснодар

         На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

проведена внеплановая проверка при проведении электронных аукционов 0118300013318001720, 0118300013318001741 в части нарушения законодательства о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

         13 декабря 2018 года в Краснодарское УФАС России поступила информация Прокуратуры города Новороссийск о нарушениях законодательства, выявленных в ходе проверки соблюдения законодательства в действиях  УК администрации МО город Новороссийск при проведении АМО г. Новороссийск электронных аукционов 0118300013318001720, 0118300013318001741 в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)

В соответствии с информацией, изложенной в обращении Прокуратуры города Новороссийск, в действиях Заказчика усматриваются следующее нарушение Закона о контрактной системе: 1) нарушение порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта; 2) аукционная документация не содержит обязательные требования к сертификации поставляемого товара (электрические гирлянды, иллюминация); 3) Заказчиком в описании объекта закупки не установлены конкретные размеры приобретаемой новогодней ели; 4) п. 3.5 проекта контракта установлены требования противоречащие нормам действующего законодательства.

Представители уполномоченного органа, Заказчика с доводами, изложенными в поступившей информации не согласились, считают действия Заказчика, уполномоченного органа правомерными.

  Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.

В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона (ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе).

Уполномоченным органом – АМО г. Новороссийск КК проводились электронные аукционы №0118300013318001720, 0118300013318001741. Заказчик - УК администрации МО город Новороссийск.

 Краснодарское УФАС России, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14.

В соответствии с ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, а также при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Таким образом, контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Краснодарского УФАС России.

Вместе с тем, представителями уполномоченного органа, Заказчика пояснено следующее:

Администрацией размещено извещение № 011830001338001741 на поставку электрической гирлянды и набора шаров с начальной (максимальной) ценой контракта 3 042,3 тыс. рублей.

Раздел 6 аукционной документации содержит информацию об обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, муниципальным заказчиком начальная максимальная цена контракта составляет 3 480,1 тыс. рублей, что является технической ошибкой.

Таким образом, размещенная по закупке № 011830001338001741 информация противоречит ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Прокуратурой города Новороссийск указано, что закупаемая продукция должна иметь обязательные сертификата соответствия.

Представители Заказчика, уполномоченного органа пояснили, что согласно п. 31 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 30.12.2017) « О противопожарном режиме» - при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях IV и V степеней огнестойкости допускается использовать только помещения, расположенные на 1-ми 2-м этажах, а при проведении указанных мероприятий для детей ясельного возраста и детей с нарушением зрения и слуха - только на 1-м этаже.

В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.

На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.

При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев и повреждение изоляции проводов, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.

Новогодняя ёлка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки ёлки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков.

Приобретённая каркасная ель установлена на открытой площадке, не в закрытом здании, помещении.

Комиссией установлено, что предметом контрактов является установка каркасной ели, по своей сути являющейся сооружением.

Так согласно п. 1.2 ГОСТ 25957-83 по типу мобильности мобильные здания и сооружения подразделяются на сборно-разборные. Согласно п. 4 Таблицы 2 сооружения сборно-разборного типа- это мобильное сооружение, состоящее из отдельных блок-контейнеров, плоских или линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации.

На основании приведенной терминологии можно сделать вывод, что каркасная ель представляет собой сооружения сборно- разборного типа.

Согласно п. 1.1 СНиП II.01.07-85* при проектировании следует учитывать нагрузки, возникающие  при возведении и эксплуатации сооружений, а также при изготовлении, хранении и перевозке строительных конструкций.

Прокуратурой города Новороссийска указано, что Заказчиком не установлены требования к специальной квалификации монтажника и электрика при работе с закупаемой елью.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Таким образом, ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик не вправе предъявлять требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.

Вместе с тем, с учетом местонахождения Заказчика и предмета контракта, при формировании описания объекта закупки Заказчик обязан учитывать нагрузки (в том числе ветровые) на сооружение (каркасная ель), регламентированные СНиП II.01.07-85*, соответствие которому в требованиях документации не установлено.

Также в информации казано, что Заказчиком установлен размер ели не менее 20 м, без ограничения пределов высоты.

В связи с тем, что при формировании объекта закупки Заказчик руководствовался данными производителей и собственной потребностью, было установлено минимально допустимое значение высоты каркасной ели.

Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе).

Согласно рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.11.2018 №0118300013318001720-1 на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации . Победитель торгов осуществил поставку ели высотой 23 метра.

Согласно п. 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2018 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации: «…Из  буквального  толкования  названных  положений  следует,  что  заказчики,  осуществляющие  закупку  по  правилам  данного  закона,  при  описании объекта закупки должны таким образом определить требования к  закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы,  соответствуют  их  потребностям,  а  с  другой  стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки… Судом отмечено, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).  В рассматриваемом деле антимонопольным органом не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона …».

Таким образом, установленное Заказчиком требование не ограничило прав и законных интересов участников закупки и не противоречит ст. 33 Закона о контрактной системе.

Также Комиссией установлено, что в нарушение ГОСТ Р МЭК 598-2-20-97 (раздел 20 «Гирлянды световые») закупка № 0118300013318001741 «Поставка электрической гирлянды и набора шаров» не содержит требование о соответствии поставляемой продукции требованиям данного ГОСТ, что противоречит п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Требование об обязательной сертификации елочных гирлянд действующим законодательством не регламентирована, в связи с чем, данная норма в аукционной документации не указана.

Комиссия, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика- УК администрации МО город Новороссийск установлено нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  2. В связи с тем, что Заказчиком заключены муниципальные контракты, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
  3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны